Мой дом - моя радость
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Троицко - Харцызская школа № 18
Моя семья - моя радость
Классный час
Разработка
учителя истории и права
Степаненко В. П.
Цель : развивать семейное творчество,
сотрудничество семьи и школы.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к семье, чувство гордости за свою семью;
- формировать нравственную культуру детей и родителей;
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка, формированию навыков доброжелательного отношения детей друг к другу;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать сообразительность, внимание, память.
Ход мероприятия:
Учитель: Сентябрьский день
Собрал сюда нас вместе.
Поделиться светом, добротой
Чтобы с пользой прошли
Минуты эти.
Сердце ты своё, дружок, открой.
Звучит песня “ Родник”
Живи, родник, живи,
Родник моей любви,
Любви к земле одной
Земле навек родной–
- Ребята? А где же человек берёт силы, чтобы любить?
(в семье)
– Наша встреча посвящена вечному источнику любви, источнику вдохновения – семье!
Учитель:
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Песня '” Родительский дом ”
Учитель: Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (Нет.)
Т. е. представления о счастье у людей разные.
- Сейчас выполним несложное задание.
Пронумеруйте по мере убывания значимости те
области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.
Ребята, покажите свои ответы. Почему же семья зачастую ассоциируется со счастьем? Действительно, в семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные … Давайте попытаемся продолжить этот список. (получаем жизнь; это место, где нас любят, прощают, заботятся…)
Учитель: На нашем семейном празднике присутствуют семейные команды и семейный совет, выполняющий функции жюри. Представляем команды и семейный совет (жюри).
Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.
- КОНКУРС “СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ”
Каждая команда-семья расскажет о своих семейных увлечениях интересно, творчески. Итак, послушаем рассказы семей под названием
“Дело было вечером, делать было нечего…”
Выступление команд, представление.
- Каждая семья должна оформить свою ветку дерева.
- КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”
Учитель: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка.
Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Учитель: А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Учитель: Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задания:
– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
- КОНКУРС “ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ”
Учитель: Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Дети сели за уроки. Родители им помогают.
Урок русского языка: вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.
1. Сын моей матери.
2. Мой родитель.
3. Брат отца или матери.
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня.
5. Та, что дала нам жизнь.
6. “Святая кровь” – мать мужа.
7. Сестра мамы или папы.
8. Сын моего ребенка.
9. Мой наследник.
10. Сын моей сестры или брата.
11. Отец мужа.
- Урок музыки: кто больше споет песен о семье. (Болельщики могут помогать своей команде.)
- Урок рисования: нарисовать дом, в котором хотела бы жить эта семья.
- Урок математики: вопросы на внимание.
1. Что случилось 31 февраля? (Его нет)
2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно)
3. Может ли петух назвать себя и пищей? (Нет, петух не умеет говорить)
4. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
5. Почему собака бегает? (По земле)
6. За чем во рту язык? (За зубами)
7. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год)
8. Как написать “сухая трава” 4 буквами? (Сено)
9. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто)
10. В каком слове состоящем из 5 букв 5 “О”? (Опять)
- КОНКУРС “УСТАМИ МЛАДЕНЦА”.
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
– Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
- ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ КОНКУРС “ САМЫЙ СМЕШНОЙ СЛУЧАЙ ИЗ ДЕТСТВА ”
- “ КУЛИНАРНЫЙ”
музыка : люблю я макароны …….
Ведущий вручает командам листки с заданиями, а жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.
Задания:
1. Подчеркнуть лишний напиток: кока-кола, морс, боржоми, фанта, лимонад. (Морс – негазированный напиток.)
2. Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее: АЯЦИНЧИ, МЕОТЛ, ЯЗГНАЬЛУ, НСРЫИК. (Сырник – для приготовления не используются яйца.)
3. Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово: ТВО(…)АЛИК. (Рог)
4. Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда: РАС(…)НИК. (Соль)
5. Подобрать слова в скобках: (мужское имя) + (местоимение) + ы = изделие из муки. (Макароны)
- КОНКУРС “ ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ ”
Песня……” Родительский дом…..”
Учитель: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?
Команды отвечают.
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду.
Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название.
Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.
Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.
Семьи-команды выполняют задание. Далее – защита проектов “Дом моей мечты”.
- Здоровье. удача . уют , счастье , доброта
- Красота , улыбка ,традиции , любовь , достаток
Учитель: Благодарим всех строителей. Дома у всех оказались прекрасными. Пока жюри подводит итоги конкурсов, мы поиграем с болельщиками.
Дети читают стихи:
Семья- это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку, и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья- это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены, родные, отчий твой дом-
Сердце навеки останется в нем!
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Учитель: К слову ДОМ придумайте прилагательные.
Д: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.
Учитель: А теперь придумайте глаголы.
Д: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.
Учитель: В доме уютно, а это самое главное.
Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.
Учитель: Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.
Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями?
Возможные ответы ребята выписывают на доску. После того, как выполнили работу, показать запись на доске и обсудить их выводы.
Варианты ответов учащихся.
-проявлять послушание;
-быть их сторонниками;
-не огорчать их;
-ободрять их в период трудностей;
-проявлять человечность и участие ко всем членам семьи;
-оказывать необходимую помощь по дому;
-поддерживать их во всех начинаниях;
-выражать признательность и благодарность;
-проявлять понимание в принятии родителями определенных решений;
-обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели;
-ставить их в известность о том, где вы и с кем.
Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.
1. Родители контролируют школьные дела детей.
2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.
2-й ведущий. "В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна у каждой семьи есть свои собственные. Давайте; поиграем. Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.” (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)
В завершение разговора я хотела бы прочитать небольшое стихотворение:
2-й ведущий.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
1-й ведущий.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
- БЛИЦ ТУРНИР
1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
2. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
3. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
4. На что больше походит половина апельсина? (На другую половину)
5. На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)
6. На каких полях не растет трава? (На полях школьной тетради)
7. Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
8. Что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (Спит)
9. Где вода стоит столбом? (В стакане)
10. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
11. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
12. Название, какой птицы состоит из буквы и названия реки? (Иволга)
13. Что находится между городом и деревней? (Союз “И”)
14. Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон)
15. Сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (Я сам)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: Слово жюри. Награждение по номинациям “Самая дружная семья”, “Самая творческая семья”, “Самая музыкальная семья”, “Самая интеллектуальная семья” и т.д.
Учитель: Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
2-й ведущий: А теперь, уважаемые участники и болельщики, заканчивая сегодняшний праздник, хочется сказать большое спасибо всем и выразить надежду, что семейный праздник помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству.
Учитель: Да, и одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни.
А вот интересно, какой семье легче прожить на свете! (Ответы детей)
Учитель: Я совершенно с вами согласна. Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.
Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы в семье было взаимопонимание и доверие? (высказывания детей)
Учитель: А вот так говорит об этом И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»
1.Что значит для меня моя семья? Конечно – счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня, Лишь только семь, но очень – очень важных.
2. Во-первых, это главное – любовь. Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно и каждый день по-разному.
3. Второе – дети. Что за дом без них? Пустыня без колодца – не напиться.
А дети – это жизнь, это родник, И продолженье рода. Пусть струится!
4. Потом забота. Лишь она - Очаг семейный сбережёт от ветра
Старайся, чтоб с улыбкою весна. Была всегда с тобою, а не где-то.
5. Четвёртое – терпение. Оно Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.
6. А пятое – ответственность и дом. В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.
7. Шестое – уваженье. Только с ним- Приобретёшь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным
8. И, наконец, седьмое – чистота. Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
Давайте возьмемся за руки и все вместе споем песню, слова которой являются девизом нашего праздника “Изгиб гитары желтой…”
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба – большой и звездно-снежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Анкета «Взаимоотношения в вашей семье»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
-очень хорошими;
- хорошими;
- не очень хорошими;
- плохими;
- не очень плохими.
2. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да;
- не совсем;
- нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно;
- по выходным дням;
- редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;
- еще что-то (допишите).
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да;
- часто;
- иногда;
- редко;
- нет.
7. Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание членами семьи друг друга;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
- разногласие в вопросах воспитания детей;
- злоупотребление алкоголем;
- другие причины (укажите).
8. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
- естественное затухание конфликта;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.
9. Были вы свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
- да;
- нет;
- иногда.
10. Как вы реагируете на семейные конфликты?
- переживаю, плачу;
- становлюсь на сторону одного из родителей;
- пытаюсь помирить;
- ухожу из дома;
- замыкаюсь в себе;
- отношусь безразлично;
- становлюсь озлобленными, неуправляемыми;
- ищу поддержку у других людей.
6. Итог . Как вы понимаете пословицу «Дерево держится корнями, а человек - родственниками»?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский конкурс "Талант - это труд и радость"
Представлена работа "Большой талант требует большого трудолюбия". Технология опыта с одарёнными детьми в школе включает систему по созданию мотивации успеха в работе с учащимися...
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
"Мелодией одной звучат печаль и радость!"
О стихах, ставших песнями....
Концертная программа "Моя мама- моя радость", посвященная 8 марта
Учитель:Добрый день , дорогие друзья. Сегодня у нас в школе праздник – самый значимый, самый добрый, самый нежный и самый ласковый - праздник наших мам. Этот праздник напоминает нам о великой ми...
Час радости
Описывается работа психолога для выравнивания положительного эмоционального фона в коллективе учащихся 1-4 классов. Дается система упражнений, расширяющих их внутренний мир, способствующих установлени...
Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить
Мы привыкли к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...
Ни печали без радости, ни радости без печали
Расширение представлений учащихся о жизненных проблемах и способах их преодоления....