Я- гражданин России
классный час (7 класс) на тему

Решетникова Галина Владимировна

Патриотическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_ya-_grazhdanin_rossii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я – гражданин России»

Цели:

повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; овладение технологией работы в группах, развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций; формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга; воспитание и развитие личностных компетенций.

Ход мероприятия.

I. Вступление.

Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?
(Ответы детей.)
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ.

Звучит гимн России.

Учитель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники и проходить политические события. Может быть, вы слышали о том, какие важные мероприятия скоро будут проходить в нашей стране? (Ответы детей.)

Учитель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время.

Календарь знаменательных дат:

20 ноября – Всемирный день ребёнка.

26 ноября – День матери России.

2 декабря – День выборов в Государственную Думу.

10 декабря – День защиты прав человека.

12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

II. Основная часть

Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова (с. 143) понятие «гражданин» объясняется так (на каждой парте толкование слова). Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.

Гражданин:

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия.

– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек) 
– Что значит, «постоянное население»?
(Те люди, которые живут там всегда.) 
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»?
(Иметь права и обязанности)

– Прочитайте второе пояснение.

Пояснение понятия.

Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:

«…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. 

«Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев. 

– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы есть у вас на партах. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.

знать   (права) 

выполнять  (обязанности) 

любить  (свою Родину) 

охранять  (территорию) 

беречь  (природу) 

гордиться  (культурой, языком) 

приумножать  (богатства) 

Дети работают самостоятельно.

Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.

– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)

– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?

отец
отчество
Отечество
Отчизна

род
родной
родители
родня
Родина

– Почему слова каждой группы мы называем родственными?

Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.

– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?

– Какой вывод можно сделать?

Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.

Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!

Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)

  В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России.

Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета?

(Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)

Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.

– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)

Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость.

Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане?  Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.
С момента подписания закон становится обязательным для всех.
Вот почему так важно, чтобы все граждане страны приняли участие в выборах в Государственную Думу 2 декабря этого года. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете.

– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет.

III. Работа по группам.

 Задание.

- Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы?

– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)

Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

Итог мероприятия:

– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему

 «Я – гражданин России».

Учитель:

 Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город.

 И я надеюсь, что вы будете достойными гражданами нашей страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....