Классный час на тему "Возможности человеческой памяти"
классный час (5 класс) на тему
Классный час «Возможности человеческой памяти».
Цель: актуализация представлений учащихся о возможностях человеческой памяти и приёмах рационального запоминания.
Задачи:
1. вооружение учащихся эвристической и практически значимой информацией о механизмах памяти.
2. изучение приёмов рационального запоминания.
3. выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладению указанными приемами.
Форма проведения: устный журнал с элементами тренинга.
Возраст детей: учащиеся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas12.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Возможности человеческой памяти».
Цель: актуализация представлений учащихся о возможностях человеческой памяти и приёмах рационального запоминания.
Задачи:
- вооружение учащихся эвристической и практически значимой информацией о механизмах памяти.
- изучение приёмов рационального запоминания.
- выявление школьниками собственных проблем, мешающих овладению указанными приемами.
Форма проведения: устный журнал с элементами тренинга.
Возраст детей: учащиеся 5 класса
Этап проведения:
Классный руководитель: Случается слышать от вас : «У меня плохая память» или даже «У меня нет памяти». Конечно, это преувеличение. Но представим на минуту человека , который в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, так как исчезла бы память на движения, навыки и умения, выработанные с детства, прошлое бы для него больше не существовало. Но и настоящее у лишенного памяти столь же бесперспективно - он ничего не может запомнить, ничему не способен научиться.
Хорошая память сокращает время на подготовку уроков и открывает огромные возможности для нового познания. Итак, мы сегодня поговорим о возможностях человеческой памяти.
Страница 1. «Не чудо ли память человеческая!»
Если душа так уж жаждет чуда, то вовсе не обязательно искать в Гималаях встречи со снежным человеком или бороздить воды Бермудского треугольника. Область чудесного лежит гораздо ближе. Величайшее чудо на свете- человеческий мозг с его невероятными ресурсами, и среди них- возможность сохранять в памяти виденное и слышанное и в случае необходимости вызывать это снова и снова. Память человеческая- двери, распахнутые в прошлое человека, вчерашнее и далекое, сохранившееся в сознании и полустертое. «Воспоминание безмолвно предо мной свой длинный развивает свиток»,- писал А.С.Пушкин.
Наша память- загадка и для нас самих: почему мы одно помним, а другое забываем; почему, казалось бы пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти. Почему беглый взгляд на человека вызывает мысли о ком-то другом, на него ничуть не похожем?
Установлено, что память слагается из трех процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение, среди которых определяющим является запоминание.
Я предлагаю вам проверить свою так называемую «кратковременную» память. Она связана с тем, что для человека в данное время важно.И если у этого человека есть дела поважнее, то результаты могут быть более чем скромными. Сейчас вы увидите на доске таблицу, заполненную цифрами. Я открою таблицу на 3 секунды. Вы постарайтесь запомнить как можно большее количество чисел. Пусть вас не смущает, что вы, возможно, не сможете воспроизвести все, это нормально. Тишина, внимание, начали!
15 | 39 | 87 | 23 |
94 | 65 | 79 | 46 |
83 | 19 | 94 | 52 |
А теперь оцените результат (причем его не надо обсуждать ни с кем, он только ваш). Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти,- 10 единиц материала. Средний уровень-6-7 единиц.
Успешность запоминания во многом зависит от сосредоточенности, внимания человека. Недаром говорят, «внимание- резец памяти: чем он острее, тем глубже следы». Одной из причин того, что человек забыл какие-то факты, слова или мысли, является невнимательность к ним в момент, когда он их воспринимал, говорил о них или думал. Дефект памяти на проверку оказывается дефектом внимания.
Предлагаю вам сосредоточиться на таблице, в ней совет по развитию внимания.
Свойства внимания | Совет по развитию каждого свойства внимания |
Объем | Не перегружать внимание во время занятий большим количеством предметов на столе |
Устойчивость | Работа «блоками»: 20-30 минут занятий и короткий отдых |
Переключаемость | Разнообразить виды занятий |
Распределяемость | Тренировка: одновременно говорить и писать |
Концентрированность | Не злоупотреблять телевизором и компьютером. |
Попробуем повысить эффективность кратковременной памяти. Я предлагаю упражнение для повышения эффективности кратковременной памяти.
Упражнение 1. Закройте глаза и представьте соответствующие картины:
- лев, нападающий на антилопу;
- собака, виляющая хвостом;
- веточка укропа в вашем супе;
- миндальное печенье в коробке;
- молния в темноте;
- пятно на вашей любимой одежде;
- бриллиант, сверкающий на солнце;
- крик ужаса в ночи;
- радость от полученной пятерки;
- друг, получивший двойку.
А теперь вспомните и запишите названия картин.
Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили более 8 образов, упражнение выполнено успешно. Следующее, более сложное.
Упражнение 2.
Проверка зрительной памятиВнимательно прочитать слова, записанные на доске. Затем перевернуть доску. Запомнившиеся слова записать в тетрадь вместе с порядковым номером. Слова, написанные без порядковых номеров, оцениваются в 5 баллов.
1. ЗИМА
2. МАЛИНА
3. БУФЕТ
4. ВАСИЛЕК
5. ЕЖЕВИКА
6. ЗАПОВЕДНИК
7. ОТВЕТ
8. МАГАЗИН
9. АНАЛИЗ
10. ВОДОПРОВОД
Упражнение 3. Сейчас я на доске открою ряд из десяти картинок, расположенных в определенном порядке. Я на 10 секунд открываю вам ряд, после чего снова закрываю. Ваша задача- воспроизвести его в той же последовательности. Увеличивая число картинок, вы можете усложнять задачу при выполнении дома.
(Выполнение упражнения).
Страница 2. Память и талант.
Вам было задано домашнее задание: Найти примеры в истории людей, обладающих превосходной памятью.
(ответы учащихся)
Немало примеров уникальной памяти встречалось и в наши дни. Физик Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Потрясающей кратковременной, точнее оперативной, памятью обладают некоторые люди, их называют чудо- счетчиками. Так, инженер из Нижнего Новгорода И. Шелушков производил в течение нескольких секунд головокружительные операции с огромными числами и мог, прослушав стихотворение, сразу назвать количество букв, из которых оно состоит.
Предполагает ли талант наличие необычайной памяти?
Вовсе нет. Среди великих встречались люди со слабой памятью, например, физик Майкл Фарадей не мог обойтись без записей и заметок. И наоборот, многие люди с уникальными возможностями памяти во всех остальных отношениях ничем особенным не отличались.
Страница 3. В чем возможности памяти?
Я, вероятно, очень удивлю вас, если скажу, что при необходимости быстро освоить большой объем сведений может быть полезна «шпаргалка». Однако ею надо уметь пользоваться. Она строится как опорный конспект или тезисный план. В нее вносятся основные пункты ответа, примеры, а также то, что легко забыть, например, даты или исключения. Утром перед экзаменом ее можно просмотреть для успокоения нервов, а потом…оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобится- все и так вспомнится.
И именно сейчас мы с вами воспользуемся этим приемом.Сейчас вам будет предложен текст. Вы должны по ходу чтения составить план- «шпаргалку» и , не глядя в написанное, воспроизвести текст.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой- айсбергом. Получил пробоину и стал тонуть. «Спустить шлюпки!»- скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети- к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса»,- раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. Вот началась посадка в последнюю шлюпку. И вдруг к сходням, крича, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. Послышался щелчок- это капитан выстрелили из пистолета. Трус упал на палубу мертвым. Но никто не оглянулся в его сторону.
Как и предписывают психологи, после напряжения внимания и памяти, мы немного отдохнем, а помогут нам в этом ваши одноклассники. В сценке, которой мы увидим, очень остроумно показано, как можно довести до абсурда любые советы, в том числе по приемам развития памяти.
Сценка «Повторение- мать учения».
П е р в ы й у ч е н и к: Друзья мои, все это, конечно, хорошо, но есть одна проблема, которая меня все время занимает. Вот, скажем, всем известно, что к экзамену всегда не хватает времени.
В т о р о й у ч е н и к : Денёчка не хватает.
Т р е т и й: Вот именно! Вы тоже думали над этой проблемой?
П е р в ы й : Конечно! И кое- что придумали! В общем, есть один способ…Если его знать, времени обязательно хватит!
Т р е т и й : Вот как? Что же это за способ?
П е р в ы й : Нужно одновременно учить два предмета!
Т р е т и й : Два? А …это возможно?
П е р в ы й : Конечно! Надо только вдвоем заниматься! И учить одновременно. Вслух. Допустим, я литературу, а он- геометрию. Тогда каждый глазами учит один предмет, а ушами- другой.
Т р е т и й : Ну- ну…А ногами ничего выучить нельзя?
В т о р о й: Смеетесь, да? Сейчас посмотрите! Я взял геометрию. (Первому)Бери свою литературу.
П е р в ы й : «Бессмертная комедия Гоголя «Мертвые души» дает нам целую галерею сатирических образов. Чичиков и Манилов, Коробочка и Собакевич- все это…»
В т о р о й : «…геометрические фигуры. Треугольники, квадраты, ромбы, трапеции…»
П е р в ы й : «Все они вызывают у нас смех. Нам смешно, когда мы…»
В т о р о й : «Проводим окружность большого диаметра, и у нас получается…»
П е р в ы й : «Собакевич! Мы от души смеемся над Плюшкиным. Ведь Плюшкин- это…»
В т о р о й : «…перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на его основание».
Т р е т и й : «Плюшкин- перпендикуляр? Хи…(С иронией)Вам не кажется, что излишне скромничаете: вашим замечательным способом можно учить не два, а гораздо больше предметов! Дайте- ка и я с вами попробую.(Берет в руки учебник) Это что –зоология? Отлично! Давайте-ка продолжим учебу по вашему методу…»
П е р в ы й : « Но Гоголь не только смеется- он обличает. Вот тот же Собакевич. По сути дела это-…»
Т р е т и й : «Слон. Представитель семейства млекопитающих, отряд хоботных. Он живет…»
В т о р о й : «под углом в тридцать градусов. Фигуры бывают не только плоские, но и объемные. Например,…»
П е р в ы й : «Коробочка. Коробочка- это не кличка, это фамилия…»
В т о р о й : «Чтобы вычислить объем этой фигуры, нужно знать ее высоту и ширину. Перемножим их и получим..»
П е р в ы й : «Портрет Манилова. Манилов у Гоголя внешне даже красив…»
Т р е т и й : «Огромные уши, хобот, бивни…»!
П е р в ы й : « Но Манилов- созерцатель, он ничего не делает, а ведь…»
Т р е т и й : «Легко приручается человеком и может таскать камни и другие тяжести…»
П е р в ы й : « А Плюшкин? Это воплощение жадности…»
Т р е т и й : «Питается сеном, ветками, отрубями. Очень любит веники…»
П е р в ы й : «И вот, под стать таким людям хочет быть Чичиков. Его гложет факт низкого происхождения.»
Т р е т и й: « Прародителем его был мамонт…»
В т о р о й : Я прослушал- это у Чичикова папа мамонтом был? Да нет, это мама- мамонт, а папа- папонт, наверное…Бред какой-то…
Т р е т и й : Вот именно- бред. И запомните, друзья, только в одном случае потребуется мало времени для подготовки к экзаменам, если весь год вы будете учиться не для того, чтобы сдать экзамен и забыть, а для того, чтобы применять свои знания всю жизнь.
Страница 4. Учимся запоминать.
«Скорее мозг ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок»,- остроумно заметили великие. Конечно, долгая и непрерывная умственная работа вызывает переутомление, но прежде всего потому, что мы не умеем использовать свои ресурсы. Ученые доказали, что человеческий мозг способен вместить примерно десять в двадцатой степени единиц информации. Это означает, что каждый из нас способен усвоить информацию, содержащуюся в миллионах томов библиотеки. Психологи давно установили некоторые закономерности, влияющие на успешность запоминания.
- Психологи считают, что настоящая «мать учения» не повторение, а применение. Лучше два раза прочитать текст и два раза его воспроизвести, чем читать без воспроизведения восемь раз.
- Информацию важно сделать интересной. Если материал скучный, а запомнить его все-таки нужно, на выручку может прийти остроумие. Например, можно нарисовать комические иллюстрации к описанию химических реакций, теорему облечь в стихотворную форму.
- Помните об «эффекте края». Психологи утверждают, что в памяти оседают начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно, на концерте в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними.
Доказано, что влияют на запоминание:
- Наложение сходного по форме и содержанию материала. Вот почему при подготовке домашнего задания следует чередовать точные и гуманитарные предметы: между математикой и физикой учить литературу, после химии браться за историю;
- Наличие установки. Если создать установку: «этот материал я запомню на всю жизнь, он мне потребуется не только для ответа завтра на уроке, но и в дальнейшем», резко возрастёт вероятность сохранить информацию в памяти на длительный срок.
- При необходимости освоить большой объём сведений может быть полезна «шпаргалка». Однако ею надо уметь пользоваться. Она строится как опорный конспект или тезисный план. В неё вносятся основные пункты ответа, примеры, а также то, что легко забыть, например, даты или исключения. Утром, перед экзаменом её можно просмотреть для успокоения нервов, а потом… оставить за дверью класса. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобиться- всё и так вспомнится.
Следует начинать приготовление уроков с письменных заданий, особенно с тех, которые не очень трудные, так как необходимо постепенно войти в работу. Но самое трудное не стоит оставлять под конец; нарастающее в ходе выполнения уроков утомление мешает сосредоточиться и успешно работать. Полезно главные положения запомнить в их последовательности под номерами (первое- то-то, второе- то-то, третье- то-то), благодаря этому ориентиром для памяти будет не только смысл положения, но и его номер в выделенной последовательности. При заучивании не нужно всё время сидеть за столом. После чтения текста можно ходить по комнате, повторяя его и уточняя иногда в учебнике. Заучивание при этом облегчается, так как размеренная ходьба стимулирует процесс мышления.
Я надеюсь, что эти советы вам пригодятся. Я раздам вам памятки, в которых говорится как правильно готовиться к урокам. Вы разместите ее на рабочем месте.
Страница 5. Подведем итог.
Возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, постоянно совершенствуя себя, делая усилия над собой. Это непросто, но как начинаешь себя уважать, когда преодолеешь свою лень, пассивность, равнодушие! Вот так из маленьких побед и складывается характер. Итак, мы завершаем встречу, и я предлагаю «открытый микрофон» для обмена впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 5 классе "Памяти Олега Сухацкого"
В нашей школе стало традицией отмечать в январе день памяти Олега Петровича Сухацкого, геройски погибшего в 2000 году при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Олег учился в Чушевиц...
Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.
В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...
Классный час "Семья - Храм человеческой души"
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию Формирование нравственного долга детей перед родителями; определение роли детского участия в заботах по дому и в создании т...
Классный час "Скажем "Нет!" Человеческим порокам"
Цели: развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств, как способов воздействия на личность; воспитывать уважение к себе....
Классный час - урок нравственности. "Человеческие ценности"
Классный час - урок нравственности "Человеческие ценности"...
Классный час по теме «Человеческая бестактность»
Углубить представления учащихся о тактичности,бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе....
Классный час по теме:"Человеческие ценности"
Занятие предназначено дл учащихся старших классов, на котором ученикам предлагается задуматься и обсудить жизненные ценности....