классный час "Музыкальные молодежные течения"
классный час (10 класс) на тему

разные молодежные направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_10_klasse_muz._napravleniya.docx31.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час в 10 классе: "Музыкальные молодежные

течения" Классный руководитель 10 А  класса

 Волкова Наталья Викторовна

МБОУ «Школа №23» г. Ростов-на-Дону


Цель: расширить кругозор учащихся, научить распознавать музыкальные молодежные течения, дать представление о том, что представляют собой стихийно возникающие молодежные объединения и группы, какова их моральная ориентация и психология поведения, ритуалы и язык.

Форма проведения: Круглый стол

Участники: учащиеся 10 класса

Оборудование: плакаты, мультимедийный проектор, магнитофон с записями музыкальных отрывков

Ход мероприятия

Учащиеся  10 класса рассаживаются по группам свободно, в зависимости от личных предпочтений.

Учитель. Трудно назвать какую-либо другую проблему, касающуюся современной молодежи, ее места в социальной жизни, позиции, перспектив, которая бы так волновал сейчас общественное мнение, как проблема неформальных, нетрадиционных, самодеятельных групп, объединений в ее среде. Этот интерес закономерен с учетом заметного возрастания численности и активности этих групп, своеобразия и броскости внешнего вида и поведения многих из них, демонстративной позиции в отношении традиционных ценностей нашего общества, его институтов социального воспитания, в том числе формальных. Интерес к проблеме неформалов в молодежной среде еще более подогревается средствами массовой информации. Это - их любимая тема, не уступающая у журналистов по популярности темами рэкета, наркомании, проституции...

Ведущий. Знаете ли вы какие-либо молодежные течения?

Ответы учащихся и добавления от учителя: ( хакеры, скинхеды, футбольные фанаты, байкеры, диггеры, толкинисты, рокеры, рэперы, готы, эмо, металлисты, панки,транс-культура, рейверы) При назывании каждого молодежного течения названия вывешиваются на доске, а затем группируются по различным признакам:

  • Связанные с музыкой: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура, эмо;
  • Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
  • Связанные с компьютерными технологиями: хакеры,геймеры;
  • Социально-активные: экологисты, пацифисты;
  • Враждебно или асоциально настоенные: панки, скинхеды, гопники, люберы, нацисты;
  • Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры,скейтеры,стрит-байкеры, байкеры.

Сегодня мы поговорим с вами о молодежных музыкальных течениях. Если среди вас кто разделяет и поддерживает какие-либо направления в музыке?

(Учащиеся рассаживаются в зависимости от своих музыкальных предпочтений)

Давайте выясним, что же стоит за этими музыкальными течениями.

Рассказ 1 учащегося, (приложение 1), прослушивание музыкального фрагмента

Готика дочь ночи...

Началось все, разумеется, с архитектуры, когда на излете ХII века в Европе на смену приземистым и мрачноватым храмам пришли легкие, ажурные, стремящиеся ввысь готические храмы. Благодаря разноцветным витражам, в Божьем доме стало светлее, он стал просторней, многолюдней; "раздвинув стены" , словно впустил в себя жизнь средневекового города. Казалось бы что общего между средневековыми церквями и нынешними готами? Не скажите! А утонченность, изысканность? Готический собор не обозрим и часто асимметричен, каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Не на похожую ли индивидуальность претендует сегодняшний гот? Да, готический храм рассчитан на большое количество народа, но - странным образом - пришедший туда, осязая вокруг толпу, чувствует себя одиноким. Он стоит посреди отрешенно взлетающей вверх красоты - один на один со своей верой или безверием. Истинно "готическое" настроение! Хроникеры готической культуры утверждают, что "современная" готика - реакция на устоявшие культурные традиции. Буйные 60 - 70 -е сменились успокоением, сексуальные революции прогремели и выродились в прикрытый внешними приличиями разврат, музыкальные провокации и открытия отошли под натиском коммерческой поп-культуры - и тут пришли они. Со своей искренней болью, сосредоточенной скорбью, возвышенной отрешенностью. Они отказались от панка - буйных, тусующихся, крикливых и неразборчивых людей. Выбрали готическую эстетику с привкусом смерти: все, что уводит от пошлой жизни. Наверно каждому из нас приходилось с удивлением смотреть в след молодым томным эстетам, словно сошедшим с экранов героев "Дракулы". Черные одеяния, перевернутые кресты, пирсинг и ошейники - потусторонний вид молодых людей не смущает разве что ярых почитателей мистики.

"Если кто-то думает, что готика для нас - это рок-группы, то ошибаетесь", - говорят "грустные романтики смерти". И правда, стоит подойти поближе, вникнуть в особенности их мировосприятия, как начинаешь понимать, что готика - целая цевилизация: со своими законами, образом жизни, отношением к окружающему миру и друг к другу. Не стоит удивляться, если вы увидите, как в метро двое "готических" юношей склонившись голова к голове, проникновенно и тихо беседуют. Вполне вероятно, они даже не знакомы друг с другом: ведь в общении с себе подобными готы преисполнены искренности и безразличия к условностям. Так, готу - девушке ничего не стоит пригласить гота - юношу на концерт или на ночную прогулку, а после простится навсегда, даже не поинтересовавшись его именем. Держась несколько отстраненно и возвыщенно над обществом обычных людей, готы на сто процентов доверяют друг другу, принебрегая при этом формальными условностями.

Рассказ 2 учащегося, (Приложение 2), прослушивание музыкального фрагмента

Металлисты

В начале 80-х годов в сложную жизнь дискотек страны ворвалась новая музыка, отрицающая лиризм, неслыханно тяжелая, громкая, бешено экспрессивная. Впрочем, хэвиметалл или сверхтяжелый, сверхэкспрессивный рок, собравший все наиболее "грозные" черты классического хард-рока для своего рода "артиллерийского обстрела" ошалевшей публики, уже был известен энтузиастам по циркулировавшим в их среде звукозаписям. Над миром вновь ударили неистовые барабанщики, заревели гитары, завизжали вокалисты в апокалипсическом гриме, время от времени переходя на утробный рык. Форсированно зазвучали слова "сатана","люцифер","смерть","могила". С пластинок скалились вампиры, скелеты, демонические монстры; летучие мыши взмахивали своими перепончатыми крыльями...В этот же период в местах скопления молодежи появились подростки и молодые люди, не похожие на уже привычных хиппи и панков. Они были в кожаных куртках с многочисленными металлическими украшениями, тяжелыми цепями, клепками (порой составлявшими узор или изображение). Запястье обхватывали браслеты, усыпанные шипами. Иногда такие браслеты нанизывались на руку до локтя. Шипы были на плечах и на ботинках. Облик металлистов дополняли вздыбленные, нередко длинные волосы, крестообразные серьги в ушах.

Но в целом явление еще продолжает существовать .Не мало еще молодых людей вовлечено в этот особенный мир, и расставаться с ним сложно. Нужны действенные альтернативы, причем связанные с самим увлечением. В частности, сама рок-музыка стимулирует миграции внутри нее. Многие тысячи увлеченных такой музыкой ребята отходят потом от металлистов, даже не поняв что это было. Чувство разочарования омрачает их жизнь и либо возвращает их на круги быта малообогащенными и растерянными, либо заставляет искать более действенные и опасные пути самореализации. Но если все-таки человек сможет пережить этот раскол то он останется верен року очень долгое время.

Рассказ 3 учащегося (Приложение 3), прослушивание музыкального фрагмента

Рокеры

Называют их по-разному, но чаще всего - рокеры. Это наименование им присвоено в 60-е годы, когда за пристрастие к рок - музыке, особенно к рок-н-роллу. Иногда говорят просто "мотоциклисты", что в русской транскрипции звучало бы как "байкеры". Рокеры - закономерный, хотя так сказать, "побочный" продукт научно-технической революции и ее социальных последствий. Внешний вид, название, причины появления этих объединений неформалов - все это неотделимо от достижений и проблем середины нашего века. Мотоцикл - основной атрибут рокера - в 50-е годы был доступен лишь подросткам из обеспеченных семей или тем, чьи родители были связанны с автомеханикой, однако уже в 60 - е он оказался по карману многим.

Появление первых групп рокеров вызвало настоящую эпидемию подражательства, чему помогли некоторые кинофильмы, прошедшие в конце 60-х годов в Европе и Америке. Рокеры никогда не были многочисленны. Даже в те времена к их объединениям среди 16 - 17 летних подростков принадлежало менее 1 процента популяции. Как правило, в больших городах насчитывается несколько десятков рокеров и лишь в сверхкрупных городах их число может достигать несколько тысяч.

Вопрос "что такое рокер" отнюдь не прост, а от решения его во многом зависят методы знакомства с рокерами. Что же делает человека рокером - мотоцикл, скорость, нарушение правил, умение разбираться в технике, или просто кожаная куртка?! Можно попытаться ответить на этот вопрос, подбирая аналогии. Перечень этих аналогий, впрочем, уровень этих аналогий, впрочем, нелепо крайней мере любитель рисковать своей жизнью, водитель-лихачь, просто хулиган...

Каких только способов ни существует у них, чтобы заставить мотоцикл двигаться еще быстрей - на пределе его технических возможностей. Как, в частности, сказал в интервью журналистам один западный рокер:"Люблю тот звук, который получается, когда делаешь 180 км/час. На такой скорости я просто чувствую, что у меня пересыхает во рту. Пересыхают губы, глаза становятся красными и начинают слезится. Я бы хотел умереть так, пытаясь ехать быстрее воздуха, просто потому , что это здорово!"

Рассказ 4 учащегося, (Приложение 4), прослушивание музыкального фрагмента

Панк

Панк - стиль сформировался вокруг течения панк-рока в музыке. для того чтобы лучше понять основы панк-идеологии, необходимо прежде остановится подробнее на социальном феномене рока вообще и панк - рока в частности. Для многих молодежных течений второй половины ХХ века музыка была постоянным спутником, нередко движение осознавало себя как целое через общие музыкальные привязанности, но далеко не всегда музыка становилась стержнем их идеологии. Возникновение панк -рока на Западе было связанно с тем, что в 70-х годах традиционный рок стал "сытым".Подросток, слушая рок, не мог уже сказать:"Да, это про меня. Я узнаю свои собственные проблемы. Отождествляю себя с тем, кто поет".

Панк-рок как раз и явился воплощением той суровой действительности, которая отнюдь не всегда радует ухо правильными гармониями и гладкими текстами. Панк-рок противопоставил им резкое звучание,"грязную" манеру игры, "грамматически направленный" - т.е. разговорный - язык в текстах, и бесконечные в своей безысходности проблемы: отчуждение людей друг от друга, несправедливость устройства общества, безработица и многое другое.

Появились пак - группы невысокого профессионального уровня, делавшие свои записи быстро, в небольших студия(иногда дома), распространявшие эти записи в своих районах. Слушатели стали спонтанно создавать самодеятельные журналы, освещавшие рок-музыку иначе чем это делали коммерческие издания. Дальнейшее развитие стиля шло в духе резкого противопоставления себя старшему поколению - они постоянно эпатировали публику немыслимыми нарядами, гнусными текстами, душераздирающей музыкой, отвратительными именами. Колоссальную роль в распространение панкизма сыграл панк - имидж. Внешний облик панка конструировался под лозунгом:"Безобразие - это прекрасно!". Настоящий панк выглядел следующим образом: черное рваное пальто без единой пуговицы с поясом из ржавых гвоздей, потрепанные брюки или джинсы, бесконечные английские булавки, многочисленные аксессуары: висячий замок, продетый сквозь мочку уха, на шее унитазная цепь или ошейник, металлические цепи и шипы, перчатки - кассеты, кольцо в носу, бритвы в мочках ушей. Характерны также прически и грим - гладко выбритые черепа с оставленными посередине ярко выкрашенными "эрокезами", красные тени вокруг глаз, черная губная помада и т.д.

Откуда они взялись.

Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.

Рассказ 5 учащегося (приложение 5), прослушивание музыкального фрагмента

РЭП

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с "молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Внешний вид.

Носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению "Гангста".

Рассказ 6 учащегося (приложение 6), прослушивание музыкального фрагмента

Эмо

Эмо (англ. Emo, сокращение от “эмоциональный”, распространена также транскрипция “Имо”) — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик — отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях о политике.

В настоящее время этот стиль музыки подразделяется на: эмо, эмокор, сан-диего хардкор (хардкор эмо), эмо вайоленс, скримо, френч скримо.

Стиль Эмо

Эмо - несколько неоднозначный, спорный жаргонный термин, наиболее часто используется для описывания моды или субкультуры, которая берет свое начало в панк моде и субкультура, так же как и в субкультуре и моде готов.

Молодежь в стиле эмо предпочитает особый стиль, который выделяет их среди других субкультур. Они носят черный цвет в сочетании с розовым, или другим ярким цветом. Классическая одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, где узоры так же двухцветные. Различные повязки на руках и запястьях, пояса с железными бляшками, перчатки без пальцев, рюкзак с различными значками Эмо. Среди эмо вы можете увидеть парня в узких джинсах, но так же можете встретить молодежь эмо которые предпочитают носить много железных заклепок на джинсах. Браслеты на руках с черепами, ногти черного или серебристого цвета. Макияж распространен как у девушек так и парней, эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом, но не сильно обильно.

Прически не делятся на женские и мужские, вы часто можете видеть одинаковые стильные прически как у парней так и у девушек. Челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности, при этом дает четко понять что вы видите перед собой настоящего Эмо.

Рефлексия

Итак, мы познакомились с некоторыми музыкальными течениями. Попробуем отличить музыкальные фрагменты разнообразных направлений. (прослушивание музыкальных отрывков)

Выскажите свое мнение: какие из музыкальных направлений на вас оказали наибольшее влияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу Субкультура неформальных молодежных течений"

Презентация является наглядным дополнением к классному часу по теме "Субкультура неформальных молодежных течений". Классный час для учащихся 8-11 классов....

Циклограмма работы классного руководителя в течение года

Данная циклограмма  поможет начинающим классным руководителям  правильно спланировать  и систематизировать воспитательную работу....

Циклограмма работы классного руководителя в течение учебного года

Циклограмма работы классного руководителя в течение учебного года...

Воспитательное занятие "Современные молодежные течения и увлечения"

Занятие направленно на формирование представлений  воспитанников, подросткового возраста, о различных видах  молодежных течений, и увлечений....

"Современные молодежные течения и увлечения"

  Беседа проведена с целью формирования представлений воспитанников подросткового возраста о различных видах молодежных течений и увлечений....

"Современные молодежные течения и увлечения»

laquo;Современные молодежные течения и увлечения»Цель: формирование представлений  воспитанников, подросткового возраста, о различных видах  молодежных течений, и увлечений.Задач...

"Современные молодежные течения и увлечения"

Цели и задачи: формирование информационной компетентности подростков;изучение негативных и позитивных сторон существующих субкультур;выяснение причин вступления подростков в неформальные об...