Выступление на педсовете
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Смирнова Екатерина Геннадьевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ№9»
г. Татарск, Новосибирская область
Истоки патриотизма в семье.
Аннотация: В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми. Воспитание гражданских и патриотических качеств в учащихся, ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором. Первые уроки гражданственности дети должны получить в семье. Задача каждой семьи в идеале должна свестись к формированию у ребёнка таких качеств личности как: любовь к семье и окружающим людям, уважение к старшим, терпимость, милосердие, справедливость, честнось, трудолюбивость. Из этих качеств, в конечном счёте, и должна сложиться любовь к Родине, к Отечеству. Задача современной школы помочь родителям и детям найти наиболее оптимальные способы совместной деятельности, которая будет способствовать формированию гражданственности и патриотизма.
Ключевые слова: модернизация, гражданственность, патриотизм.
«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
К.Д.Ушинский.
В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.
А что значит гражданственность, о чём мы говорим, когда объявляем, что воспитываем в наших детях патриотизм?
Н. М. Карамзин утверждал, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его». Н. М. Карамзин не сводил патриотизм лишь к чувству любви к Родине, привязанности к месту рождения или людям, с которыми вместе росли. Для него патриотизм – это «великая добродетель», она выражает разумно-деятельную сущность его жизни.
Русский критик В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчёркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Воспитание гражданских и патриотических качеств в учащихся, ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Задача каждой семьи в идеале должна сводиться к формированию у ребёнка таких качеств личности как: любовь к семье и окружающим людям, уважение к старшим, терпимость, милосердие, справедливость, честнось, трудолюбивость, исполнительность, чувство долга и ответственности. Из этих качеств, в конечном счёте, и должна сложиться любовь к Родине, к Отечеству.
Чтобы ребёнок рос настоящим гражданином, патриотом своей Родины, ему необходимо быть каждодневным свидетелем и участником самых честных, справедливых отношений между членами его семьи.
Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, совместное посещение музеев, театра и кино, просмотр телепередач, чтение книг с последующим обсуждением прочитанного, подготовка поздравлений для бабушек и дедушек к семейным датам, совместная организация семейных праздников и многое другое.
Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние родителей на ребёнка, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции.
В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка идёт на более высоком уровне.
В заключении хочется добавить, что жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Задача каждой семьи воспитать гражданина и патриота – а это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, хорошего труженика и защитника Родины.
Список использованной литературы
1.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. //Учебное пособие - М.: Просвещение, 2007 . – 234с.
2.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. - М.: Русс. яз., 1989. – 442с.
3.Данилюк А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 18с.
4.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. - М.: АРКТИ, 2005. – 319с.
5.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. – Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1988. – 215с.
6.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...