для работы с родителями
методическая разработка на тему

Рабион Татьяна Михайловна

родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.zip900.63 КБ

Предварительный просмотр:

         

Из опыта работы классных руководителей лицея № 4
с родительской общественностью.

«Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа – хорошей семьёй». (слайд)

Достичь такого результата можно лишь при правильном, тесном взаимодействии семьи и школы.

Основными направлениями в нашей деятельности являются:

  • Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
  • Организация работы родительского актива.

Одним из важных направлений во взаимодействии семьи и школы является педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей.

Основная традиционная и незаменимая форма работы с родителями в этом направлении – проведение родительских собраний. В гимназии творческой группой классных руководителей разработана тематика классных родительских собраний по параллелям с 1 по 11 класс на весь учебный год. Вот, например, темы для проведения родительских собраний в 6-х классах: « В кругу сверстников», «Конфликт в семье», «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека», «Ребенок и деньги». Все информационно-методические материалы по каждой теме и по каждой возрастной группе собраны в электронном виде, чтобы дать возможность каждому классному руководителю воспользоваться ими.

На первом организационном родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с планом работы гимназии и тематикой родительских собраний, где большинство тем сформулированы таким образом, чтобы не только привлечь внимание родителей, но и способствовать непосредственному их участию в подготовке и проведении родительских собраний. Параллельно классный руководитель готовит свой материал к этим собраниям. На родительских собраниях предложенная тема обсуждается с двух позиций: с точки зрения родителей, их опыта и знаний и с точки зрения современной педагогической науки. А в споре, как известно, рождается истина. Педагогическое просвещение родителей проводится и через демонстрацию достигнутых ребенком успехов. При этом на родительских собраниях комментирование оценок учащихся, их поведения, особенностей психики недопустимо.

Чтобы дать возможность родителям на родительском собрании ознакомиться с достижениями детей, мы используем следующий прием. Классный руководитель составляет сводную таблицу успеваемости учащихся класса, где фамилия каждого ребенка заменена определенным номером. Этот же прием используем для ознакомления родителей с рейтинговой оценкой своего ребенка (участие в олимпиадах, конкурсах, творческих делах класса и гимназии, в самоуправлении), то есть участие учащегося в учебной и внеурочной деятельности. Таким образом, не ущемляются права ребёнка и самолюбие родителей.

Следующим направлением в работе является вовлечение родителей в совместную урочную и внеурочную (учебную и внеклассную) деятельность  

В практику работы учителей лицея по этому направлению вошли такие формы взаимодействия как:

- консультирование родителей учителями-предметниками через проведение групповых и индивидуальных консультаций. Особенно актуальна эта работа в параллели 1-х классов, что объясняется адаптационным периодом к школе у детей этого возраста; в параллели 5-х классов, где продолжается работа по преемственности в обучении между начальной и средней школой; в параллели 10-х классов, ведь именно на этой ступени образования решаются задачи профильного обучения.

В течение ряда лет в лицее проводятся Дни открытых дверей для параллелей 5-11 классов. Ответственность за организацию этих дней ложится на классного руководителя, от него зависит составление плана проведения встреч родителей с учителями-предметниками, которые работают в данной параллели. Во время проведения Дня открытых дверей все эти учителя находятся на рабочем месте. Безусловно, получив квалифицированную консультацию от учителя, родители могут оказать более качественную помощь детям при подготовке домашних заданий, в вопросах воспитания.

Следующая форма взаимодействия двух сторон:

- привлечение родителей к проведению открытого факультатива по граждановедению с использованием интерактивных технологий. Вот только несколько тем  занятий: « Я- гражданин» (8 класс), « О школе с надеждой» (9 класс).Каждому из нас близки и понятны основные проблемы современной школы, которые мы стараемся решать по мере возможности. Собрать в одной аудитории три группы главных участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей; дать возможность высказаться по предложенной теме всем и совместными усилиями выработать решение ряда проблем лицея – вот та цель, которая ставилась и была достигнута в ходе проведения занятия «О школе с надеждой».

Интересными и необычными формами взаимодействия с родителями являются:

- проведение Дней открытых уроков для родителей учащихся начальной школы. Целью проведения этих дней является возможность посещения родителями данного класса отдельных уроков по собственному выбору в определенный классным руководителем день

- Приглашение родителей на уроки текущего контроля знаний и на итоговую аттестацию по отдельным учебным предметам

Следующее направление в работе классных руководителей с родителями – это совместная работа во внеурочной деятельности.

Здесь мы ощущаем поддержку и большую помощь большинства мам и пап. Эта помощь проявляется в первую очередь в организации, подготовке и проведении семейных праздников

- Частыми стали дни семейного отдыха:  туристические походы детей с родителями, поездки на турбазу, проведение Дня именинника. А учебный год заканчивается итоговым праздником с посещением боулинга, «Тропической купальни».

- организация экскурсий на предприятия, где работают родители наших лицеистов. Например, на предприятие «Телеком», посещение морских судов, где работают папы и др.

- традиционной становится проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» классными руководителями 8-11 классов. Команды формируются из учащихся, родителей, могут быть смешанными. Подобные игры способствуют укреплению взаимопонимания между участниками, учат работать в команде, принимать решение.

Еще одно из направлений в работе классного руководителя с родителями – работа с родительским активом.

- Особой заботы требует организация работы классного родительского актива. В состав родительского комитета класса в нашего лицея в обязательном порядке выбираются представитель общешкольного родительского клуба и член Попечительского совета лицея. Это даёт возможность родителям каждого класса быть в курсе всех дел, проводимых этими родительскими общешкольными объединениями.

Одним из последних ярких примеров успешного сотрудничества родительской общественности стала акция по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасность наших детей в наших руках», проведённая по инициативе самих родителей. В рамках акции был подготовлен информационный плакат, выпущены и распространены листовки по предотвращению ДТП с участием детей.

Подводя итог вышесказанному можно отметить следующие положительные моменты в использовании данных форм в работе классного руководителя с родителями:

- Сплочение родителей класса влечет за собой сплочение детского коллектива.
- Своевременная информированность родителей помогает избегать конфликтных ситуаций между родителями и учителями, родителями и детьми.
- Появление общих интересов способствует укреплению взаимопонимания между детьми и родителями, их более тесному общению.
- Формирование позитивного отношения у родителей к школе, классу.

Главной трудностью в нашей работе является большая занятость родителей, и как следствие, отдельные родители не принимает должного участия в деятельности класса, лицея.

Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа - хорошей семьей. Эти слова стали девизом классных руководителей лицея № 4.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...