Классный час "Профилактика вредных привычек"
классный час (9 класс) на тему
О вреде курения, употребления спиртосодержащих напитков и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_profilaktika_vrednyh_privychek.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Профилактика вредных привычек»
Наркомания – путь к трагедии.
Курение и его профилактика среди детей и подростков – очень важная проблема в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время в России среди подростков 16-17 лет курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Среди взрослых курит около 17 миллионов мужчин и 5,5 миллионов женщин. Известно, что почти четверть случаев ишемической болезни сердца и 80-90% случаев рака связаны с курением. Об этих данных стоит задуматься.
Как классному руководителю, мне в первую очередь нужно привить навыки использования той информации, которую вольно или невольно получит каждый ученик либо на классном часе, либо на уроке. В качестве примера привожу ученикам данные о возможных рисках, связанных с табакокурением, личностное осознание ценностей хорошего здоровья. На втором этапе – отношение к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь ученик должен решить: является ли эта привычка риском для здоровья; может ли курение сказаться на его здоровье; что он приобретает, решив курить; что он теряет, если не будет курить (испортит отношения с друзьями).
Третий этап – свободно принятое решение. Ученик должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, и учитель должен ему в этом помочь. Большую значимость на этом этапе имеют ролевые игры. На четвертом этапе, когда школьник уже принял решение не заводить вредных привычек, важную роль играет поддержка близких, в том числе родителей и учителей.
Курение в младшем школьном возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения – «игра», основанная на любопытстве, подражании взрослых, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.
На мой взгляд, для учащихся данной возрастной группы, наиболее информативным и понятным методом профилактики является ролевая игра, т.к. яркие драматические образы лучше запоминаются детям. В качестве примера приведу сценарий одной из таких игр.
Классный руководитель:
Что такое курение? Человек с сигаретой стал слишком привычным зрелищем на экране телевизора, на улице, в квартире. Чтобы лучше осознать , что же такое курение, пофантазируем и попытаемся представить себе, как бы восприняли курение, скажем, инопланетяне, прибывшие на нашу землю с исследовательской целью.
Учащиеся-инопланетяне:
Первая(ый). Каждое утро более половины мужского населения планеты, едва проснувшись, сразу сует в рот белую палочку, поджигает ее и жадно вдыхает дым. Также поступают и женщины, только из них любительниц дыма в 2-3 раза меньше, чем мужчин. За целый день многие любители курения могут поджечь и втянуть в себя дым от 10-20 штук сигарет. Большинство людей знают о вреде курения.
Второй (ая). Выяснилось, что промышленность землян производит огромное количество вредных палочек самых разных сортов старается их продать как можно быстрее. Для этого по земному телевидению показывают множество красочных фильмов и реклам, в которых на все лады расхваливается процесс курения.
Первый (ая). Постоянное курение приводит к опасным и даже смертельным для землян болезням, но несмотря на это, они не могут отказаться от этого странного занятия.
Второй (ая). Наших ученых заинтересовал состав и действие белых палочек, и они решили продолжить исследование и послать на землю ещё одну экспедицию.
Классный руководитель задает классу вопросы для обсуждения:
1 Почему инопланетян удивило, что земляне курят?
2 Правду ли говорит земная реклама о курении?
3 Для чего на земле производят так много сигарет?
4 Какие органы страдают от курения?
5 Делает ли курение человека счастливым?
Классный руководитель. Гости из космоса отправили на землю вторую экспедицию. Им поручено узнать, как называются эти палочки, из чего они состоят и что входит в состав дыма, который так любят вдыхать земляне.
1 инопланетянин. На земле дымящиеся палочки называются «сигареты» - это тонкая бумажная трубочка, набитая табаком.
2 инопланетянин. Мы произвели химический анализ сигаретного дыма, в него входят около 4000 разных химических компонентов, но самые вредные – никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин – яд, который влияет на сосуды человека. Угарный газ мешает тканям человеческого организма получать кислород, а табачные смолы оседают в легких и приводят к их болезням.
Классный руководитель. Гости из космоса очень испугались за землян, решили им помочь. Но вот беда, они не умели говорить на их языке, поэтому решили сделать рисунки и послать землянам. (учащимся предлагается сделать рисунки.)
С наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает, потому что взрослые утрачивают свое влияние и все большую значимость приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой – не хочет ни в чем отставать от своего коллектива. Представление подростков о курении существенно отличается от такового у младших школьников – они уже знакомы со многими курящими сверстниками, осведомлены не только о нежелательных последствиях курения, но и свойствах и стоимости той или иной марки сигарет, о её престижности и достоинстве. Большую роль играет давление группы сверстников, которые уже курят и считают это своеобразной групповой нормой. Но в тоже время большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы «за» и «против» курения. Таким образом, профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима и должна проводиться с учетом возрастно-психологических особенностей.
Далее учитель приводит распространенные мнения о курении. Учащиеся группы анализируют их, обсуждая, доказывая их несостоятельность. Многие думают, что:
- «Курение помогает оставаться стройным». (Это распространённое заблуждение. Курение портит аппетит, способствует возникновению гастрита, язвы желудка. Отказавшись от курения, человек возвращает себе прежнее здоровье, аппетит, у него восстанавливается вкусовая чувствительность.)
- «Курение помогает согреться в холодное время года». (Рассмотрим механизм «согревающего» эффекта курения. Попадая в организм, табачные яды способствуют выработке таких веществ, которые увеличивают частоту пульса и уровень артериального давления. Да и чередование воздействия на зубную эмаль морозного воздуха и горячего табачного дыма приводят к развитию кариеса.)
- «Курение помогает сосредоточиться и лучше работать». (Курение несколько притупляет аппетит, потому что табачные яды способствуют выбросу из печени глюкозы в кровь. В связи с этим курящие могут долго работать без приема пищи, в то же время кровоснабжение мозга значительно ухудшается, в результате снижается умственная работоспособность.)
- «Курят, чтобы выглядеть современным и независимым». (Л.Н. Толстой писал, что с тех пор, как он бросил курить, он стал другим человеком. «просиживая по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, туман в голове»).
- «Курение успокаивает нервы». (Этот эффект достигается за счет прямого тормозящего действия табачных ядов на самые важные участки нервной системы человека).
Классный руководитель. Ответим на вопрос: почему подростки курят?
Учащиеся. Из любопытства; чтобы казаться взрослее; за компанию; чтобы похудеть; потому что это модно; из-за влияния рекламы.
В беседе с группой проходит обсуждение наиболее распространенных мотивировок курения, подчеркивается их несостоятельность.
Учитель предлагает обсудить влияние рекламы о курении на поведение и образ жизни человека, используя образцы рекламы (журналы, газеты, популярные видеоклипы).
Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий? | Что мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий? |
1.Красивую пачку полную сигарет, которую «герой» рекламы только что распечатал. | 1.Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах. |
2. красивых, молодых, здоровых, преуспевающих людей. | 2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами. |
3 . Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием. | 3. человек на рекламе никогда не уклоняется и не щурится от табачного дыма. |
4. Курение никогда не мешает окружающим. | 4. В рекламе нет тех, кому мешает табачный дым. |
5.Нет сомнение – курить или не курить, главное – выбрать правильный сорт сигарет | 5. Никогда не показывают больных людей, жалеющих о том, что своевременно не бросили курить. |
Далее проводиться дискуссия, с учащимися обсуждаются такие известные методы отказа от курения как:
- во-первых, принять твердое решение
- во-вторых, надо знать методы отказа от табака: 1) избегать ситуаций, провоцирующих курени; 2) найдите партнера по отказу от курения; 3) применяйте самовнушение; 4) не докуривайте сразу до конца; 5) пейте больше соков, ешьте кисломолочные продукты; 6) занимайтесь больше спортом.
Классный руководитель. А сейчас мы узнаем факты о курении.
Сообщение ученика. 1. В России курят 50% мужчин и десятая часть женщин. 2. Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобилей. 3. Регулярное употребление табака вызывает зависимость близкую к наркотической. 4. Один кубический миллиметр табачного дыма содержит несколько миллионов частиц сажи. 5. Курение матери приводит к увеличению числа врожденных дефектов развития ребенка. 6. Пассивное курение увеличивает на 10-30% риск развития рака легких. 7. Кроме никотина и табачной смолы, в табачный дым входит оксид углерода – яд. 8. Одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. 9. Курение снижает возможность чувствовать вкус пищи. 10. Курение снижает возможность восприятия запахов.
В заключение предлагается учащимся провести конкурс на лучший рисунок, отражающий вред курения. В качестве примерных тем можно привести следующие: «Курение и дети», «Вред курения», «Антиреклама курения».
Особое внимание нужно уделить работе с родителями т.к. они оказывают значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни. Родителей нужно предостеречь от агрессивной реакции на курение ребенка. Такая реакция не приводит к желанным результатам.
В настоящее время подростков подстерегают очень серьёзные опасности, которые могут поломать им жизнь. Одними из самых страшных проблем являются наркомания и алкоголизм, потому что, употребляя наркотики и спиртные напитки, подростки попадают в зависимость, из которой порой бывает очень трудно выбраться.
А , сейчас я прочитаю вам письмо одного друга к другому:
«Здравствуй, дорогой друг!
Недавно получил твое письмо и был крайне удивлен изменению твоего адреса на конверте. Из письма узнал о твоем переезде в другой город, на постоянное место жительства, с чем тебя и поздравляю. В письме ты рассказываешь о новой школе, одноклассниках, которые воспринимают тебя как «чужого».
Тебя беспокоит одиночество? Я понимаю, что твои друзья остались в другом городе. Но «сидеть и горевать у окна» мне кажется глупым и бессмысленным занятием. Ведь можно же найти повод (и не один) для новых знакомств. Ты пишешь, что хотел познакомиться с ребятами из соседнего подъезда, но, выяснив, что эта весьма «дурная компания» (они употребляют наркотики), передумал. Да, я тоже согласен с твоим решением.
Проблема наркомании – одна из самых важных проблем современной молодежи во всем мире. Это самая настоящая беда, за счет которой пополняют свои капиталы «всемогущие наркокороли». По всему миру они имеют посредников, распространяющих эту дрянь в кругу молодежи. Попробовав в первый раз (обычно бесплатно) , человек добровольно подписывает контракт со смертью, и порой бывает очень трудно разорвать его. С каждым днем человеку становится нужна все большая доза наркотика. Цены на эту дрянь велики. Иной раз наркоману приходится идти на преступление, чтобы добыть денег на дозу.
… когда ты молод, кажется, что ты сможешь немного «побаловаться» наркотиками, а потом все опять войдет в норму. Но это не так! Те, кто хоть раз употребляли эту дрянь, никогда уже не смогут считаться здоровыми людьми. Помни это! Я поддерживаю твое решение – не заводить знакомства с этими ребятами, считаю его верным. Как говориться в известной поговорке: «с кем поведешься, от того и наведешься...».
Но это не означает, что в вашем подъезде или во дворе нет ни одного человека, с кем можно было поговорить по душам, в ком можно было бы увидеть друга. Присмотрись повнимательней, может друг-то совсем рядом, а ты не хочешь его заметить.
Не надо падать духом, а нужно идти только вперед и вперед, преодолевая все преграды на своем пути. Будь более открытым, веселым и находчивым, не замыкайся в себе. И только тогда ты сможешь избавиться от своего одиночества.
Прочитав это письмо, обдумай все, что здесь написано, может быть оно поможет тебе избавиться от одиночества. Соглашаться или не соглашаться с моими доводами – твое дело. Я тебе ничего не навязываю. Твоя судьба в твоих руках. Как ты поступил – прошу написать в следующем письме. До свидания!
Твой друг Миша!»
В заключение хотелось бы отметить, что здоровье детского населения в любом обществе, при любых социально-экономических условиях является предметов первоочередной важности, показателем эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения и образования, и что профилактика развития вредных привычек среди подростков в условиях школы играет очень значимую роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков"
Кл. час посвящён разговору о здоровом развитии личности, рассказывается о веществах, приносящих вред здоровью - табак, алкоголь, наркотики....
классный час " Вредные привычки"
Рассмотреть здоровье, как одну из основный ценностей человеческой жизни и общества, сформировать понятия " вредные" и " полезные" привычки. Сформировать негативное отношение к вредным прив...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания»
КЛАССНЫЙ ЧАС «Вредные привычки: Алкоголь, курение, наркомания, токсикомания» ...
Классный час "Вредные привычки"
Классный час "Вредные привычки"...
Классный час "Вредные привычки"
Классный час "Вредные привычки"...
Классный час "Вредные привычки - курение".
Классный час на тему «Вредные привычки – курение» проводится в 8 классе для детей 14 лет. На протяжении всего учебного года воспитательная работа в классе предусматривает проведение мероприятий посвящ...
Классный час "Вредные привычки". Курение.
Профилактика вредных привычек. Курение....