"Ты хочешь мира? Помни о войне!"
классный час (6 класс) на тему
Данное мероприятие относится к патриотическому воспитанию детей в школе. Разработанный классный час посвящен Сталинградской битве, поможет детям узнать о героических поступках людей в годы войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_hochesh_mira.docx | 959.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 122 Кировского района Волгограда»
«Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Сталинградская битва.
Подготовила: Саенко Ирина Николаевна,
учитель первой категории,
классный руководитель 6 класса
МОУ ОШ № 122
Волгоград
Цели:
- углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы;
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны;
- воспитывать патриотические чувства учащихся.
Задачи: побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.
Ход классного часа
Классный руководитель: (слайд № 1)
Ты хочешь Мира?
Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.
- Добрый день, дорогие ребята! 2 февраля, вся страна отмечает день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении. Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.
Ученик (слайд 2) Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. 2 февраля отмечается годовщина разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Ученик : Это день установлен как праздничная дата федеральным законам «О днях воинской славы России»
Ученик: Сталинград! Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года были самыми главными. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. Здесь решалась судьба всего человечества.
Ученик (слайд № 3 ): Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.
Ученик: К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой, поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос стоял так:
Вместе: "За Волгой для нас земли нет!"
Ученик (слайд № 4): 17 июля началась величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва. К 23 июля враг сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий и достиг превосходства над нашими войсками: в людях - в 1,4, в танках - в 2, в авиации - в 3,5 раза.
Ученик (слайд № 5): Маршал Советского Союза А.И. Еременко, бывший командующий Сталинградским фронтом, вспоминал: "То, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас, как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там. то здесь взмывали вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов. Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького едкого дыма. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на рейде, смрадно горел асфальт улиц и тротуаров. Мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы... Казалось, чудовищный ураган ворвался в город, поднял его в воздух и обрушил осколки зданий на площади и улицы... Дышать было трудно».
Чтец 1-й (слайд № 6):
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!
Ученик (слайд № 7): Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады.
Ученик (слайд № 8 ): С 12 сентября оборона Сталинграда возлагалась на 62-ю армию, командование которой принял генерал В.И. Чуйков, и войска 64-й армии генерала М.С. Шумилова. В этот же день немецкие войска после очередной бомбардировки начали наступление на город со всех направлений. На севере главной целью был Мамаев курган, с высоты которого хорошо просматривалась переправа через Волгу, в центре немецкая пехота пробивалась к железнодорожному вокзалу, на юге танки Гота при поддержке пехоты постепенно продвигались к элеватору.
Ученик : (слайд № 9 ): 21 сентября на фронте от Мамаева кургана до зацарицынской части города немцы начали новое наступление силами пяти дивизий.
Ученик: (слайд № 10 ): Бои в городе приняли затяжной характер. Войскам Паулюса недоставало сил, чтобы окончательно сбросить защитников города в Волгу, а советским - чтобы выбить немцев с занимаемых позиций. Расстояние между противниками в черте города составляло иногда несколько десятков метров. Борьба велась за каждое здание, а иногда за часть здания, этаж или подвал.
Ученик (слайд № 11 ): Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.
Ученик : (слайд № 12 ): Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в его чувство страха.
Ученик: (слайд 13 ) Снайпер Анатолий Чехов защищал дом Павлова. В Сталинградской битве уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было 19 лет. О нем создан фильм «И помнит мир спасенный».
Ученик: (слайд 14 )Илья Воронов – защитник дома Павлова, пулеметчик 13-стрелковой дивизии. Отбивая атаки гитлеровцев Илья Воронов получил 25 ран и выжил.
Ученик (слайд № 15 ): Снайпер Максим Пассар во время Сталинградской битвы уничтожил 272 фашиста.
Ученик: (слайд 16 ) 300 гитлеровцев уничтожил Василий Зайцев в уличных боях. Много бойцов обучил он снайперскому искусству. Их называли «зайчатами». 31 января 2006г тело Зайцева было перезахоронено на Мамаевом кургане.
Ученик: (слайд 17 ) Илья Каплунов в декабре 1942 г в бой вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле 9 уничтоженного танка.
Чтец 2-й: (слайд № 18 ):
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
А.Сурков.
Ученик (слайд № 19 ): В рядах защитников Сталинграда действовало более 100 тысяч морских пехотинцев. Никогда не забудут советские люди бессмертный подвиг моряка-тихоокеанца М.А. Паникахи. В ночь на 28 сентября 883-й полк 193-й стрелковой дивизии переправился через Волгу и занял оборону у поселка Красный Октябрь. Когда вражеские танки приблизились к позициям полка, Паникаха пустил в ход бутылки с горючей жидкостью. Одну из них пробила пуля. Объятый пламенем, боец выскочил из окопа, бросился к фашистскому танку и разбил вторую бутылку о решетку моторного люка. Герой-комсомолец погиб, но гитлеровцы, потеряв головную машину, отступили.
Ученик: (слайд № 20 ): Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. В это время ему было 6 лет. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из под обломков и он остался жив. Сережа Алешков за участие в ВОВ награжден медалью "За боевые заслуги".
Чтец 3-й: (слайд № 21 ):
Мы помним всех героев Сталинграда,
Ушедших в вечность и живых.
Их подвиг вечен,
И потомкам надо
Учиться доблести у них.
Ведь в той войне во имя мирной жизни
Они свершали подвиги свои.
И защищали от врага Отчизну,
Ведя жестокие бои.
Пусть все колокола звонят во славу
Солдатам – павшим и живым.
А мы сполна, достойно и по праву
Сыновний долг им отдадим!
Ученик: (слайд № 22 ): особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти.
Чтец 4-й: (слайд № 23 ):
Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
Ученик: (слайд № 24 ): Наталья Качуевская в ноябре 1942 года в ходе контрнаступления навечно обессмертила своё имя. Во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, она спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, Наташа бросилась им навстречу и взрывом гранаты уничтожила 10 подступавших фашистов. В этой схватке она погибла.
Ученик: (слайд № 25 ): 19-летняя медсестра Зинаида Маресьева во время Сталинградской битвы выносила с поля боя раненых и доставляла их к переправе. Погибла в августе 1943 при эвакуации раненых с поля боя.
Ученик: (слайд № 26 ): Гуля Королева 23 ноября 1942 года во время боя вынесла с поля боя 50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление.
Ученик (слайд № 27 ): Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.
Их теперь не обнять,
Не пожать им ладони.
Но восстал из земли
Негасимый огонь-
Скорбный огонь,
Гордый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.
Ученик (слайд № 28 ): Есть вечный огонь в Волгограде. Вечный огонь на площади павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в пантеоне славы на мамаевом кургане.
Ученик (слайд № 29 ): Мамаев курган один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей родины.
Чтец 5-й: Стихотворение В.Мавродиева "Мать"
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющей платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и не статной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла
Кулек конфет мальчишкам раздала
Стояла долго, голову склоня,
И к выходу, усталая пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника матери, себе.
Чтец 1-й (слайд № 30 ):
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!
(А.Шарапов).
объявляется минуту молчания.
Ученик: (слайд №31 ):
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
Рефлексия.
Учитель:
- А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.
- Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?
- Как подготовились враги к началу битвы?
- Каких героев – защитников узнала наша страна?
- Как закончилось Сталинградское сражение?
- Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?
Подведение итога.
Учитель:
- Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Эта цель нами полностью достигнута. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.
Самоанализ мероприятия.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Данное мероприятие относится к патриотическому воспитанию детей в школе. Разработанный мною классный час помог детям узнать о героических поступках людей в годы войны. Цели классного часа четко сформулированы и поставлены перед учащимися.
Цели:
- углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы;
- формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны;
- воспитывать патриотические чувства учащихся.
Задачи: побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Форма: классный час.
Методы: рассказ-беседа.
Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация.
При подготовке классного часа я учла возрастные особенности детей. Постаралась, чтобы презентация, словарный текст, музыка были единым целым. Чтобы тема классного часа была более понятна и запоминаема. Внимание детей было целиком поглощено данным мероприятием. Детям было интересно посмотреть приготовленную мною презентацию.
Материал, предложенный учащимся, по объёму был небольшим. Вся информация была представлена в доступной форме и понятна детям.
Время мероприятия – 40 минут.
Все задачи, поставленные на классном часе, удалось реализовать. Все школьники, присутствующие на этом мероприятии внимательно слушали ведущих, смотрели слайды, слушали музыку сопровождающую слайды.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна носить системный и целенаправленный характер. Надеюсь, что подобные мероприятия помогут сформировать многосторонне развитого гражданина и патриота в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях. И если человек спустя годы осознает и поймёт то, что ему говорили в школе, значит, наша работа приносит положительные результаты. А в этом и есть цель образования и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра "Помни о войне"
Интерактивная игра "Помни о войне" посвящена Дню Защитника Отечества...
Газета "Лицеист". Тема: "Помнить о войне - значит думать о мире"
Газета "Лицеист". Тема: "Помнить о войне - значит думать о мире" Творческая работа Киреевой Валерии, ученицы 5 класса. Составлена на основе беседы со своей бабушкой....
Разработка педагогического проекта "Зачем нам помнить о войне"
План реализации педагогического проекта "Зачем нам помнить о войне"...
Мы будем помнить о войне!
Презентация посвещена к 70 летию Великой Отечественной Победы. Значение символов Победы. Информация об участниках войны нашего района. Их имена , награды. Встреча с Ветеранами ВОВ....
Мероприятие " Мы помним ту войну..."
Мероприятие "Мы помним ту войну..."...
Литература родного края. "Ты хочешь мира? Помни о войне!"»
Урок-реквием, урок памяти....
Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»
Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...