"Ты хочешь мира? Помни о войне!"
классный час (6 класс) на тему

Черноризова Ирина Николаевна

Данное мероприятие относится к патриотическому  воспитанию детей в школе. Разработанный  классный час посвящен Сталинградской битве,  поможет детям узнать о героических поступках людей в годы войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_hochesh_mira.docx959.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 122 Кировского района Волгограда»

«Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Сталинградская битва.

http://www.davs.ru/.new/volgo.JPG

                                                             Подготовила: Саенко Ирина Николаевна,

                                                             учитель первой категории,

                                                             классный руководитель 6 класса

                                                             МОУ ОШ № 122

Волгоград

Цели: 

  • углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы;
  • формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны;
  • воспитывать патриотические чувства учащихся.

Задачи: побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.

Ход классного часа

Классный руководитель: (слайд № 1) 

Ты хочешь Мира?
Помни о войне!
Забыть о ней хотелось бы и мне,
Пока еще таится под золой
Огонь войны, неистовый и злой.
Пока еще оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне.

- Добрый день, дорогие ребята!  2 февраля, вся страна отмечает день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении.  Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой Победе и тем, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы с вами.

Классный час в 6 классе

Ученик (слайд 2) Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа.  2 февраля отмечается годовщина  разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

G:\Images\Фото-0038.jpg

Ученик : Это день установлен как праздничная дата федеральным законам «О днях воинской славы России»

Ученик: Сталинград!  Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года были самыми главными. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. Здесь решалась  судьба всего человечества.

Ученик (слайд № 3 ): Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.

Ученик: К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой, поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос стоял так:

Вместе: "За Волгой для нас земли нет!"

Ученик (слайд № 4): 17 июля началась величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва. К 23 июля враг сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий и достиг превосходства над нашими войсками: в людях - в 1,4, в танках - в 2, в авиации - в 3,5 раза.

Ученик (слайд № 5): Маршал Советского Союза А.И. Еременко, бывший командующий Сталинградским фронтом, вспоминал: "То, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас, как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там. то здесь взмывали вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов. Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького едкого дыма. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на рейде, смрадно горел асфальт улиц и тротуаров. Мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы... Казалось, чудовищный ураган ворвался в город, поднял его в воздух и обрушил осколки зданий на площади и улицы... Дышать было трудно».

Чтец 1-й (слайд № 6):

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!

Ученик (слайд № 7): Заводы принимали от фронта подбитые танки, тягачи, моторы и через несколько часов возвращали их готовыми к битве. Рабочие вооружались. Женщины, дети, старики взялись за лопаты и ломы, строили баррикады.

Ученик (слайд №   8  ): С 12 сентября оборона Сталинграда возлагалась на 62-ю армию, командование которой принял генерал В.И. Чуйков, и войска 64-й армии генерала М.С. Шумилова. В этот же день немецкие войска после очередной бомбардировки начали наступление на город со всех направлений. На севере главной целью был Мамаев курган, с высоты которого хорошо просматривалась переправа через Волгу, в центре немецкая пехота пробивалась к железнодорожному вокзалу, на юге танки Гота при поддержке пехоты постепенно продвигались к элеватору.

Ученик : (слайд №  9   ):  21 сентября на фронте от Мамаева кургана до зацарицынской части города немцы начали новое наступление силами пяти дивизий.

Ученик: (слайд №   10  ): Бои в городе приняли затяжной характер. Войскам Паулюса недоставало сил, чтобы окончательно сбросить защитников города в Волгу, а советским - чтобы выбить немцев с занимаемых позиций. Расстояние между противниками в черте города составляло иногда несколько десятков метров. Борьба велась за каждое здание, а иногда за часть здания, этаж или подвал.

Ученик (слайд № 11   ): Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова. Здесь воевала 13-я дивизия под командованием Родимцева. Гарнизон Павлова 58 дней оборонял дом. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. На площади находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

Ученик : (слайд № 12    ):  Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в его чувство страха.

Ученик: (слайд 13   ) Снайпер Анатолий Чехов защищал дом Павлова. В Сталинградской битве уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было 19 лет. О нем создан фильм «И помнит мир спасенный».

Ученик: (слайд 14   )Илья Воронов – защитник дома Павлова, пулеметчик 13-стрелковой дивизии. Отбивая атаки гитлеровцев Илья Воронов получил 25 ран и выжил.

Ученик (слайд № 15   ): Снайпер Максим Пассар во время Сталинградской  битвы уничтожил 272 фашиста.

G:\Images\Фото-0043.jpg

Ученик: (слайд   16 )  300 гитлеровцев уничтожил Василий Зайцев в уличных боях. Много бойцов обучил он снайперскому искусству. Их называли «зайчатами». 31 января 2006г тело Зайцева было перезахоронено на Мамаевом кургане.

Ученик: (слайд 17    ) Илья Каплунов в декабре 1942 г в бой вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле 9 уничтоженного танка.

Чтец 2-й: (слайд №  18   ):

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля,
И краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
- Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
А.Сурков.

H:\Images\Фото-0044.jpg

Ученик (слайд № 19  ): В рядах защитников Сталинграда действовало более 100 тысяч морских пехотинцев. Никогда не забудут советские люди бессмертный подвиг моряка-тихоокеанца М.А. Паникахи. В ночь на 28 сентября 883-й полк 193-й стрелковой дивизии переправился через Волгу и занял оборону у поселка Красный Октябрь. Когда вражеские танки приблизились к позициям полка, Паникаха пустил в ход бутылки с горючей жидкостью. Одну из них пробила пуля. Объятый пламенем, боец выскочил из окопа, бросился к фашистскому танку и разбил вторую бутылку о решетку моторного люка. Герой-комсомолец погиб, но гитлеровцы, потеряв головную машину, отступили.

Ученик: (слайд №  20   ):  Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. В это время ему было 6 лет. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин. Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику М.Д. Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из под обломков и он остался жив. Сережа Алешков за участие в ВОВ награжден медалью "За боевые заслуги".

Чтец 3-й: (слайд №  21   ):

Мы помним всех героев Сталинграда,
Ушедших в вечность и живых.
Их подвиг вечен,
И потомкам надо
Учиться доблести у них.
Ведь в той войне во имя мирной жизни
Они свершали подвиги свои.
И защищали от врага Отчизну,
Ведя жестокие бои.
Пусть все колокола звонят во славу
Солдатам – павшим и живым.
А мы сполна, достойно и по праву
Сыновний долг им отдадим!

Ученик: (слайд №  22  ):  особо хочется сказать о медицинских сестрах. Это были девушки 18-20 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти.

G:\Images\Фото-0045.jpg

Чтец 4-й:  (слайд №  23   ):

Когда, упав на поле боя -

И не в стихах, а наяву,-

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,-

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой!..

Ученик: (слайд №   24  ): Наталья Качуевская в ноябре 1942 года в ходе контрнаступления навечно обессмертила своё имя. Во время неравного боя с гитлеровскими автоматчиками, прорвавшимися в тыл наших войск, она спасла жизнь двадцати раненым бойцам. Когда враги стали окружать овраг, где находились раненые, Наташа бросилась им навстречу и взрывом гранаты уничтожила 10 подступавших фашистов. В этой схватке она погибла. 

Ученик: (слайд №  25  ):  19-летняя медсестра Зинаида Маресьева во время  Сталинградской битвы выносила с поля боя раненых и доставляла их к переправе. Погибла в августе 1943 при эвакуации раненых с поля боя.

Ученик:  (слайд №   26  ): Гуля Королева 23 ноября 1942 года во время боя вынесла с поля боя  50 раненых бойцов, а когда был убит командир, подняла бойцов в атаку, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат убила 15 немецких солдат и офицеров. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление.

Ученик (слайд № 27     ): Всех героев не назвать, но их помнят. В их честь называют дома, улицы, площади, в их честь зажигают вечный огонь.

Их теперь не обнять,

Не пожать им ладони.

Но восстал из земли

Негасимый огонь-

Скорбный огонь,

Гордый огонь.

Это павших сердца

Отдают до конца

Свое яркое пламя живущим.

Ученик  (слайд №   28  ): Есть вечный огонь в Волгограде. Вечный огонь на площади павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битве. Еще один Вечный огонь горит в пантеоне славы на мамаевом кургане.

Ученик  (слайд №  29   ): Мамаев курган один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают сюда люди со всех уголков нашей родины.

Чтец 5-й:     Стихотворение В.Мавродиева "Мать"

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющей платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и не статной,

Она прошла мимо березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего –

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла

Кулек конфет мальчишкам раздала

Стояла долго, голову склоня,

И к выходу, усталая пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника матери, себе.

Чтец 1-й (слайд № 30  ):

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрёт!
 
(А.Шарапов).

объявляется минуту молчания.

Ученик:  (слайд №31     ):

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,        

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Рефлексия.

Учитель:

- А теперь, давайте еще раз назовем дату начала битвы за Сталинград.

- Вспомните , почему немецкая армия стремилась захватить Сталинград?

- Как подготовились враги к началу битвы?

- Каких героев – защитников узнала наша страна?

- Как закончилось Сталинградское сражение?

- Какое значение имела победа в этой битве для нашей страны?

Подведение итога.

Учитель:

Главной целью нашей сегодняшней встречи было узнать о великой Сталинградской битве и ее героических защитниках. Эта цель нами полностью достигнута. Я надеюсь, что изучение истории нашей страны на примере Великой Отечественной войны, поможет вам испытать чувство гордости за нашу Родину, уважительно относиться к старшему поколению.

Самоанализ мероприятия.

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

   Данное мероприятие относится к патриотическому  воспитанию детей в школе. Разработанный мною классный час помог детям узнать о героических поступках людей в годы войны. Цели классного часа четко сформулированы и поставлены перед учащимися.

Цели: 

  • углубить знания учащихся о ходе Сталинградской битвы;
  • формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в годы войны;
  • воспитывать патриотические чувства учащихся.

Задачи:  побуждение у учащихся желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация.

При подготовке классного часа я учла возрастные особенности  детей. Постаралась, чтобы презентация, словарный текст, музыка были единым целым. Чтобы тема классного часа была более понятна и запоминаема. Внимание детей было целиком поглощено данным мероприятием. Детям было интересно посмотреть приготовленную мною презентацию.

Материал, предложенный учащимся, по объёму был небольшим. Вся информация была представлена в доступной форме и понятна детям.

   Время мероприятия – 40 минут.

           Все задачи, поставленные на классном часе, удалось реализовать. Все школьники, присутствующие на этом мероприятии внимательно слушали ведущих, смотрели слайды, слушали музыку сопровождающую слайды.

Работа  по  нравственно-патриотическому  воспитанию  должна  носить  системный  и  целенаправленный  характер. Надеюсь, что  подобные  мероприятия  помогут  сформировать  многосторонне  развитого  гражданина  и  патриота  в эстетическом, культурном, нравственном  и  физическом  отношениях.  И  если  человек спустя  годы  осознает  и  поймёт  то, что  ему  говорили  в  школе, значит, наша  работа  приносит  положительные  результаты. А  в  этом  и  есть  цель  образования  и  воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Помни о войне"

Интерактивная игра "Помни о войне" посвящена  Дню Защитника Отечества...

Газета "Лицеист". Тема: "Помнить о войне - значит думать о мире"

Газета "Лицеист". Тема: "Помнить о войне - значит думать о мире" Творческая работа Киреевой Валерии, ученицы 5 класса. Составлена на основе беседы со своей бабушкой....

Разработка педагогического проекта "Зачем нам помнить о войне"

План реализации педагогического проекта "Зачем нам помнить  о войне"...

Мы будем помнить о войне!

Презентация посвещена к 70 летию Великой Отечественной Победы. Значение символов Победы. Информация об участниках войны нашего района. Их имена , награды. Встреча с Ветеранами ВОВ....

Мероприятие " Мы помним ту войну..."

Мероприятие "Мы помним ту войну..."...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...