План-конспект урока "85 лет г. Щелково и Щелковскому району"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Каскевич Наталья Геннадьевна

Цель  урока:  через знакомство с историей родного края и его наследием усилить чувство гражданственности и патриотизма как общечеловеческих ценностей.

Задачи:

·        познакомить с яркими страницами истории родного края и города;

·        через формирование объединяющего фактора в виде принадлежности к краю с богатым и героическим прошлым преодолеть цинизм в отношении к своей «Малой Родине»;

·        воздействовать на нравственность через приобщение к культурному наследию родного края;

·        активизировать интерес к краеведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока 6А класс

По теме: Моя малая Родина!»

«85 лет г. Щелково и Щелковскому району»

Учитель: Каскевич Наталья Геннадьевна.

Цель  урока:  через знакомство с историей родного края и его наследием усилить чувство гражданственности и патриотизма как общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • познакомить с яркими страницами истории родного края и города;
  • через формирование объединяющего фактора в виде принадлежности к краю с богатым и героическим прошлым преодолеть цинизм в отношении к своей «Малой Родине»;
  • воздействовать на нравственность через приобщение к культурному наследию родного края;
  • активизировать интерес к краеведению.

Ход урока:

Дорогие ребята!

Мы с Вами живем в замечательном крае, процветающем, развивающимся и очень красивом – в Щелковском районе. В этом году исполняется 85 лет г. Щелково и Щелковскому району. Хочу всех нас поздравить с этим праздником и прочитать стихотворение. Его написал наш российский поэт Станислав Бакаев, житель города Щелково:

Мой Щелково! О, дивный град...

Земель Московских Государства.

Рожденный сотни лет назад,

В истоках вотчины боярства.

Здесь Русью веет, стариной;

Сподвижников царей великих.

Историей Державной, вековой

И памятью событий многоликих.

Здесь Славой полнится земля,

Трудами многих поколений.

Здесь дух Московского Кремля,

Побед великих и свершений...

О, Щелково! Ты мой герой.

Блажен твой лик в лучах заката.

Стоишь над Клязьмою - рекой,

Сияешь отблесками злата.

Уютных улиц благодать,

Садов и парков бесконечных.

Здесь так прекрасно отдыхать...

Здесь время мчится быстротечно.

Я искренне тебе желаю...

Живи в веках мой город дивный.

И Щёлковцев я обнимаю:

Всех Вас - достойных и любимых!

2.

Также хочу немного рассказать вам о городе и районе. Интересно знать историю родного края. Например, как заселялась эта земля? Что было раньше? Как жили здесь люди и чем они занимались? А вы мне в этом поможете?

Это очень хорошо!

Я сейчас раздам вам отрывки баллады. Эти отрывки под номерами. Следите внимательно, кто за кем будет читать. Из этой баллады мы с вами все и узнаем.

(А заодно и проверим, не разучились ли вы читать с выражением!)

Читают ученики:

1

 Там, где в годы стародавние,

Жили кривичи да вятичи –

Наши пращуры славянские,

Два пути сошлись, скрестилися.

По воде спешил один из них,–

Торопился другой посуху.

А вели они ко Сергию –

Ко Святой людской обители.

2

Тот, который по воде-то шёл,

Был рекою нашей Клязьмою.

А была она глубокая,

Да вокрук леса с болотами.

Там зверья да птицы всяческой

Было видимо – невидимо,

Да ещё людишки беглые

От законов там скрывалися.

3

Вот на этом месте в давности,

Где сошлись пути – дороженьки,

Поселился люд смекалистый,

Никому пока неведомый.

Родилось вот так селение

Без названия, без имени.

Ясным днём и ночью тёмною,

У селения безвестного,

От Москвы да до Владимира.

4

Да потом в обратну сторону,

Шли ладьи с купцами разными:

Иноземными да нашими,

Все с поклажею богатою –

Драгоценными товарами.

В тех местах, народ-то сказывал,

Воронок-разбойник, будто бы,

Совершал набеги дерзкие

И делил добычу каждую

С сотоварищами поровну.

5 

Сказка то, или бывальщина,–

Тяжело теперь разгадывать,

Но живёт в народной памяти,

Это имя окаянное.

Между тем в селе означенном,

Где сошлись умельцы русские,

Все росли ремесла разные,

            Поднималось дело ткацкое.

6

А купцы-то проплываючи

Близ селенья неизвестного,

Каждый раз яснее слышали

Звуки, сходные со щёлканьем…

Кем-то было слово сказано,

А другим оно повторено,–

Так в народе то селение

            Прозываться стало Щёлковом.

7

Много лет с поры той минуло,

Поменялись управители,

А село росло да ширилось,

Обрастало деревеньками,

Да свои ремесла множило,

Да изделиями разными

Торговало с иноземцами.

А шелка да сукна красные

Напоказ возило за море.

8

Словом крепло, встало на ноги,

По своим делам да знатности

Вскоре стало зваться городом.

Так родился город Щелково.

И годов ему с рождения

Вот уж семь десятков минуло.

А как рос да силой полнился –

Тут особо надо сказывать:

Не простое было времечко

И слова другие надобны.

А каким он ныне сделался –

Сами вы тому свидетели.

Учитель:

Первые поселения человека на территории нашего края относятся к эпохе неолита (нового каменного века) и фатьяновской культуры (бронзовый век). Местом первых поселений является район Медвежьих озёр. Облюбовали же наши земли в древние времена меря угро-финские племена. Они-то, по-видимому, и дали названия рекам Клязьма и Воря – основным водным артериям края. Позднее наши земли засеяли два восточно-славянских племени – кривичи и вятичи. Граница между ними проходила в междуречье Клязьмы и Вори. Наличие таковой границы установил известный археолог наш земляк А.А.Коновалов.

Вполне уместен вопрос: с какого же, всё-таки, времени следует вести отсчёт о первом упоминании наших земель? Известно, что первые письменные сведения о деревне Щёлково относятся к 1521-22 годам, когда она принадлежала боярину И.Ф.Хомутову и по его завещанию была передана Троице-Сергиевой Лавре. Позднее, в 1584 году, д. Щёлково значится в числе одного из 46 селений, составляющих с. Гребнево. Шло время. Менялись владельцы щёлковских земель, менялся облик с. Гребнево, куда входила д.Щёлково. Среди владельцев можно отметить племянника Малюты Скуратова – Бельского, который при Иоанне Грозном отличился на поприще иностранных дел. Долгое время Гребнево с окрестными селами и деревнями находилос во владении рода Трубецких, представитель которых возглавлял 1-ое народное ополчение и после изгнания поляков из Москвы в 1612 году был провозглашён «спасителем Отечества».

В настоящее время г.Щёлково – центр одного из крупнейших в Подмосковье промышленных районов, куда входят два города (Фрязино и Лосино-Петровский); три посёлка городского типа (Фряново, Свердловский, Монино); 12 сельских Советов; 111 населённых пунктов.

Щёлковскому району принадлежит важная роль в становлении и развитии отечественной авиации и космонавтики.

Щёлковский район расположен на северо-востоке Московской области на территории Клязменско-Мещерской низменности и занимает площадь свыше 807 кв.км, что равно площади, занимаемой Москвой. В районе много лесов, болот, мелких речушек и озёр. Население района составляет 206 тысяч человек, а население города 107 тысяч человек.

В нашем крае немало памятных мест, связанных с пребыванием выдающихся деятелей науки и культуры.

3.

У каждого из нас есть своя малая Родина. Это место, где мы родились и выросли. Место, с которым связаны самые счастливые воспоминания. Место, где живут наши РОДные, РОДственники. Место, откуда берёт начало наша РОДословная.

Вы обратили внимание, что у всех этих слов единый корень? Мы можем смело сказать, что мы являемся гражданами своей РОДИНЫ !

В конвенции о правах ребёнка говорится, что вы, дети, имеете право на:

http://www.husain-off.ru/hj8n/img2/m06_03.gif

Но кроме прав, у нас, как у граждан своей страны, есть и обязанности.

Давайте будем беречь все замечательное, что нас окружает – это и маленький ручеек, и большую речку. Наши леса – сосновые, березовые… Наши памятники – ведь они напоминают нам об истории нашего края. Давайте ценить труд людей, окружающих нас. Обязательно будем ценить друг друга, потому что человек не может быть счастливым без друзей.

Будем уважать наших ветеранов, отстоявших мир на нашей планете. Это благодаря им мы можем любоваться всей красотой, окружающей нас.

А как не сказать о родителях, подаривших нам жизнь и каждый день думающих о нас? Им тоже нужна наша любовь и уважение.

А как преобразился наш город! Какой он стал величественный!.. Он широко распахнул двери навстречу гостям. Приятно пройти по улицам. И даже люди стали более приветливые. Идут по городу и улыбаются друг другу.

Каждый из нас является гражданином нашего города, так давайте беречь его от несчастья и преумножать его красоту!

И никогда не забывать, что Щёлково – это кусочек нашей большой и прекрасной России!

Напоследок я прочту вам стихотворение, которое называется

«Щёлково – кусочек России».

Возможно есть места и покрасивей,

Но я пою о городе моём:

Щёлково – кусочек от России,

Место, где с тобою мы живём.

Здесь вдоль речки протянулись парки.

Встал во всей красе «Микрорайон».

Каждый горожанин сердцем жарким

В город мой по-своему влюблён.

В Подмосковье целом нету краше

Города с открытою душой –

Щёлково с фонтаном из трёх чашей,

С храмом вечной ТРОИЦЫ СВЯТОЙ!

Пусть над городом плывёт звон колоколен –

Родного Щёлкова живые родники!

Любовью, верою для всех пусть будет только он.

Живи, мой город, расцветай у Клязьмы – у реки!

Ну, вот и закончилась наша встреча. Но впереди – ещё много новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспекта урока"Башкортостан.Кугарчинский район.З.Биишева"

План урока по теме "Башкортостан". Повторение темы "Прилагательное".Краткое-путешествие по Кугарчинскому району, знакомство с выдающими людьми района....

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

План-конспект урока на тему "Урал, географическое положение и природа района"

Урок в 9 классе на тему "Урал, географическое положение и природа района" проводиться с целью изучения нового материала...

План - конспект презентации маленького Морозика на районный новогодний конкурс "Академия Морозиков"

Презентация Морозика: Краткое содержание о себе, интерактивная игра с залом  и творческий номер....

План-конспект по внеурочной деятельности «Воды Ростовской области и Милютинского района ». 5 класс

Направление: краеведческоеФорма: исследованиеВиды внеурочной деятельности: познавательная беседа, продуктивная деятельностьТема: «Воды Ростовской области и Милютинского района »...