Классный час: "Моя малая Родина", "Мы не островок России, мы единая страна".
классный час (5 класс) на тему
Классный час: "Моя малая Родина", "Мы не островок России, мы единая страна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina_my_ne_ostrovok_rossii_my_edinaya_strana.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Моя малая Родина», «Мы не островок России мы единая страна» .
Цели и задачи:
-повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
-овладение технологией работы в группах.
-развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
-развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
-формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
-воспитание и развитие личностных компетенций.
Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям и ко мне.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего?
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ.
Звучит гимн России.
Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране будут отмечаться большие народные праздники.
Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат на ближайшее время.
Календарь знаменательных дат:
Всемирный день ребёнка.
День России.
День защиты прав человека.
День Конституции Российской Федерации.
В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: Гражданин
-а, мн. граждане, граждан, м. 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему. II ж. гражданка, -и.
Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
Гражданин:
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение понятия.
– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
Пояснение понятия.
Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например: «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов. «Истинный челок и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова ?
– Рассмотрите схему. Вокруг центрального понятия расположены начала фраз – толкований. Прочитайте. Прочитайте слова справа. Дополните до фразы, пользуясь словами для справок.
знать (права)
выполнять (обязанности)
любить (свою Родину)
охранять (территорию)
беречь (природу)
гордиться (культурой, языком)
приумножать (богатства)
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы)
Что общего в каждой группе слов?
отец
отчество
Отечество
Отчизна
род
родной
родители
родня
Родина
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой вывод можно сделать?
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)
В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане? Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту.
С момента подписания закон становится обязательным для всех. Вот почему так важно, чтобы все граждане страны принимали участие в выборах. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете. – Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет. Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями?
III. Заключение
Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы анкеты.
Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Итог:
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России».
Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим наш классный час песней о любимом городе Химки. Герб г.Химки выглядит следующим образом: в чёрном поле золотой скачущий крылатый Кентавр, держащий в распростёртых руках лук и стрелу и сопровождаемый в круг — во главе, в окончании, по сторонам и в каждом из углов, кроме правого верхнего, золотыми звёздами о четырёх, простёртых накрест.
Автор герба - художник Александр Мустафин.
Данный герб был выбран в результате проведенного в 1996-1997 гг. конкурса на создание герба города Химки. На финальном этапе рассматривались три проекта: художника Александра Мустафина - "Кентавр", художника Евгения Потапова - "Стрижи" и председателя областного клуба геральдистов, химчанина Константина Моченова - "Дуб". Из трех работ в итоге комиссия остановилась на двух первых. Они и были отосланы на экспертизу в Герольдию при Президенте РФ, заместителю директора "Эрмитажа", главному герольдмейстеру, академику Георгию Вадимовичу Вилинбахову. Проект "Стрижи" не был одобрен, как не отвечающий геральдическим требованиям. Проекту "Кентавр" было сделано только одно замечание - убрать мост (в первоначальном варианте внизу щита находилось изображение знаменитого химкинского железнодорожного моста), как негеральдичный знак.
Символика герба:
Кентавр со времён вавилонской и Египетской культур символизирует единение разума человека и мощи природных сил, стремящихся к познанию неведомого и преодолению преград. Был широко использован в греческой античной литературе, а из неё перешёл в русскую с принятием христианства. На гербе Химок крылатый Кентавр — Стрелец, устремлённый вверх в окружении жёлтых звёзд, символизирует освоение космоса, что соответствует истории рождения города, возникшего вместе с предприятиями авиационно-космического комплекса. Именно в Химках родились и руками химчан были осуществлены многие космические проекты.
Чёрный цвет щита соответствует в геральдике цвету космоса и дополняет содержание герба.
Жёлтый цвет (золото) — это цвет солнца, символ разума, справедливости, богатства и великодушия, знак земного и небесного величия.
Герб утвержден изначально как герб Химкинского района, в 2005 г. район был преобразован в городской округ Химки.
Викторина – идет показ слайдов – достопримечательности г. Химок дети отгадывают.
В заключении дети выполняют рисунок «Мои любимые Химки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя малая Родина - Пермский край"
Интеллектуальная игра для учащихся 7-9 классов....
методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"
Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....
классный час "Моя малая родина"
В разработке классного часа вы узнаете об истории возникновения села, о людях, проживающих в нем....
Классный час "Моя малая Родина"
Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и ...
Классный час "Моя малая Родина - край Нижегородский"
Материал рассчитан на занятия с детьми 11-13 лет. Разработка включает в себя викторину по истории Нижегородского края, а также мероприятие по истории Богородского района....
Классный час « С малой родины начинается Россия».
Классный час по теме « С малой родины начинается Россия».Цель:- формирование представлений учащихся о малой родине.Задачи:-раскрыть смысл понятия « малая родина»;- способствовать воспитанию чувства ув...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...