Детско - родительская профориентационная игра
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Осипова Алена Николаевна

Данное мероприятие дает возможность осмыслить родителями и детьми важность проблемы профессионального выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско - родительская профориентационная игра

Тема «Выбор профессии»

_____________________________________________________________________________

Осипова Алена Николаевна, педагог - психолог

МКОУ «ШИСОО» с. Самбург.

Цель: обеспечение готовности родителей и детей к эффективному сотрудничеству на этапе профессионального самоопределения и реализации профессионально - образовательных планов.

Игра предназначена для выпускников школы и их родителей. Проводить её необходимо в середине учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но в то же время родители и сами выпускники еще четкого плана и стратегию  поступления в учебное заведение не имеют, или вообще их взгляды не совпадают и их мнения во многом расходятся. Одна из основных задач данного мероприятия - разработка выпускниками сознательной стратегии поступления в профессиональные учебные заведения. Как правило, выбор будущей профессии - это дело не только самого ученика, но и всей его семьи. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача игры - согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Задачи:

  1. Создать во время игры для участников комфортную, дружескую атмосферу.
  2. Предложить для родителей и детей эффективные способы взаимодействия по вопросам профессионального самоопределения старшеклассника и поощрять их использование.
  3. Создать условия для повышения взаимопонимания детей и родителей, в ситуации профессионального самоопределения старшеклассников и процессе реализации профессионально - образовательных планов.

Участники игры: ученики 11 класса, родители, классный руководитель.

Продолжительность игры: - 60 мин.

Необходимые материалы: 2 разноцветных круга (3 комплекта), компьютер, проектор, экран для показа презентаций, столы, стулья, листы формата А4, цветные карандаши, маркеры, ватманы - 3 шт.

Ход игры

Организационный этап

Приветствие участников. Вступительное слово ведущего о целях, особенностях занятия и режиме работы.

Ведущий: Здравствуйте! Я рада Вас приветствовать на профориентационной игре «Выбор профессии». Сегодня мы собрались для того,  чтобы Вы ребята лучше и точнее представили ещё раз, как Вы будете продвигаться к своей профессии, а родители лучше понимали  в этот непростой момент вас - своих детей. Несомненно, многие из Вас уже определились, кто, куда пойдет учиться, но, несмотря на это я надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет Вам утвердиться в правильности выбора.

Я вижу, что здесь много родителей, которые хотят помочь своим  детям в этом выборе, поскольку профессиональное самоопределение - вопрос семейный. Давайте для начала задумаемся над тем, а кто же должен делать этот выбор - сам ребенок или родители? Вот два круга: один из них – ребёнок, другой – родитель. Сейчас, пожалуйста, подумайте и положите эти круги так, чтобы они показали ваше мнение по поводу того, кто же должен «ставить последнюю точку» в выборе профессии ребенка. Степень положения кругов друг на друга будет показывать влияние родителя на профессиональный выбор ребенка. Кто готов? Пожалуйста (первый доброволец накладывает круги драг на друга). Есть ли у кого-то другое мнение? Кто ещё хочет заявить свою позицию? Если желающих нет, то я предлагаю вам встать и подойти к тому варианту, который вам близок.

Таким образом, образуются несколько кругов.

Ведущий: Уважаемые участники, скажите о своем настроении одной фразой. Спасибо. Прошу всех сесть на свои места. Мы еще вернемся к этому вопросу. 

Разминка

В качестве разминки ведущий просит взрослых продолжить фразу «Когда я думаю о поступлении моего ребенка в ВУЗ...». Дети продолжают фразу «Когда я думаю о поступлении в ВУЗ...». Эта процедура помогает участникам почувствовать общность переживаний.

Задание №1. Родители на отдельных листочках пишут название той профессии, которую они советуют выбрать своему ребенку; дети пишут название той профессии, которую они выбирают сами. Заполнив листочки, дети объединяются с родителями и сравнивают, насколько совпали их ответы. Ведущий просит семьи озвучить степень совпадения ответов и, если они не совпали, прокомментировать возможные причины такого рассогласования. Задача ведущего - так построить анализ ответов, чтобы не спровоцировать конфликт между детьми и родителями

Задание №2. Для продолжения работы участники вновь объединяются в общий круг, при этом их местоположение в нем уже не играет существенной роли. Ведущий составляет общий перечень профессий, выбранных учениками данного класса. Из этого списка выбирается 4 - 5 наиболее популярных профессий в данном коллективе. Участников просят в произвольном порядке разбиться на группы. Число групп должно соответствовать количеству выбранных профессий. Каждая группа получает карточку, на которой написана одна профессия, выбранная ранее из общего списка. Участникам необходимо подготовить памятку о том, что нужно сделать, чтобы получить данную специальность. Вспомогательные вопросы для составления памятки: Какими личными качествами должен обладать человек, выбирающий эту профессию? Какова должна быть его средняя учебная успеваемость? Какие учебные предметы являются приоритетными для этой профессии? В каких вузах готовят таких специалистов? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы наверняка поступить в этот вуз?

Задание №3. Далее, познакомившись с результатами работы мини-групп, участники вновь объединяются для совместной деятельности. Теперь им необходимо составить общую памятку для поступления в ВУЗ (приложение 1). Для этого, основываясь на итогах работы в группах, дети или родители называют те шаги, которые нужно сделать обязательно, затем определяют их последовательность.

После того как памятка будет полностью готова, ведущий просит участников разбиться на две группы: дети и родители. Каждой группе предстоит проанализировать все пункты памятки и распределить ответственность за их реализацию между детьми и взрослыми. Дети отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать родители. Родители же отмечают, за что, по их мнению, должны отвечать дети. Через 15-20 минут участники вновь объединяются. Теперь напротив каждого пункта памятки нужно поставить отметку о том, кто является ответственным за его реализацию (ребенок или взрослый). Дети и взрослые по очереди говорят, какую ответственность они хотят возложить друг на друга. Например, дети говорят, что поиск репетиторов - это дело родителей. Если родители согласны, то в памятке напротив данного пункта появляется слово «родители». Если не согласны, то слово - «дети».

Завещающий этап

Для проведения завершающего этапа деловой игры участники проводят обсуждение важных вопросов в кругу своей семьи. Ведущий просит семьи заполнить итоговый бланк (см. приложение 2), а затем собраться снова в одном кругу.

 Ведущий: каждый из вас пусть назовет себя, своего ребенка как будущего профессионала в той области, которую он считает наиболее подходящей для себя, т.е. по желанию озвучит свой выбор. Возможно, вы пришли к выводу, что выбор вам ещё предстоит, возможно, он изменился, возможно, ваше решение ещё более укрепилось. А затем скажет всё, что ему хочется сказать всем нам на прощание. И давайте в знак благодарности друг к другу за совместную работу будем пожимать друг другу руки.  

Приложение 1

Памятка для поступления в профессиональные учебные заведения.

  1. Выбрать профессию.
  2. Проанализировать, какие личные качества необходимы человеку, для того чтобы быть успешным в этом деле. Соотнести это с возможностями старшеклассника.
  3. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
  4. Выяснить, в каких вузах можно получить эту специальность.
  5. Выяснить, каковы условия поступления в эти вузы.
  6. Начать заниматься либо на соответствующих курсах, либо с репетиторами.
  7. Выбрать конкретный вуз для поступления.
  8. Собрать информацию об особенностях обучения в этом вузе.
  9. Успешно сдать вступительные экзамены.

Приложение 2

Итоговый бланк

  1. Я выбираю профессию (написать, какую) ...
  2. Мои индивидуальные особенности идеально соответствуют требованиям профессии или мне предстоит поработать над собой, чтобы привести в соответствие мои индивидуальные особенности с требованиями профессии (ненужное зачеркнуть).
  3. Я поступаю в вуз (написать название вуза) ...
  4. Эту же профессию я могу получить в таких вузах, как ...
  5. Для того чтобы поступить в выбранный мною вуз, мне нужно предпринять следующие шаги (написать какие).

Список литературы

  1. Белоусова Р.В., Понамаренко Л.П. Основы психологии для страшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
  2. Истратова О.Н., Эксакустог Т.В. Справочник психолога средней школы / Изд. 6 – е Ростов  н / Д: Феникс, «Тренинговое профориентационное занятие (по материалам программы школы юного психолга при ТРТУ кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности), 2010. – 510 с.
  3. Цветкова Г.В. Родительские собрания: 11 класс – Волгоград: Учитель, 2009. – 139 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Речь идёт о детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка....

Диагностика детско-родительских отношений "Лики родительской любви"

Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку....

Детско - родительская профориентационная игра Тема «Выбор профессии - это серьезно»

Детско - родительская профориентационная играТема «Выбор профессии - это серьезно»...

Совместные детско- родительские игры

Игра – это естественная жизнь ребенка, и ни в коем случае не пустая забава. Игра – это жизнь, преломленная через его психику. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".

Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...

Детско-родительская игра "Чтоб пятёрки получать, звуки, буквы надо знать"

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми необходимо представлять коллектив как единое целое,  как большую семью, которая сплачивает и интересно живёт, если организованна совметсна...

Детско-родительские отношения в процессе ролевой игры в недирективной домашней игровой терапии центрированной на ребенке

Статья посвящена детско-родительским отношениям в процессе ролевой игры в недирективной домашней игровой терапии,  целенаправленной терапевтической системе, центром которой является ребенок как с...