Толерантность сегодня – мир навсегда
классный час (8 класс) на тему
Коммуникативный тренинг, направленный на развитие способностей общения подростков со сверстниками и взрослыми в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: «Толерантность сегодня – мир навсегда».
Цель: познать мир наших чувств и научиться ими распоряжаться
Форма: коммуникативный тренинг.
Участники: 8 В класс.
1. Игра «Здравствуй друг!» (из цикла «Телесная терапия»).
Все участники встают в общий круг и рассчитываются на 1,2-е номера. Первые номера встают во внутренний круг, вторые – во внешний. В 2-х кругах участники образуют пары и начинают общаться друг с другом (слова и жесты).
-Здравствуй, друг! (рукопожатие).
-Как ты тут? (стучат по плечу друг друга).
-Где ты был? (склоняются к уху друг друга).
-Я скучал! (стучат по обоим плечам).
-Вот ты здесь! (раскрывают руки, разводят их).
-Как я рад! (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).
Затем 2-е номера смещаются вправо или влево и снова пары общаются. Игра продолжается до тех пор, пока участники не вернутся в свои прежние пары.
Когда мне скажут что-то в лоб Обидное и очень злое, Я чувствую себя как клоп, Прижатый к кафелю ногою. | Когда же теплое словцо Мне ветер донесёт мгновенно, Как с позолотою кольцо На память я его надену. В. Будникова
|
2. Упражнение «Ниточка» (акцент на сильную сторону).
В руках у ведущего клубок ниток. Участники садятся в круг.
Ведущий говорит фразу «Я в тебе ценю…» и передаёт клубок любому из участников (конец нити оставляя у себя в руках). Участник говорит ту же фразу и передаёт клубок следующему. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к ведущему.
Вывод: все названные ценности очень важны, просто в повседневной жизни мы их часто не замечаем.
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе, А скажут лишь доброе слово- И легче на сердце тебе. | Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. | Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, всё же Мы вслух произносим его. М. Шехтер |
3. Упражнение «Мусорное ведро» (учимся справляться с чувствами).
У каждого из нас дома есть мусорное ведро. Давайте представим себе жизнь без мусорного ведра… Мусор наполняет комнаты, становится тяжело дышать, трудно передвигаться, люди начинают болеть. То же самое может произойти и чувствами. В каждом из нас скапливаются эмоциональные переживания, ставшие ненужными и бесполезными (страх, злость, обида). Давайте выбросим эти чувства в мусорное ведро. Ребята на листах бумаги пишут чувства, от которых им хотелось бы освободиться, сворачивают комочками и выбрасывают. Дежурный выносит мусорное ведро.
Ведущий интересуется тем, что ребята написали, и просит ответить на вопросы:
-Как реагирует тело на воспоминания об обиде?
-Какие обиды самые тяжёлые и почему?
Совет. Нужно уметь выражать обиды в процессе проговаривания, ведь только так можно избавиться от отрицательных чувств.
4. Упражнение «Подарок» (выполняется в парах).
Каждый ученик обводит на листе бумаги свою ладонь и обменивается с напарником. Необходимо на «ладони» написать название подарка, который вы хотели бы вручить.
Обсуждение по вопросам ведущего.
-Почему именно этот подарок вы сделали для этого человека?
-Кому подарок понравился и почему?
-Можно сказать, что вас осчастливили?
Подарки помещаем в «Коробку счастья».
Совет. Нужно каждому дома завести «Коробку счастья». Если почувствуете себя одинокими или загрустите – откройте её и развеселитесь.
5. Игра «Банк претензий».
Всегда ли вас понимают дома? Вспомните ситуацию, когда вас не понимали. Почему возникает непонимание, из-за чего чаще всего возникают конфликты с близкими?
Напишите ваши претензии на листе бумаги, отдайте их мне. Я не буду их читать, а положу на край стола. Как вы думаете, это серьёзные проблемы? Кто должен уступить? После легенды мы вернёмся к вашим претензиям. Читаем «Легенду о материнской любви» В.А.Сухомлинского.
Был у матери единственный сын. Души в нём мать не чаяла, по капельке собирала росу ему для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын статный, красивый. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в речке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги, так мы до вечера будем идти». Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на клиновый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало и материнское сердце на острый утёс. Окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место». Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, прижал к груди, возвратился к реке, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя высокими курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.
Что вы теперь чувствуете?
Вот ваши претензии. Как с ними поступить?
Сжечь… Почувствуйте едкий дым ваших претензий.
5. Упражнение «Письмо к маме» (шаг к взаимопониманию и умению ценить и беречь близких).
Пусть мама узнает о вашем истинном к ней отношении. Ребята берут листы бумаги, конверты и пишут письма. Не хватает своих слов – используем понятия из курса «Обществознание» ( тема «Психологический климат в семье»): сердечность, великодушие, доброжелательная требовательность, терпение, защищенность, понимание, естественность. Отправляем письма в почтовый ящик.
6. Игра «Аплодисменты».
Встаньте те, кто умеет | Встаньте те, кто мечтает стать |
-рисовать -играть в футбол -петь -делать фокусы -кататься на коньках -размышлять -весело проводить время и др. | -защитником окружающей среды -вратарём -радиотехником -пожарным -археологом -бизнесменом -врачом и др. |
-Что дала нам эта игра? (все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям и мечтам одноклассников).
7. Упражнение «Полезные и вредные чувства».
Каждому выдаётся лист с таблицей.
Чувство | Его польза | Его вред |
Участники заполняют таблицу, затем идёт обсуждение.
-Что будет, если исчезнут отрицательные чувства?
-Сможем ли мы высоко ценить положительны чувства?
8. Упражнение «Кораблекрушение» (2 группы).
На листах написаны слова: добро, любовь, справедливость, терпимость, уважение, ответственность, надежда, правда, доверие, честь, отвага
Каждый участник выбирает роль одной из жизненных ценностей. Все плывут на корабле, который терпит крушение. Спастись можно, есть шлюпка, но в спасательной шлюпке только 4 места. Надо определить важность каждой ценности и выделить 4 главные, чтобы спасти их.
-Почему выбрали именно эти ценности?
-Какие чувства вы испытали, выполняя это упражнение?
-Насколько трудно было выбрать самые важные?
Ведущий предлагает свой вариант выполнения упражнения. Главные ценности: добро, справедливость, любовь (истоки толерантности), терпимость – толерантность.
9. Упражнение «Дружеская мойка».
Ребята встают в 2 линии лицом друг к другу, на расстоянии2-3-х шагов. Один ученик проходит между ними, а те сопровождают его добрыми комментариями и жестами (погладить по голове, похвалить). После «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
Урок английского языка в 6 классе "Лучшие друзья навсегда"
Урок дает возможность ученикам задуматься о смысле дружбы, прочитать притчу, пословицы, услышать песню о други в исполнении Майкла Джексона, ответить на вопросы теста и рассказать о собственной дружбе...
"Навсегда первые"
Презентация, посвященная Году Космоса. В ней рассказывается о начале освоения космоса, подготовке животных к полету в космос и первых космонавтах....
Презентация "Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут"
Презентация о блокадном Ленинграде. Можно использовать на классных часах или других внеклассных мероприятиях....
Сценарий «Весна пришла сегодня к нам - сегодня день 8 Марта!»
Сценарий праздничного концерта посвященный Международному женскому дню 8 марта «Весна пришла сегодня к нам - сегодня день 8 Марта!»...
Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" в рамках XII городского Пушкинского праздника "Сегодня я влюблён, сегодня счастлив я"
С октября 2001 года в нашем городе Полярные Зори (Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурсы. Зав...
Дискуссия на английском языке на тему "Толерантнось: вчера, сегодня, завтра"
Данная дискуссия реализуется в рамках коммуникативного подхода при формировании языковой компетенции обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений и приурочена к Международному Дню терпим...