Сборник родительских собраний
материал на тему
В данном сборнике вы сможете найти конспекты родительских собраний для 1 класса, содержащие активные формы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik.docx | 164.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Зуева Д. М.
Мирзоян Р.В.
Секреты выращивания личности
сборник родительский собраний для 1 класса
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 1»
Зуева Д. М.
Мирзоян Р. В.
Секреты выращивания личности
сборник родительский собраний для 1 класса
Челябинск 2015
Зуева Д.М., Мирзоян Р.В. Секреты выращивания личности: сборник родительский собраний для 1 класса. / Д.М. Зуева, Р.В.Мирзоян.– Челябинск, 2015. - 52 с.
Структура сборника родительских собраний для первого класса «Секреты выращивания личности» включает в себя конспекты родительских собраний, в которых используются эффективные интерактивные формы работы: тренинги, аукционы, дискуссии, игры, творческие выступления семьи.
Темы родительских собраний направлены на решение проблем, с которыми сталкиваются родители первоклассников в период адаптации ребенка к школе.
Пособие предназначено для классных руководителей первоклассников и выпускников педагогических колледжей.
Рецензент: С.В. Власова, учитель начальных классов
Содержание
стр.
От составителей 4
План проведения родительских собраний в первом классе 6 Первый раз в первый класс 9
Организуй себя сам 20
А вам слабо? 25
Как хорошо уметь читать! 30
Что ребенок хочет сказать мне своим поведением? 37
Как стать другом? 41
Телевидение и интернет…Добро или зло?» 48
От составителей
В последнее время общество все чаще обращается к проблемам воспитания. Я. Коменский утверждал: «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного». Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Именно здесь начинает формироваться и развиваться личность. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в общих программах, в законе просвещения и т. д.). Для ребенка содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и там, и там. Объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для развития ребенка. Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы.
Существует множество разнообразных форм взаимодействия школы и семьи.
Родительское собрание – основная форма общения родителей и педагогов. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей. Они должны иметь определенную тематик.
Нередко родительские собрания в школе сводятся к обсуждению успеваемости и поведения учащихся. Поэтому многие мамы и папы целенаправленно пропускают такие мероприятия, считая, что ничего нового для себя там не услышат. Предлагаемые материалы помогут классным руководителям творчески и по-новому подойти к организации встречи с родителями.
Именно от того, насколько классный руководитель продумал первые родительские собрания, как он их подготовил – зависит результативность вклада родителей в работу со своими детьми, общение учителя и учащихся, эффективность воспитательной системы класса. По существующему положению, классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3-4 раза в году, то такие собрания, как правило, превращаются в подведение итогов успеваемости за четверть. Учитель, держа ведомость в руках, сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаше это оценки плохо успевающих учеников, родители которых из собрания в собрание испытывают неловкость и огорчение.
Особенно это относится к собраниям родителей первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье.
Работа с родителями ведется систематически и планово. Годовой план работы с родителями учащихся I класса составляется на основе задач обучения и воспитания первоклассников, с учетом особенностей контингента родителей и детей, условий их жизни и т. д. Поможет в составлении плана беседа с воспитателями детского сада, из которого придет основная масса учащихся. Такая беседа облегчит учителю задачу определения, какой семье нужна будет его помощь в первую очередь, на авторитет
кого из родителей можно опереться.
План проведения родительских собраний в первом классе
Название | Форма проведения | Тематика | Рекомендуемое время проведения |
«Первый раз в первый класс» | Тренинг на знакомство | Традиции и обычаи школы, в которой учится ваш ребенок, трудности адаптации первоклассника в школе | Конец августа |
«Организуй себя сам» | Аукцион полезных советов | Учебник первоклассника. Особенности физиологии и психологии первоклассников. Режим дня первоклассника и его влияние на поведение школьника. | Конец сентября |
«А вам слабо?» | Собрание – реклама хобби. | Разговор о важности поддержания семейных традиций. Традиции класса. | Начало ноября |
«Как хорошо уметь читать!» | Интерактивная игра | Как развить у ребенка желание читать, художественная литература для первоклассников. | Конец января |
«Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?» | Ролевая игра | Особенности каждого ребенка. | Конец февраля |
«Как стать другом?» | Рисуночный психологический тест | Кинетический рисунок семьи. | Март |
«Телевидение и интернет… Добро или зло?» | Дискуссия | Разговор о влиянии телевизора на жизнь ребенка. | Май |
План родительского собрания
«Первый раз в первый класс»
Форма проведения: тренинг на знакомство
Цель: провести тренинг на знакомство и сплочение родительского коллектива класса; решить организационные вопросы; познакомить с трудностями адаптации ребёнка к школе.
Задачи: познакомить родителей друг с другом, обсудить основные организационные вопросы, настроить на работу в течение учебного года; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности.
Планируемые результаты:
- знакомство родителей друг с другом;
- обсуждение организационных вопросов (выбор родительского комитета, правила поведения в школе);
- знакомство с особенностями адаптации первоклассников;
Оборудование: подвижные стулья, бумага для изготовления визиток.
Приглашенные специалисты: школьный психолог.
Ход собрания
Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен.
I Вступление
Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас на нашем первом родительском собрании. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.
Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять требования школы и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.
Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.
II Знакомство
Я предлагаю вам познакомиться друг с другом в рамках мини-тренинга.
Учитель предлагает участникам тренинга сесть на стулья, расположенные по кругу, сообщает, что в начале каждого тренинга принято обсуждать и принимать правила групповой работы, но в связи с ограниченностью времени встречи предлагает принять несколько наиболее общих правил без обсуждения и следовать им в течение встречи. Учитель принимает участие в ходе тренинга!
Правила групповой работы:
- конфиденциальность – вся информация, услышанная на тренинге, за пределами аудитории не передается другим лицам;
- активность – стараться как можно больше контактировать друг с другом за отведенное время;
- "сотовые телефоны" – не пользоваться сотовыми телефонами во время тренинга, переключить их на беззвучный режим;
- уважение к говорящему – недопустимость непосредственных оценок и комментариев в адрес ведущего и участников тренинга без их просьбы.
1. Изготовление визиток
Учитель предлагает за 5 мин оформить визитку и сообщает, что на тренингах принято обращение по имени, без использования отчества. Поскольку родители первоклассников в стенах школы играют общую социальную роль родителей, такое предложение обычно охотно принимается. В дальнейшем на всем протяжении тренинга все обращаются друг к другу по именам.
2.Знакомство
Учитель предлагает каждому по кругу назвать свое имя, добавив к нему то, чем участник занимается в жизни. Например, свое имя – учитель начальных классов;
Елена–менеджер; Светлана–домохозяйка, Виктор–юрист.
3. Основная часть мини-тренинга
Упражнение "Комплимент"
Учитель: Как вы думаете, какое слово самое приятное для любого человека?
Участники: его имя.
Учитель: Когда нас называют по имени, обращаются к нам, общаются с нами, говорят нам хорошие, добрые слова – этим подтверждается наше существование, что жизненно необходимо каждому человеку. Психологи утверждают, что для благополучного развития ребенка ему необходимо не менее шести подтверждений в день. Я попрошу вас по очереди, по кругу сказать соседу, сидящему от вас по правую руку, какой-нибудь комплимент, доброе слово, просто поприветствовать, обязательно обратившись по имени.
Упражнение "Представь соседа"
Учитель предлагает рассчитаться на "первый-второй" (либо: "роза-пион", "груша-яблоко") и первым номерам в пол-оборота повернуться ко вторым номерам. Парам дается задание в течение 2 мин как можно больше узнать друг о друге. Потом участники каждой пары поочередно рассказывают о своем собеседнике все, что смогли узнать, представляя его аудитории.
Упражнение "Смена мест по признаку"
Учитель: Поскольку люди, сидящие рядом, уже друг с другом познакомились, для расширения наших контактов выполним следующее задание. Я буду называть какой-либо признак, и если он вам подходит, необходимо встать и поменяться местами с любым человеком из аудитории, который тоже встал.
Ведущий называет несколько признаков (4-5 достаточно), после объявления каждого признака часть присутствующих меняется местами. Например, поменяйтесь местами те:
- у кого есть дача;
- кто воспитывает двух и более детей;
- у кого есть дочь;
- кто отмечает день рождения зимой;
- кто любит читать детективы.
Игровое упражнение "Карусель"
Учитель уточняет, все ли помнят свой номер, при необходимости заново рассчитываются на «первый-второй». Далее участники образуют два круга так, чтобы образовались пары друг напротив друга. Внутренний круг – первые номера – спиной друг к другу, лицом наружу; внешний - вторые номера - спиной наружу, лицом к первым номерам.
Ведущий поясняет, что как в детской карусели внутренний круг остается неподвижным (участники стоят на месте), а внешний круг подвижный. Учитель будет предлагать задание, после выполнения которого в парах по сигналу (например, звонок колокольчика) внешний круг по часовой стрелке будет смещаться на одного человека, так будут образовываться новые пары, которые будут выполнять следующее задание, и так все участники обретут возможность поговорить с каждым.
Примерные задания (вопросы):
- Назовите ваш любимый фильм (любимого актера, любимое время года, любимый фрукт, домашнее животное, любимый праздник).
- Назовите ваш девиз или принцип.
- Что вы говорите, когда (расстроены, что-то не получается, не все удается)?
- Назовите ваше хобби, любимое занятие вашего ребенка.
- По какой причине вы выбрали эту школу для своего ребенка?
- Есть ли в вашей семье традиции, если да, то какие?
Количество заданий (вопросов) должно быть достаточным, чтобы первые образовавшиеся пары после круга снова встретились, и тогда можно предложить вместо последнего вопроса пожать друг другу руку, как при новой встрече.
По окончании упражнения участникам предлагается снова сесть в общий круг.
4. Заключение.
Заканчивая тренинг, ведущий благодарит участников за работу, высказывает свои пожелания.
III Решение организационных вопросов
Теперь, когда мы с вами немного познакомились, необходимо решить некоторые организационные вопросы. Нам предстоит избрать родительский комитет. Что же такое родительский комитет и кто входит в его состав? Высшим органов самоуправления родителей в школе в период между школьными родительскими собраниями (конференциями) является школьный родительский комитет, заседания которого проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Основной задачей Классного родительского комитета является содействие школе и семье в реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», положений Конституции Российской Федерации о воспитании.
Основными функциями классных родительских комитетов являются:
- контроль за санитарно-гигиеническим режимом, благоустройством класса;
- помощь классному руководителю в организации досуга; отдыха обучающихся, других видов школьной деятельности;
- помощь классному руководителю в организации работы с родителями, уклоняющимися от воспитания детей, выработка мер общественного воздействия на таких родителей;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- оказание помощи классному руководителю в проведении классных родительских собраний;
- рассмотрение других вопросов жизнедеятельности класса.
- организация выполнение принятых школьным родительским собранием (конференцией) решений.
- осуществление подготовки документов, регламентирующих деятельность органов родительского самоуправления в школе, экспертную оценку проектов школьных документов.
Обычно родительский комитет класса состоит из 3-5 человек: председатель, кассир, секретарь. Председатель классного родительского комитета входит в состав общешкольного родительского комитета и участвует в заседаниях.
Перед вами должности и выполняемые функции.
Секретарь составляет протоколы каждого родительского собрания и заседаний родительского комитета.
Председатель координирует работу родительского комитета, участвует в общешкольных заседаниях родительского комитета.
Кассир ответственный за сбор денежных средств.
III Беседа об адаптации первоклассников
Предлагаю посмотреть на экран. Перед вами фильм «Легкая адаптация в школе».
«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей» – говорил В.А.Сухомлинский. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Подробнее об особенностях адаптации ребенка нам расскажет наш школьный психолог – (представление школьного психолога).
Адаптация – это приспособление строения и функций органов и их групп к условиям существования в социально-педагогическом аспекте, это выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Адаптироваться – значит действовать в новой среде. Адаптация – это изменение своей социальной роли. Этот процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Когда уместна тревога
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:
Опасно | |
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. | Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность. |
Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. | Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. |
Радуется, когда не надо делать домашнее задание. | Делает уроки только «из-под палки». |
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. | Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. |
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. | Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию. |
Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе. |
Часто случается, что родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым нужно с первых дней развивать в нем определенные качества?
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов – это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
Чаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Чтобы вашему ребенку не пришлось попадать в неловкое положение необходимо соблюдать школьные правила. Давайте попробуем составить совместно законы для родителей. В этом поможет нам наш секретарь. Предлагаем законы, решаем голосованием, нужен ли нам такой закон.
- Уроки в нашей школе начинаются в (указать время). Не забывайте, что детям необходимо переобуться, привести в порядок свой внешний вид приготовить школьные принадлежности к уроку. (Приходить вовремя, без опозданий! За 15 мин. До начала урока)
- С переходом из детского сада в школу дети не меняются кардинально. Прежде чем они научатся следить за своей одеждой, пройдет много времени. В нашей школе введена форма. На уроках физической культуры тоже. (Носить форму ежедневно! Следить за опрятностью и чистотой одежды)
- Часто случается, что дети путают и теряют свои вещи. Чем мы можем помочь детям? (Подписывать предметы, в том числе и одежду)
- Каким бы не было расписание, простой и цветные карандаши, ручка, линейка, ластик, закладки, схемы и родительская тетрадь необходимы ежедневно. (Не забывать проверять сохранность и наличие школьных принадлежностей)
- Дети находятся на начальном этапе обучения. Им очень не легко запомнить все, что требуют в школе. (Не забывайте следить за информацией школы. Для этого вы можете ежедневно заходить на мой сайт …..)
- Без активности родителей в воспитании и обучении результат может быть неудовлетворительным. Невозможно контролировать 24 часа в сутки 30 детей одновременно. (Обязательная активность родителей).
Предлагаю поместить правила на мой сайт. И сейчас, попрошу вас заполнить 2 небольших анкеты, сведения одной из которой необходимы для дальнейшей работы. Вторая поможет провести рефлексию сегодняшнего родительского собрания.
Уважаемые родители! Убедительно прошу Вас предоставить следующую информацию
9. Является ли семья беженцами или переселенцами _______________________________________ 10. Есть ли в семье участники боевых действий_________________________________ 11. Состоит ли семья на учете в соцзащите ____________________________________ 12. МАМА ФИО___________________________________________________________ 13. Год рождения, образование _______________________________________________ 14. Место работы, занимаемая должность (все без сокращений) ___________________ __________________________________________________________________________ 15. ПАПА ФИО ____________________________________________________________ 16. Год рождения, образование _______________________________________________ 17. Место работы, занимаемая должность (все без сокращений) ___________________ __________________________________________________________________________ |
Анкета «Рефлексия родительского собрания»
А) понравилась; Б) не понравилась; В) безразлична;
А) узнал(а) что-то новое, полезное для воспитания ребенка; Б) ничего нового, все знакомо; В) бесполезная информация, которую никогда не применю.
|
Таб. 1
IV Рефлексия
Большое спасибо за активную работу. Думаю, вы получили основную необходимую информацию. Впереди самый сложный месяц как для ваших детей, принявших на себя статус учеников, так и для вас. Надеюсь, мы с вами преодолеем эти трудности вместе. Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Если их невозможно будет решить, тогда мы вместе с вами пойдем к администрации школы.
Учитель раздает родителям памятки.
Чтобы помочь ребенку пережить этот жизненный период нужно выполнять следующие требования.
Телефон учителя: ….. Адрес электронной почты (сайта учителя)….. |
Список литературы:
- Детские капризы: книги для родителей / Р. К. Хазиева. - Литера, 2013.
- Ваш ребенок идет в школу. Психологическая и физическая подготовка. / М.М. Боген. - Речь, 2009. 6.Хазиева Р. К.
- Лиуконен А. Н. Непоседливый малыш: практическое руководство для родителей. / А. Н. Лиуконен - Литера, 2010.
- Патрушина Т. А. Первоклассник на пороге школы: советы родителям, советы учителям / Т. А. Патрушина. - Речь, 2009. 5.Боген М.М.
План родительского собрания
"Организуй себя сам"
Форма проведения: аукцион полезных идей.
Цель: познакомить родителей с особенностями ФГОС НОО и школьной программой; обобщить знания родителей о режиме дня младшего школьника;
Задачи: обратить внимание родителей на статистику здоровья детей; составить идеальный режим дня младшего школьника; провести аукцион полезных идей для поддержания детского здоровья.
Планируемые результаты:
- понимание родителями особенностей ФГОС НОО и программы обучения учащихся;
- знакомство со статистикой заболеваний класса и школы.
Приглашенные специалисты: школьный медицинский работник.
Ход собрания
I Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, уважаемые родители. Позади самый тяжелый месяц – сентябрь. Еще каких-то 30 дней назад ваши дети были просто детьми, но сегодня посмотрев на многих их них, мы можем смело сказать: «Ученик!». Во многие семьи вместе с принятием роли ученика пришли большие изменения, но и это еще не конец. Ваши дети еще на начальном этапе обучения. Им предстоит еще долгий и тяжелый путь до выпуска из начальной школы. Предлагаю поговорить сегодня об особенностях дальнейшего обучения ваших детей.
1 сентября 2011 года все первоклассники России, в том числе, и нашей школы, начали обучаться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). Этот стандарт введен в действие Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2009г № 17785, и обязателен для организации обучения школьников с 1 сентября 2011 года во всех школах страны. С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Министерства образования и науки России: http://www.edu.ru
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». Главной целью введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.
Учитель проверяет Д/з | Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся |
Учитель объявляет новую тему | Учитель помогает ученикам определить тему, создает ситуацию, которую необходимо решить, применяя новые знания. |
Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). | Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике) |
Учитель проверяет | Ученики делают вывод по теме |
Меняется метод обучения с объяснительного на деятельностный.
Раньше считалось: «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки», сейчас же задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Давайте совместно составим портрет портрет ученика начальной школы.
любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
II Основная часть
На доске представлена статистика:
- Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
- К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться. - 1/3 учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
- 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
- 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
- Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
- Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
Как же достичь всех этих характеристик, не навредив ребенку?
Давайте посмотрим на наш класс. В нашем классе … человек, имеют заболевания…
Как же справится с проблемой ухудшения здоровья наших детей? Чтобы ребенок как можно меньше переутомлялся, необходимо распланировать его учебный день. Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработки определённого ритма деятельности.
Режим дня строится с учётом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определённую продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приёмы пищи, выполнение правил личной гигиены.
У вас на столах лежат листы бумаги. Пожалуйста, вспомните и запишите режим дня вашего ребенка в столбик.
А сейчас на экране появится идеальный режим дня, совпадает ли он с вашим?
7.00 | Подъём |
7.00 - 7.15 | Самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели |
7.15 - 7.35 | Завтрак |
7.35 - 7.50 | Дорога в школу |
8.00 - 12.00 | Занятия в школе |
12.00 - 14.30 | Обед, отдых, помощь дома по хозяйству |
14.30 - 16.00 | Игры на воздухе |
16.00 - 17.00 | Приготовление уроков |
17.00 - 19.00 | Свободные занятия ( по выбору детей) |
19.00 | Ужин |
19.00 - 20.30 | Свободное время |
20.30 - 21.00 | Подготовка ко сну (личная гигиена) |
Список литературы:
- Антропока Л. М. Режим дня младшего школьника. / Л. М. Антропова. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Крутецкая В. А. правила успеваемости и режим дня школьника. / В. А. Крутецкая. – Литера, 2013.
План родительского собрания
"А вам слабо?"
Форма проведения: презентация хобби (реклама) совместно с детьми;
Цель: работа над сплочением коллектива детей и родителей; разговор о важности семейных традиций; составление списка традиций класса.
Задачи: организовать работу в группах по интересам для презентации своего хобби, обсудить проблему семейных традиций; составить список традиций класса.
Планируемые результаты:
-сплоченный коллектив родителей и детей;
-знакомства с интересами родителей и детей;
- осознание важности семейных традиций.
Оборудование: проектор, материалы для мастер-классов.
Ход собрания
I Подготовительная работа
Родители совместно с детьми заполняют дома анкету, на основе которой учитель распределяет семьи на группы по интересам.
Здравствуйте, уважаемые родители! Прошу вас ответить на вопросы данной анкеты.
А) борьба со стрессом; Б) развитие кругозора; В) самореализация; Г) расширение круга друзей.
А) Фотография; Б) Путешествия; В) Спорт (если да, то какой) ______________________________________; Г) Свой вариант______________________________________________________
А) да, всегда; Б) Иногда; В) Никогда. |
На основе данной анкеты учитель разделяет учащихся класса и их родителей на группы по интересам. Учитель так же принимает участие в работе! Он может работать отдельно или присоединится к единомышленникам. Каждая группы готовит презентацию в защиту своего хобби по плану:
1. Небольшая информация о самом хобби (историческая справка);
2. Как семья познакомилась с этим видом хобби?
3. Достижения;
4. Плюсы и минусы хобби.
5. Подготовка мастер-класса (если возможно).
II Вступительное слово учителя
Родители и дети сидят в кабинете по группам.
Сегодня мы собрались с вами в этом классе необычным составом. Здесь присутствуют как ученики, так и их родители. Кто-нибудь пожжет сказать, почему все расселись по группам? (каждая группа защищает свое хобби). Предлагаю произвести жеребьевку. Выйдете по одному представителю от группы и вытяните свой жетон с номером. По порядку будем выходить с защитой своего хобби. Пока первая группа готовится, послушайте, пожалуйста, одну притчу. «Кувшин».
Один мудрец сидел перед учениками. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка. Мудрец посмотрел на учеников, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог бы поместиться в кулак. Он взял один из камней и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин. Он повернулся к группе и сказал:
— Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа учеников согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Мудрец ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щели между камнями, пока не дошла до самого верха и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
Он повернулся к ученикам и спросил:
— Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон; наверное.
Мудрец ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а мудрец горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе учеников и спросил:
— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Мудрец снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к ученикам и спросил:
— Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
Вокруг него было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают землю под ногами.
Мудрец снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова мудрец повернулся к ученикам и спросил:
— Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один из учеников встал и сказал:
— Нет, он еще не полон.
— А—ааа! — протянул мудрец. — Но он полон!
Затем мудрец предложил ученикам обсудить значение этой ситуации. Когда высказался каждый из присутствующих, мудрец сказал:
Каждый из вас является уникальным созданием Божиим, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Ваши интерпретации просто отражают ваш жизненный опыт, особый уникальный фильтр, посредством которого внешний мир входит в ваш внутренний мир. Но что бы вы ни делали в своей жизни, будьте уверены, что в основание вы положили самые большие камни.
А как вы понимаете суть этой притчи? Чему она нас учит?
III Основная часть
Учитель предоставляет слово каждой группе по очереди.
А сейчас мы проведем вертушку по мастер-классам каждой группы. Каждая группа получает маршрутный лист и отправляется на свою «станцию». Таким образом, у каждой группы в гостях постоянно оказывается одна из других групп.
Теперь, когда вы познакомились с традициям наших семей, ответьте на такой вопрос: могут ли быть традиции у нашего класса? Каждая группа составит список традиций для класса, которые они хотели бы внести. На основе работы каждой группы составляется список традиций всего класса. Что необходимо для поддержания традиций?
IV Заключительная часть
Учитель читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми»
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Большое спасибо вам всем за работу! В заключение, заполните, пожалуйста, анкеты (таб. 1).
Список литературы:
1.Репринцева Г. И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России. / Г. И. Репринцева. – Форум, 2013.
2.Яровская Н. И. Семейные праздники. / Н. И. Яровская. - Янтарный Сказ, 2006
План родительского собрания
" Как хорошо уметь читать "
Форма проведения: интерактивная игра.
Место проведения: школьная библиотека.
Цель: осознание важности чтения в жизни детей;
Задачи: обратить внимание родителей на проблему детского чтения; провести с родителями игры, направленные на развитие навыков скорочтения; предложить разные способы чтения с использованием электронных книг; предоставить дополнительный список для домашнего чтения.
Планируемые результаты:
- осознание проблемы детского чтения;
- участие в интерактивных играх, направленных на развитие навыков скорочтения у ребенка;
- формирование навыков привлечения детей к домашнему чтению.
Оборудование: презентация, проектор, анкеты учащихся и родителей, памятки.
Приглашенные специалисты: библиотекарь.
Ход собрания
«Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге»
Ричард Бах
I Подготовительная работа
Анализ читательских интересов учеников
По результатам исследования школьных библиотекарей составляется таблица.
Таблица состоит из следующих колонок:
Ф.И. ученика | Количество прочитанных в библиотеке книг на момент исследования | Читательские интересы ученика | Эффективность читательских умений ученика (умение рассказывать о прочитанной книге, умение делать собственный вывод о прочитанном) | Соотношение ччитательских умений с учебными ррезультатами по чтению |
Анкетирование учащихся
Здравствуй, уважаемый читатель! Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов (обведи верный ответ):
А) да; Б) нет; В) не очень.
А) час в день; Б) более часа; В) менее часа.
А) про себя; Б) вслух
А) о природе; Б) сказки; В) стихи;
А) да; Б) нет; В) иногда. Г) свой вариант _________________________________________________________________
А) да, конечно. Б) нет, никогда. В) не могу ответить на этот вопрос.
А) да; Б) нет.
А) да; Б) нет; В) не очень. 9. Часто ли тебе читают твои родители? А) да; Б) иногда; В) нет, никогда. |
II Вступительное слово учителя
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наше собрание пройдет в стенах школьной библиотеки. В этот кабинет ваши дети посещают не по одному разу в неделю. Вы можете предположить, какова тема нашего сегодняшнего собрания? (Чтение). Верно! Перед вами лежат таблицы, составленные библиотекарями нашей школы. Обратите внимание на количество прочитанных книг вашим ребенком. Сейчас я предоставляю слово нашему библиотекарю.
Библиотекарь. Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако, педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают всё хуже и хуже. Мы с вами убедились на собственном опыте в том, что если не уделять этому вопросу первостепенное внимание, если пустить всё на самотёк, то результаты будут плачевными
Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что все процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать.
И ПРИВЫЧКА ЧТЕНИЯ НЕ ПОЯВИТСЯ САМА ПО СЕБЕ. ЕЁ НУЖНО ВЫРАБАТЫВАТЬ!
На последнем уроке литературного чтения ваши дети прошли анкетирование, после того, как вы ответите на несколько вопросов анкеты, я раздам вам ответы ваших детей.
Анкетирование родителей.
А) да; Б) нет; В) не очень.
А) час в день; Б) более часа; В) менее часа.
А) о природе; Б) сказки; В) стихи; Г) свой вариант ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
А) да; Б) никогда; В) иногда.
А) да; Б) нет; В) иногда.
А) да; Б) нет.
А) да; Б) нет. 10. Часто ли вы читаете своему ребенку? А) каждый день; Б) Иногда; В) Никогда. |
Родителям раздаются анкеты, выполненные их детьми. Сравните анкету, выполненную вами, с анкетой, выполненной вашим ребенком. Кто хотел бы поделиться выводами по анкете? Что вы заметили? Сходятся ли ответы?
III Основная часть
Мы с ребятами уже минули букварный период. Теперь на уроках литературного чтения ежедневно мы знакомимся с различными произведениями российских и зарубежных авторов. Конечно, мы ежедневно работаем над формированием навыка чтения, но вы же понимаете, что в школе ребенок проводит всего несколько часов. Умение читать – это основа всех знаний, получаемых в школе. Без развитого навыка чтения у ребенка могут появиться проблемы не только с предметом «Литературное чтение», но и с русским, математикой и окружающим миром. Необходимо во время сформировать навык чтения, т.к. уже во втором классе перед детьми будут стоять другие задачи, на порядок выше и сложнее.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением и сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп - определённая, посильная и необременительная для определённого возраста скорость чтения.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми упражнениями, направленными на развитие навыков чтения, которые вы можете проводить с ребенком дома. Выделяют упражнения, направленные на развитие беглости, сознательности, правильности и выразительности чтения. Беглость чтения зависит от поля зрения ребенка: сколько символов может охватить его взгляд. Для расширения поля зрения используют таблицы Шульте. Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1.. Предлагаю попробовать вам самим выполнить эту задачу. Кто хотел бы выполнить это упражнение перед всеми?
Следующий вид упражнения – «Пирамида».
10 | 4 | 28 | 9 | 14 |
20 | 24 | 18 | 1 | 5 |
13 | 8 | 30 | 25 | 11 |
2 | 22 | 15 | 27 | 17 |
26 | 6 | 12 | 3 | 21 |
16 | 23 | 19 | 29 | 7 |
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Предложите такое упражнение ребенку. Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке, на картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу).
Также использую игру «Найди слово». На доске или чаще на листочках написаны строчки букв, между которыми «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
Сирапарталпьщилт, мититминуталенш, тспвекщосолнцетбвал.
«Кто быстрее?» (Учитель читает предложение, а родители должны найти его в тексте. Ещё лучше если текст не один, а их два или три.)
Вы можете повторять ежедневно с ребенком подобные упражнения. Навык чтения не появится самостоятельно, отсюда и его название: НАВЫК – это доведенное многократными повторениями до автоматизма действие. Хорошая техника чтения – залог успешности ученика на всем начальном этапе обучения. Кроме этих упражнений вы можете воспользоваться готовыми интерактивными играми. Перед вами пример одной из них:
http://www.yarkiedeti.ru/igri_po_chteniyu/veselij_parovozik/
Спасибо за участие и внимание. И в заключении, попрошу вас заполнить традиционную анкету о результатах нашего собрания.
Список литературы:
- Тихомирова И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой/ И. Тихомирова- М.: Профессия, 2011.- 384с.
- http://www.docme.ru/doc/212490/sovety--roditelyam-o-chtenii-knig.
- http://www.prodlenka.org/domashnee-vospitanie/roditeliam-o-detskom-chtenii.html
Конспект родительского собрания
" Что ребенок хочет сказать мне своим поведением "
Форма проведения: ролевая игра
Цель: поиск ответа на вопрос «Почему ребенок плохо себя ведет?»
Задачи: найти причину плохого поведения, помочь родителям проанализировать поведение своего ребенка; предложить продемонстрировать родителям свое поведение и отношение к ребенку в различный ситуациях.
Планируемые результаты:
- осознание проблемы взаимодействия взрослых и детей;
- формирование навыков реагирования на поведение ребенка;
- ознакомятся с причинами плохого поведения ребенка;
Оборудование: карточки с ситуациями.
Приглашенные специалисты: школьный психолог.
Ход собрания
Подготовительная работа к собранию:
Дети отвечают на вопросы анкеты.
- "Чаще всего я плохо себя веду, когда…";
- "Чаще всего я смеюсь, когда…";
- "Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…";
- "Чаще всего я плачу, когда…";
- "Чаще всего я злюсь, когда…";
- "Чаще всего я обижаюсь, когда…";
- "Мне хорошо, когда…";
- "Мне плохо, когда…".
Ход родительского собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
- Уважаемые мамы и папы! Нам с вами необходимо обсудить вопросы, связанные с плохим поведением детей. Давайте подумаем, почему ребята плохо себя ведут, и что мы можем сделать в этой ситуации. Предлагаю обсудить некоторые вопросы.
II. Обсуждение вопросов с родителями
Для обсуждения поочередно предлагаются те или иные вопросы. Родители высказывают свои предположения, учитель фиксирует все варианты на доске.
1.. Почему дети плохо себя ведут? (Варианты ответов: хотят привлечь внимание, им скучно, хотят разозлить взрослых и т. д.)
2. Когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах плохое поведение ребят достигает наибольшей активности? (Варианты ответов: при посторонних, на улице, в гостях, в школе, когда приходят в гости сверстники и т. д.)
Вывод: плохое поведение демонстрируется, когда есть зрители.
3. Что вы при этом чувствуете? (Варианты ответов: злость, обиду, гнев, ярость)
4. Какие действия вы совершаете или хотите совершить, когда вам не нравится поведение вашего ребенка? (Варианты ответов: хочется убежать, ударить, закричать, замкнуться, уйти, обидеться, отомстить, наказать и т. д.)
5. Что в идеале мы должны делать в данной ситуации? (Варианты ответов: успокоиться; проанализировать, почему так происходит, кто в этом виноват, что делать дальше.)
III. Обобщение ответов на вопросы
Сейчас приглашаем нашего школьного психолога, который поможет ответить нам на вопрос: «Почему же дети плохо себя ведут». Обычно мы плохо ведем себя тогда, когда хотим добиться от других определенной реакции на это. Дети же ведут себя плохо потому, что сомневаются в собственной способности занять достойное место посредством самовыражения в каком-нибудь совместном деле. Они еще не умеют жить согласно жизненным принципам взрослых, зато обнаруживают, что самовыражения легко достичь плохим поведением. Недостаточно просто любить ребенка – необходимо помочь ему почувствовать, чего он стоит и какую пользу может принести вам его способность проявить себя в том или ином деле.
Когда плохое поведение ребенка становится невыносимым, мы пытаемся как-то повлиять на него, для чего часто применяем тактику запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе вопрос: "Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?" Это позволяет вовремя снять надвигающуюся в отношениях с ним угрозу и одновременно способствует коррекции такого поведения с нашей стороны.
IV. Результат детского анкетирования
- Давайте посмотрим на результаты опроса детей. Что говорят сами ребята, каковы наиболее распространенные ответы?
Педагог показывает родителям результаты проведенного совместно с психологом исследования – самые популярные варианты окончания предложений.
Упражнение «Кокон»
Цель: Показать родителям ситуацию которая происходит во многих семьях.
Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .
Анализ: Посмотрите на что поход ребенок – на «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?
V. Ролевая игра «Мама, посмотри!»
- Сейчас я предлагаю каждому из родителей вытянуть из этого «веера» листочек с ситуацией, вы можете объединиться с кем-нибудь из родителей в пару, продемонстрировать ситуацию и предложить вариант выхода из нее.
1. Вернувшись с работы, вы обнаружили осколки вашей любимой вазы в мусорном ведре. Вы позвали ребенка, чтобы прояснить ситуацию. Как вы построите диалог с ребенком?
2. У вашего ребенка есть друг, который вам не очень нравится. Вы видели, что ваш ребенок гуляет возле дома с «нежелательным» товарищем. Когда ребенок возвращается домой, вы задаете ему вопрос: «Снова с В… гуляли?», на что ребенок отвечает, что он гулял один. Ваши действия?
3. Ребенок просит почитать ему перед сном, но у вас совершенно нет времени. Откажете ли вы в просьбе? Как вы это сделаете?
4. У вашего ребенка в гостях друзья, во время их разговоров ваш ребенок произносит нецензурное слово, ваши действия?
5. Ребенок отказывается идти в школу, просит, во что бы то ни стало, оставить его дома. Просьбы переходят в истерику со слезами, криками и катанию по полу. Ваши действия?
6. Ребенок приготовил вам открытку к празднику, но по дороге домой некоторые детали отклеились и потерялись, ребенок очень сильно переживает. Вы увидели эту открытку у него на столе. Ваши действия?
7. Вы решили сделать генеральную уборку в доме, позвали ребенка помочь вам, на что он ответил «Мне некогда!». Как вы отреагируете?
8. Ваш ребенок вернулся из школы в слезах, на вопрос «Что случилось?», он ответил, что его друзья с ним не разговаривают. Как вы поможете своему ребенку?
VI. Выводы и предложения
Взаимоотношения с ребенком – это тяжелая и ответственная «работа» каждого родителя. Именно в семье ребенок получает первый необходимый опыт общения с людьми. Необходимо всегда помнить, что вы являетесь примером для вашего малыша.
Главное – относиться к детям с теплом и пониманием, любит.
Список литературы:
- Маниченко И. 10 законов воспитания/ И. Маниченко. –Умница, 2014.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. / Ю.Б.Гиппенрейтер – М.:Аст, 20014
План родительского собрание
«Как стать другом?»
Форма проведения: психологический рисуночный тест.
Цель: провести совместно с родителями анализ рисуночного психологического теста «Кинетический рисунок семьи»;
Задачи: обратить внимание родителей на проблемы семейных взаимоотношений;
Планируемые результаты:
- анализ и коррекция взаимодействия взрослых и детей в семье.
Оборудование: ксероксная бумага А4, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Приглашенные специалисты: школьный психолог.
Ход собрания
I Подготовительный этап.
Дети заранее до собрания выполняют задание: нарисовать свою семью на белом листе бумаги. После чего учитель собирает их рисунки у себя.
II Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители. Прежде чем определить тему нашей сегодняшней встречи, ответьте на такой вопрос: всегда ли вы понимаете своего ребенка? Что вы подразумеваете под этим выражением «понять ребенка»? Предлагаю вам пройти психологический тест на понимание своего ребенка.
1. Когда ребенок говорит: «Не буди меня, пожалуйста, в воскресенье. Я выспаться хочу», что Вы думаете:
а) Конечно, он устал, мое солнышко, - у него сейчас такой напряженный график в школе, уроков задают гораздо больше, нежели раньше, пусть отдохнет подольше.
б) Если бы он действительно хотел выспаться, до полуночи не сидел бы перед телевизором! Нечего его поощрять…
в) Завтра ребенок хочет поспать подольше.
2. Вы зовете ребенка с вами вместе погулять, он отвечает: «Я не пойду, мне не хочется. Идите без меня» - Ваша реакция:
а) Хорошо, что ребенок самостоятельным растет и выбирает сам себе занятия.
б) Он от нас, кажется, отдаляется. Жалко, что прочие занятия ему интересней, чем общение с родителями.
в) Я вижу, что он хочет остаться дома.
3. Ваш сын/дочка залетает домой со словами: «Мишка/Машка - дура!» - Ваши мысли:
а) Ребенок хочет, чтобы его выслушали и, возможно, посочувствовали.
б) Хорошо бы он/она обратил/обратила внимание, как сам/сама себя иногда ведет. Может, дело вовсе и не в Мише/Маше.
в) Наверное, Миша/Маша не очень умно поступил/поступила.
4. Вы просите ребенка помыть его собственную обувь, и слышите в ответ: «Я не могу, мне целую кучу уроков задали!»
а) Ну надо ж, какая ответственность к учебе! Подобное серьезное отношение к своим основным обязанностям просто необходимо поощрять в детях.
б) Вот лодырь! Этими сказочками меня не провести. Наверняка для отвода глаз учебниками обложился, лишь бы не делать ничего по дому.
в) Сегодня ему задали так много домашних заданий, что ему некогда мыть обувь.
Ребенок за ужином мало ест, а на вопрос, в чем дело, говорит: «Мне не хочется».
а) Прекрасно, что она кушает не больше, чем требуется ее организму, и чувствует сама свою норму. Не будет проблем с весом.
б) Все ясно: мороженое, конфеты и различные перекусы в течение дня – немудрено, что есть не хочется.
в) Она просто сегодня не хочет кушать.
6. «Я не люблю тебя!» - истерично кричит Ваш малыш, пока вы пытаетесь увести его с детской площадки домой – Ваши мысли:
а) Ух, как борется за собственную независимость! Это здорово, умение отстаивать свои личные интересы ему очень в жизни пригодится.
б) Да уж, авторитетом я у него явно не пользуюсь. Папе бы он такое кричать не посмел, вообще кричать не посмел бы.
в) Ребенок не хочет идти домой - что ж, бывает.
7. Ребенок отталкивает от себя школьную тетрадь по математике, к примеру: «Ничего не понимаю!» - что Вы думаете:
а) В такой форме ребенок дает мне понять, что требуется моя помощь.
б) Опять ленится, даже подумать не хочет. А может, материал пропустил?
в) Математика – это трудный предмет для нее.
8. Дочь/сын собирается на улицу гулять, возится в прихожей: одну за одной хлопает дверцами шкафов, вытряхивает оттуда что-то, какие-то вещи обратно заталкивает, разбрасывает то, что аккуратно было сложено.
а) «Торопится, опоздать боится», - думаете Вы. Лучше ее/его сейчас не трогать, чтобы не мешать.
б) «Что за небрежность такая - просто чудовищное неуважение к чужому труду. Я стараюсь, навожу чистоту, порядок, об уюте забочусь! А ей/ему важнее к приятелям успеть, а не мне помочь сохранять в доме порядок!»
в) Что она/он расшумелся - я прекрасно слышу. Но о чем думает - не имею понятия. У нее/него мысли мелькают просто со скоростью света, поди, пойми ...
Посчитайте каких ответов А, Б, или В у вас больше, и ознакомитесь с результатами теста на понимание своего ребенка, выбрав подходящий по количеству ответов вариант.
6 И БОЛЕЕ ОТВЕТОВ А: Замечательно, что у Вас настолько позитивное мышление и восприятие своего ребенка. Вам не сложно его понять. Наверняка это помогает Вам во взаимоотношениях с Вашим ребенком. В особенности, если уважение и любовь к нему и его мнению Вы сочетаете с посильными нагрузками и разумной дисциплиной. Не забывайте, что он все-таки ребенок, а потому должен слушаться родителей.
6 И БОЛЕЕ ОТВЕТОВ Б: Тест на понимание выявил Ваше недоверие к ребенку в определенной степени. Возможно, вы правы, возможно, он действительно не всегда искренен, не очень трудолюбив, и пытается Вами манипулировать. Надеемся, что Ваша родительская проницательность не мешает замечать и положительные качества в своем ребенке. Ведь зачастую именно вера родителей спасает ребенка в трудных ситуациях, дает ему силы выстоять, сталкиваясь с несправедливостью окружающего мира, и помогает вырасти действительно достойным человеком. Не «перестарайтесь» в собственной подозрительности, возможно, лучше лишний раз сделать вид, что Вы не заметили лукавства в его поведении …
6 И БОЛЕЕ ОТВЕТОВ В: Такая святая наивность – поистине редкое качество в современные дни. Может, не всегда следует принимать любые слова своего чада за чистую монету – подумайте над этим. Некоторые дети весьма успешно манипулируют собственными родителями, бабушками, дедушками, впрочем, это совершенно не мешает им любить своих родителей. Но, если чувствуете, что начинает «садиться Вам на голову», лучше пресечь это незамедлительно, чтобы потом плакать не пришлось…
Рано или поздно родители задают себе этот вопрос: «А все ли правильно я делаю? Хорошо ли я воспитываю своего ребенка? Получу ли я “плоды” своего воспитания в будущем?...» И сегодня я предлагаю вам посмотреть на ваши семейные взаимоотношения со стороны ребенка, в этом поможет психологический рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи». На последнем уроке изобразительного искусства дети получили вполне обычное задание: изобразить свою семью на белом листе бумаги, используя основные 6 цветов. Сейчас каждый из вас получит рисунок вашего ребенка. На этом рисунке изображена ваша семья, глазами первоклассника. Сейчас мы с вами вместе попытаемся интерпретировать каждую деталь рисунка.
«Кинетический рисунок семьи» - тест направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности. Анализ рисунков проводится в 3 этапа:
- анализ структуры «Рисунок семьи»;
- особенностей графических изображений членов семьи;
- анализ процесса рисования.
Третий из которых мы с вами опустим.
III Интерпретация рисунков
1. Анализ структуры рисунка.
1) Сравнение состава нарисованной семьи с реальной:
а) Если семья нарисована в полном составе — это признак эмоционального благополучия семьи.
б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных контактов в семье и даже агрессию.
в) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди не связанные с семьей может свидетельствовать о:
— неких травматических переживаниях по поводу семьи;
— о чувстве отверженности, покинутости;
— об аутизме;
— о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
2) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье. На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок» дает ответ защитного характера: «не хватило места», «боюсь, это плохо получится» и пр. Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
3) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей. Вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
— если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и пр., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности;
— если величина рисунка маленькая я «совокупности с негативным эмоциональным фоном это признак чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций.
— вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи может объясняться наличием таких тенденций, как:
— неудовлетворенные психологические потребности в кооперативных равноправных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брат, сестра);
— потребность быть в обществе других людей;
— желание занять родительскую охраняющее–руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и пр.);
— потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
— кроме того, иногда это может быть связано с символическим разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
2. Расположение членов семьи, особенности их взаимодействий.
а) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками, или семья занята одним делом — все это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в эту ситуацию.
б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать такие признаки как:
— разобщенность членов семьи на рисунке;
— большое расстояние между ними;
— помещение между ними различных предметов или стены, например, отец — газета, мать — плита или гладильная доска.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от остальных. Если ребенок нарисовал себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
в) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч — это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа — неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
4. Символика рисунка:
а) Грязь (сваленные в кучу грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т. д.) — символ внутреннего беспокойства ребенка из-за неприятных для него моментов: дисгармония, действия и поведения, вызывающие у него чувства вины и т. д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции. Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них спящие или больные люди, если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Цветы и бабочки — символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Шарики, бумажные змеи — символ чувства давления, от которого ребенок пытается избавиться.
е) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ «пленения», лишения свободы, наказания (например, младший братик в кроватке). Здесь же — барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, при посещении зоопарка).
ж) Дорожные знаки — символ сдерживания эмоций, подчинения правилам, навязанным ребенку в большей степени школой.
з) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
и) Изображение опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи и т.д.) — символ агрессивности, существования фактора соперничества.
IV Заключительная часть собрания.
Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет. Д. Рескин
Теперь вам больше известно об отношении ваших детей к вам и вашей семье в целом. Сейчас именно то время, когда необходимо закладывать основу ваших дальнейших взаимоотношений, чтобы в подростковом возрасте ваши дети не отходили от вас настолько далеко, насколько вам не хочется их отпускать. В заключении предлагаю вам заполнить традиционную анкету.
Памятки
Главные правила для родителей
|
Список литературы:
- Беличева С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия / С. А. Беличева – М, 2006.
- Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А Широкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/05/korrektsionno-diagnosticheskoe-roditelskoe
План родительского собрания
" Телевидение и интернет… Добро или зло? "
Форма проведения: дискуссия;
Цель: выявить отношение взрослых к современным увлечениям детей;
Задачи: продемонстрировать плюсы и минусы телевидения и интернета; познакомить с полезными телепередачами и сайтами для развития детей;
Планируемые результаты:
- создание списка полезных и вредных мультфильмов;
- знакомство с сайтами детских развивающих игр.
Оборудование: подготовленная для дискуссии аудитория (стулья разделены на 2 «фланга»).
Ход собрания
На экране надпись «Телевидение и интернет… Добро или зло?»
- Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Сегодня наше собрание пройдет в форме дискуссии, тему которой вы видите на экране. Команда слева «За» будет отстаивать “плюсы” современных увлечений детей, а команда справа «Против» – “минусы”. Во время дискуссии каждый человек имеет право один раз изменить свое мнение и перейти в команду напротив. Предлагаю вам занять свои места. Предлагаю посмотреть вам фильм «Дети и телевизор».
Первая тема для обсуждения «Телевизор и телевидение». Какие плюсы может предоставить команда «За»? Ответное выступление команды «Против».
Итак, при просмотре телевизора необходимо обратить внимание на два основных момента: качество просматриваемых передач и количество проводимого перед телевизором времени.
Полезные телепередачи для младших школьников.
- «Хочу знать».
- «Самый умный».
- «Галилео».
- «BBC. Живой мир».
- «Спокойной ночи, малыши!»
- «Ералаш».
Как вы считаете, показывают ли на современном телевидении полезные для развития ребенка мультфильмы? Давайте составим список таких мультфильмов. Этим займется команда «За». А команда «Против» составит список вредных, по их мнению произведений мультипликации.
Еще одна проблема современного общества – зависимость от интернета. К сожалению, многие дети первого класса, уже являются «пленниками» этой системы. Предлагаю посмотреть ролик «Беда – ребенок у компьютера».
Следующий вопрос дискуссии для обсуждения: «Необходим ли интернет современному ребенку?» Если да, то нужны ли какие-либо правила его использования?
Компьютер для родителей – незаменимая вещь, чтобы занять своего малыша и заняться своими делами. Компьютер для ребенка, в первую очередь,– игрушка. Но ведь игры бывают разными: это могут быть как “стрелялки” и “войнушки”, развивающие в ребенки агрессию, могут быть и полезные игры на развитие логики, мелкой моторики, памяти, мышления и воображения. К счастью, интернет приготовил для нас и такие полезные игры. Вы можете познакомиться с ними на сайтах, список которых представлен в памятках.
Сайты ”полезных” игр |
Эти и многие другие сайты развивающих игр помогут вам и вашему ребенку провести время с пользой. Здесь вы сможете найти полезные упражнения для развития всех психических процессов ребенка.
Какой же вывод мы можем сделать по теме нашего собрания?
При правильном подходе телевизор и интернет может оказаться не совсем уж вредным изобретением.
Список литературы:
- Зверева О. Л. Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ/ О.Л. Зверева, Т.В.Кротова – М, 2008
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов – М., 2000.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/05/22/roditelskoe-sobranie-televidenie-i-kompyuter
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сборник сценариев родительских собраний профориентационной направленности Методическое пособие
Цель сборника- оказание информационной поддержки ответственным за профориентационную работу в подготовке и проведении родительских собраний на профориентационную тему....
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
Сборник родительских собраний
На родительских собраниях учитель должен привлечь родителей к пониманию данной проблемы, помочь преодолеть трудности взросления детей с наименьшими потерями. Собрания посвящены проблемам саморазвития ...
Сборник сценариев родительских собраний профориентационной направленности
Сборник сценариев родительских собраний профориентационной направленности...