Работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни"
статья на тему

Солдатова Элла Александровна

Сообщение на семинаре классных руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приоритетной целью модернизации российского образования является обеспечение высокого уровня качества российского образования, которое связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

На образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится ответственная задача - максимально возможного сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Следует, однако признать, что, к сожалению, условия  обучения в современной общеобразовательной школе не улучшают здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе.

Медики многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как: непосредственно здоровья ребенка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Недифференцированное представлений детей и взрослых о здоровье отражает состояние нашего общества. Долгое время в нем не были приоритетными ценности личного характера и потому здоровье, в лучшем случае, определялось специалистами как «отсутствие болезни».

Поэтому создание программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей является задачей государственной важности.

Программы по обучению школьников здоровому образу жизни должны быть направлены на:

- улучшение их собственного физического и психического состояния;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;

- сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие будущих граждан нашего общества в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

Важным условием формирования у школьников осознанного отношения к своему здоровью, а в дальнейшем - развитие, потребности в здоровом образе жизни - должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем.

Проблема укрепления здоровья учащихся требует совместных усилий школы, внешкольных учреждений, общественности и семьи. Физическое воспитание в школе — дело не только преподавателей физкультуры и школьного врача, но и всех учителей. Классному руководителю вменяется в обязанность проводить мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся. Воспитать здорового человека — первая заповедь школы.

Огромное значение физическому воспитанию придавал В. А. Сухомлинский. По его утверждению, добрая половина забот и тревог о детях в течение первых четырех лет обучения связана с заботой о здоровье. «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя». В своих работах В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и практически реализовал принципы «медицинской педагогики», которые предполагают заботу о здоровье и сохранении жизни как высшей ценности и систему работы по обеспечению гармонии физической и духовной жизни. Его «беседы о человеке», проводившиеся с подростками раз в две недели, были направлены на формирование сознательного отношения ребят к собственному организму, выработку умения щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закалку физических и нервных сил.

К задачам классного руководства в области физического воспитания школьников относятся забота о создании нормальных гигиенических условий учебно-воспитательного процесса, организация медико-санитарного просвещения, привитие интереса и привычки к занятиям физической культурой и спортом, включение учащихся в такие внеурочные занятия, которые обеспечивают необходимую норму двигательной активности, формирование моральных и волевых качеств. Выполнение этих задач обеспечивается в тесном единстве со всеми учителями, родителями и, прежде всего в союзе со школьным врачом и преподавателем физической культуры.

  Так, приступая к работе с классным коллективом, я тщательно изучала результаты медицинского обследования учеников своего класса. О состоянии их здоровья  узнавала из бесед с врачом и родителями. Полученные сведения дополняла собственными наблюдениями. Ежегодно проводила мониторинги отслеживания состояния здоровья детей в виде анкетирования. Особое внимание обращала  на детей с признаками отклонений в физическом и умственном развитии, трудным школьникам, чтобы вовлечь их в занятия спортом, воспитать у учащихся стремление и потребность постоянно заниматься спортом.

Вместе со школьным психологом, а также с помощью специалистов центральной районной больницы ежегодно был организован цикл лекций, классных часов и бесед по вопросам профилактики болезней, воспитания культурно-гигиенических навыков и привычек, пропаганды здоровья и укрепления организма средствами спорта по следующей примерной тематике: «Как сохранить свое здоровье», «Гигиена питания», «О вреде курения и алкоголя», «Как беречь зрение», «Как предупредить переутомление», «Что мы знаем о СПИДе?», «Проблемы наркомании и токсикомании в современном мире», «Развитие спорта в Мордовии» и др.

Отличными возможностями патриотического воспитания, формирования морально-волевых качеств обладают «Уроки мужества». Приобщая детей к спорту необходимо чаще проводить беседы с юными спортсменами о мужестве и стойкости, чести и совести, долге и благородстве, об уважении соперника и спортивной этике. Пусть ребята размышляют над вопросами:   все ли средства хороши для достижения победы? Способен ли ты отказаться от незаслуженно завоеванного очка? Умеешь ли с достоинством переживать неудачи и поражения? Что значит быть сильным и добрым? Что вы думаете по поводу следующего утверждения поэта С. Куняева:

Добро должно быть с кулаками,

Добро суровым быть должно,

 Чтобы  летела шерсть клоками

От тех, кто лезет на добро.

Прав ли поэт? Может ли физически слабый, робкий человек совершить мужественный поступок? Разделяете ли вы утверждение: «Только трусы бывают жестокосердны? Мужество—  это врожденное качество или воспитываемое? Как можно воспитать в себе мужество и какова роль спорта в этом процессе?»

Помогая школьникам освоить законы спортивной этики, воспитать их принципиальными людьми, непримиримыми к проявлениям грубости, нечестности, зазнайству, классный руководитель убеждает учащихся: «Все выдающиеся спортсмены — люди большой культуры. Будь и ты личностью знающей и интересной. Умей распределить время так, чтобы его хватило не только на спорт, но и на учебу, труд, искусство, общественную работу. Помоги товарищам стать спортсменами, организуй соревнование в классе, стань инструктором, судьей. Береги спортивную честь».

Из  числа эффективных форм спортивно-массовой внеурочной деятельности большое предпочтение учащиеся отдают эстафетным соревнованиям (например « Веселые старты»), физкультурным праздникам, спортивным конкурсам (например « А ну-ка парни!»), туристским походам, играм на местности, экскурсиям. Соревнования в классах одновременно выявляют и лучших спринтеров, прыгунов, многоборцев среди мальчиков и девочек. Радует, что многие учащиеся класса увлечены спортом, с интересом занимаются в спортивных секциях и клубах. Со стороны классного руководителя нужен особый подход к этим ребятам, чтобы помочь им сочетать нелегкие спортивные нагрузки (ежедневные тренировки зачастую далеко от школы) с организацией всей остальной учебной и общественной работы. Необходимо разумно подходить к распределению их обязанностей в школе, регулировать взаимоотношения этих ребят с учителями, получать необходимую информацию от тренеров и родителей.

Все большую популярность приобретают ежегодные соревнования по оздоровительному спортивному бегу, Популярность стартов объясняется их простотой и доступностью для каждого: ведь требуется лишь выйти на старт и закончить дистанцию, различную для определенных возрастов, для мальчиков и девочек. Независимо от показанного времени финишировавший бегун доставляет массу удовольствия, как себе, так и болельщикам. Кроме того, бег способствует укреплению здоровья школьников, преодолевает недостаток двигательной активности, неравномерность умственной и физической нагрузок, устраняет нервное перенапряжение.

Необходимость дальнейшего совершенствования форм и видов внеурочной работы, по физкультуре и спорту определяется потребностями общества в здоровом поколении, способном с полной отдачей сил трудиться. Бесспорно, что в современной школе необходимо увеличить объем внеклассных занятий по физкультуре и спорту, сделать более разнообразными и интересными их организационные формы, повысить массовость физкультурной работы, организовать взаимодействие со спортивной общественностью, активизировать спортивно-туристскую деятельность в каникулы, повысить роль игровых, занимательных моментов и увлекательных соревнований во внеурочное время.

   В целом можно сказать, что работа классного руководителя по формированию здорового образа жизни в классном коллективе ведется постоянно и дает свои положительные результаты. Это, прежде всего улучшение общей картины здоровья учащихся, уменьшение количества пропусков занятий по болезни, повышение интереса к спорту и спортивной жизни района, негативное отношение к вредным привычкам, формирование сознательного отношения к своему здоровью.

Теньгушевская средняя общеобразовательная школа

Сообщение на семинаре классных руководителей

«Работа классного руководителя по формированию

здорового образа жизни учащихся»

        

                   Сообщение подготовила классный          

        руководитель 10 «А» класса

        Солдатова Э.А.

         

         2008-2009 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ....

Применение ЦОС «Сферум» в работе классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся

В данной статье вы найдёте ответы на вопросы: каким образом ЦОС «Сферум» может помочь классному руководителю достичь желаемой цели и какие функции цифровой образовательной среды могут этом...