"Разве это было зря"
методическая разработка (5 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razve_eto_bylo_zrya.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

    г. Советский

Проект

внеклассного мероприятия

«Разве это было зря…»

(посвящается дню вывода Советских войск из Афганистана)

                                                          Авторы:  Чайников А.Ю., учитель  истории и                     обществознания,

                                 классный руководитель 7 «А»  класса

                                                                Зубарев А.А., учитель  истории и                     обществознания,

                   классный руководитель 5»Б»

2010 г.

г. Советский

                                                             Оглавления.

  1. Аннотация ……………………………………………….. стр. 3
  2. Паспорт проектной работы …………………………….. стр. 4 - 6
  3. Этапы работы …………………………………………… стр. 7
  4. План выполнения ……………………………………….. стр. 8
  5. Пояснительная записка ………………………………… стр.9 - 10
  6. Сценарий мероприятия  ………………………................ стр.11 - 16
  7. Анализ мероприятия ……………………………………. стр. 17 - 18
  8. Используемая литература ………………….…………… стр. 19

      9. Приложения.                                     

                                                               

Аннотация.

  Воспитательная деятельность классного руководителя предполагает содействие разностороннему развитию личности учащихся способной адаптироваться в современных условиях. Она требует не только монологического рассказа руководителя, но и творческого участия в разработке мероприятий, классных часов самих детей, особенно подросткового возраста, как фактора становления личности.

В соответствии с Целевой программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 г.г.», Комплексной программы развития образования Советского района до 2010 года, Программы МОУ СОШ № 2 г. Советский «Воспитательная работа на  2010 – 2011 учебный год», классные руководители  5 «Б» и 7 «А» классов разработали данный проект.

                                                     

Паспорт проектной работы.

Название проекта:

«Разве это было зря…»

Руководители проекта:

Чайников Александр Юрьевич, учитель истории и обществознания МОУ СОШ  № 2 г. Советский, классный руководитель 7»А» класса.

Зубарев Андрей Александрович, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 2 г. Советский, классный руководитель 5 «Б» класса.

Учебный предмет:

История.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:

 12 – 15 лет.

Состав проектной группы:

Бондаренко Семен Евгеньевич, учащийся 5б класса МОУ СОШ №2 г. Советский;

Хафизов Тимур Данилович, учащийся 5б класса МОУ СОШ №2 г. Советский;

Молоткова Анастасия Андреевна, учащаяся 7а класса МОУ СОШ №2 г. Советский;

Коробицин Иван Ивгеньевич, учащийся 7а класса МОУ СОШ №2 г. Советский;

Бондар Валерия Анатольевна, учащаяся 7а класса МОУ СОШ №2 г. Советский

Тип проекта:

Практико – ориентированный.

Заказчик проекта:

Администрация школы.

Цель проекта:

Практическая: Формирование навыков работы учащихся с источниками различного типа  и создание мультимедийной презентации к проведению мероприятия.

Педагогическая: Развитие познавательного интереса у учащихся к истории своей страны, воспитание нравственных качеств личности.

Задачи проекта:

  • Научить учащихся совместно планировать работу, решать возникающие проблемы и приходить к оптимальному решению.
  • Формирование навыков поисковой и исследовательской работы, отбора собранного материала, навыков работы с компьютером.
  • Воспитание нравственных качеств личности, уважения к истории своего народа.

Вопросы проекта:

  1. Актуальность проекта.
  2. Получение, анализ собранной информации.
  3. История возникновения и трагедия войны в Афганистане.
  4. Эффективность донесения информации до потребителя.
  5. Оценочные суждения детей по проведенному мероприятию.

Технологичность проекта

I. Мультимедийная презентация

II. Программы:

  1. Microsoft Office PowerPoint 2003
  2. Ulead VideoStudio 10

III. Интернетресурсы:

  1. www.RusWar.com

IV. Художественный фильм «Девятая рота», режиссер Федор Бондарчук.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер.
  • Проектор.
  • Экран.

Предполагаемый продукт проекта:

Классный час посвященный Дню вывода Советских войск из Афганистана «Разве это было зря…»

Форма проведения:

Место реализации:

МОУ СОШ № 2 г. Советский  кабинет № 33; 53 истории.

Срок реализации:

Февраль 2010 г.

                                     

Этапы работы.

  1. этап (май - июнь 2009 года) – анализ рабочих программ классов за 2008 - 2009 учебный год.
  2. этап (сентябрь 2009) – выбор темы проекта, определение цели, задач, конечного продукта.
  3. этап (октябрь – ноябрь 2009 года) – выбор инициативной группы учащихся, поиск информационного материала, отбор, создание сценария мероприятия.
  4. этап (декабрь 2009 – январь 2010 года) – поиск иллюстрационного материала, создание мультимедийной презентации, подготовка выступающих
  5. этап (февраль 2010 года) - проведение мероприятия, анализ.
  6. этап (март - апрель 2010 года) – оформление проектной папки и проектной работы.

План выполнения:

I этап: 1. Анализ рабочих программ классов за 2008 - 2009 учебный год.

            2. Определение проблемы работы.

Форма выхода: Постановка проблемы и пути выхода.

II этап: 1. Выбор темы проекта.

               2. Определение цели, задач проекта.

               3. Определение конечного продукта.

      Форма выхода: Оформление паспорта проектной работы.

III этап: 1. Выбор инициативной группы, формирование подгрупп учащихся.

                2. Поиск информационного материала, его отбор.

                3. Создание сценария мероприятия.

      Форма выхода: Разработка сценария мероприятия.

IV этап: 1. Поиск иллюстрационного материала,

       2. Создание мультимедийной презентации,

       3. Подготовка выступающих

Форма выхода: Мультимедийная презентация.

V этап:  1. Проведение мероприятия.                

               2. Разработка социологического опроса по оценке мероприятия учащимися.

               3. Анализ мероприятия

     Форма выхода: Классный час, анализ мероприятия.

VI этап: 1. Оформление паспорта проекта.

                2. Оформление проектной папки

                3. Оформление сценария, презентации.

     Форма выхода: Проектная папка. Участие в конкурсе.

Пояснительная записка.

Более чем тысячелетняя история России богата и насыщена событиями, одни из них получили однозначно отрицательную, а другие положительную оценку. Гораздо сложнее разобраться с тем, что имеет неоднозначную трактовку. И чем ближе современность, тем сложнее ее понимание. Без понимания сложно дать оценку, выразить свое согласие или недоверие, почувствовать стыд, гордость, уважение – то, что составляет фундамент нравственных качеств личности, гражданина страны.

  Подростковый возраст, к которому относятся и учащиеся 5 – 7 классов – это период взросления, попытка быть самостоятельным и иметь собственный взгляд на жизнь. От почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки часто переходят к скрытому неповиновению. В этот сложный период он нуждается в помощи для формирования самостоятельного мышления.

  В условиях неоднозначного толкования и оценивания исторических событий Отечественной истории, важно помочь учащимся сформировать навыки самостоятельного получения информации, ее оценивания и аргументированного понимания исторических событий и явлений. Уметь видеть историю своей страны в контексте всеобщей истории, последствия тех или иных событий и формировать к ним свое отношение.

  Одним из таких неоднозначных событий и является участие Советских войск в боевых действиях в Афганистане с 1979 по 1989 год.

    Причины выбора темы заключались в особенностях развития детей классов:

  1. Независимость, не терпящая авторитетов и мнений.
  2. Потребительское отношение к окружающим.
  3. Недисциплинированность, близкая к наглости.
  4. Низкий уровень нравственной культуры учащихся, вследствии педагогической запущенности.

Так же отсутствие у родителей времени на воспитание детей, а зачастую обычная педагогическая безграмотность, недостаточный уровень культуры и возможностей для ее повышения.

  Социальный заказ: администрация школы.

  Новизна проекта:

  • реализуемый проект предоставляет каждому учащемуся возможность соприкоснуться с историей своей страны, высказать свое отношение, и мнение к данному событию, почувствовать свою историческую миссию;
  • направлена на развитие активных способов работы - поиск, исследование, проектирование и т.д.;
  • внедрение интерактивных элементов познания: взаимопроникновение школьного предмета и темы классного часа.

   Практическая значимость программы:

  • активизация изучения истории своей родины способствует развитию познавательного интереса к истории страны;
  • способствует формированию коллективистских навыков – общение, сотрудничество, взаимопомощь;
  • способствует личностному становлению через самоорганизацию, саморазвитие;
  • способствует формированию гражданской позиции и патриотизма, как у самих участников проекта, так и его потребителей;

Доступный материал, опирающийся на иллюстрации, портреты, фотографии презентации, воссоздает картину трагедии и героизма советских солдат и офицеров.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, исследовательский, прогностический, аналитический.

Сценарий мероприятия.

1 слайд – название темы «Разве это было зря…»

2 слайд – отрывок из кинофильма «9-я рота», звучит песня «Разве это было зря…» ансамбль «Голубые береты» - 3.50 мин.

Кл. рук-ль: Сегодняшний классный час посвящается событию 20-летней давности - дню окончания Афганской войны для Советского народа.

3 слайд – дата ввода Советских войск в Афганистан.

4 слайд – отрывок из кинофильма «9-я рота» - 4.30 мин.

Ведущий: В марте 1979 года в Афганистане началась гражданская война между сторонниками исламского государства и коммунистами. Руководство страны обратилось к Советскому правительству с просьбой ввести войско в Афганистан.

  27 декабря 1979т года советские войска пересекли афганскую границу. Советский десант высадился в столице страны Кабуле и взял штурмом президентский дворец действующий президент был убит. При поддержке Москвы президентом был избран сторонник советского пути развития.

   Происшедшие события стали началом национально-освободительной войны афганцев против советских войск.

   Моджахеды (с афганского «борца за веру») поддержанные Соединенными Штатами Америки начали активную борьбу против интервентов, стоившую советскому народу 14 тысяч жизней.

5 слайд – документальный фильм о трудовой деятельности в Афганистане – 30 сек..

Ведущий: Советская армия оказалась неготовой к длительной войне с партизанами. Она захватывала базы моджахедов, несла большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Американцы поставляли моджахедам самое совершенное оружие, проводили подготовку профессионалов-террористов. Моджахеды обстреливали советские гарнизоны и дороги, по которым шли поставки продовольствия и боеприпасов из СССР. Кроме того, армия Афганистана воевала против соотечественников неохотно.

6 слайд – документальный фильм – 2.50 мин. 

1-ый чтец:                                     О сколько было подвигов на свете,

Они уже в преданья отошли,

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом этом подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

7 слайд – Фото Героя Советского Союза В.Д.Капшука

      1-ый рассказчик:       Виктор Дмитриевич КАПШУК родился в 1965 году в селе Карапыши Киевской области. После окончания средней школы работал слесарем на авторемонтном заводе. В октябре 1983 года призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

   Когда  в бою упал старший лейтенант Алейников, первым к нему бросился Капшук и прикрывая собой вынес из-под пуль. Уложив командира на землю, Виктор наклонился, чтобы перевязать его, и в этот миг просвистели пули. Резко развернувшись он дал длинную очередь, враг был убит.

  За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач по оказанию интернациональной помощи Виктор Капшук удостоен звания Героя Советского Союза.

8 слайд – Фото Героя Советского Союза С.П.Козлова.

      2-ой рассказчик:  Майор Сергей Павлович КОЗЛОВ родился в 1952 году в Калуге. Окончил Московское суворовское военное училище и Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени Ленинского комсомола. Служил в Краснознаменном Туркестанском военном округе. С 1979 по 1981 год находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Одному из первых, в 1980 году, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

  У Сергея с детства выработалось трепетно-уважительное отношение к людям с боевыми орденами на лацканах пиджаков. Мальчишкой донимал отца-фронтовика просьбами рассказать о войне и подвигах.

  Уже тогда он без колебаний определил профессию: армия, военно-десантные войска.

Часть, в которой служил Сергей, одной из первых входила в Афганистан. Все тогда было в новинку: коварные душманские засады, мины-ловушки, маневры в горах…

  В феврале 80-го Козлов получил приказ: спасти, отбить у душманов мост, который вот-вот должен был взлететь на воздух. Тот день потребовал от него проявить не только командирское умение руководить боем, но и  огромную личную храбрость. Был момент, когда именно она – личная храбрость – обеспечила успех дела.

2-ой чтец:                                         Стоят у бронетранспортера

не для фотографа - вразброс,

не оборвали разговора,

не приняли картинных поз,

В кадр не вошли, но узнаются

кишлак и беспокойный век,

в котором все таки смеются

бойцы, сродненные навек,

А что майор был ранен дважды

и что броня опалена,

на снимке разглядит не каждый,

но знать История должна,

9-ый слайд - Фото Героя Советского Союза А.П.Солуянова.

     3-ий рассказчик: Гвардии майор Александр Петрович СОЛУЯНОВ родился в1953 году в селе Пономаревка Оренбургской области. Окончил Казанское суворовское военное училище и Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени Ленинского комсомола. Служил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

  Банда душманов до восьмидесяти человек шла на перехват афганского каравана с хлебом и медикаментами. Шла тем же путем, что и группа Солуянова в двадцать человек.

  Те, восемьдесят, обрушив шквал огня, думали , что горстка солдат во главе с офицером дрогнет и отступит, но просчитались.

  «Скорее не увидел, почувствовал, - вспоминал Солуянов, - я – на прицеле». Он успел нырнуть за валун и увлечь за собой подчиненных. В считанные секунды организовал круговую оборону, которая в нужный момент по его команде разорвалась, а потом вновь сомкнулась. Но теперь внутри кольца были душманы.

  Солуянов сумел уберечь от пуль своих подчиненных. Не уберегся сам: две бандитские пули попали в тело командира, когда очнулся вокруг стояли его ребята. Прикрывая командира они выбрались к своим, на поле боя остались лежать только тела противника.

 За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, гвардии майор Солуянов был удостоен звания Героя Советского Союза.

10-ый слайд - Фото Героя Советского Союза Е.И.Зельнякова.

  Подполковник Евгений Иванович ЗЕЛЬНЯКОВ родился в 1947 году в Житомире. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. С 1980 года - в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

  Однажды  отряд возглавляемый Зельняковым получил задание перевести десант-подкрепление для поддержки бойцов в горах. Сложность операции заключалась в том, что в месте высадки десанта находились вражеские пулеметы и превосходивший численностью противник, несмотря на это было принято решение сделать вылет.

  Под автоматным и пулеметным огнем противника вертолеты смогли сесть, и после высадки десанта снова подняться в воздух. Получив поддержку с воздуха и подкрепление на земле, сражение было выиграно.

  За мужество, проявленное при выполнении интернационального долга, удостоен звания Героя Советского Союза.

3-ий чтец:                                               Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели.

Нас позвали друзья в грозный час.

Мы особую форму надели,

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не на показ,

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало нас…

Ведущий: Советский Союз вел войну в Афганистане 10 лет. Для нашей страны это была тяжелая война. В ней погибли более 14 тысяч молодых парней. Огромные средства были потрачены правительством на эту войну. Советские люди не понимали, за что они там сражаются. Большинство населения страны осуждало правительство за эту войну. Лишь с приходом  к власти Михаила Сергеевича Горбачева 15 февраля 1989 года советская армия под командованием Громова покинет пределы Афганистана.

11-ый слайд – отрывок  из кинофильма «9-я рота», данные о потерях Советских солдат в период войны.

Анализ мероприятия

Проведение социологического опроса среди учащихся класса с целью выявления объективной оценки проведенного мероприятия.                                   

Вопросы к социологическому анализу:

  1. Как вы считаете, следует ли детям вашего возраста,  изучать историю своей страны (Да,  Нет)?

  2.  Считаете ли вы, что после проведенного мероприятия ваши знания по Отечественной

       истории  увеличились (Да, Нет)?

  3. Следует ли, по вашему мнению, проводить такие мероприятия (Да, Нет)?

  4. Какие чувства вызвали у вас события, с которыми вы познакомились (злость, ненависть, сочувствие, уважение, гордость или другое – выбери 2 варианта)?

 5. Дайте оценку, от 0  до 3 баллов, проведенному мероприятию.

Итоги социологического анализа:

Всего опрошено 40 человек

 

 1. Как вы считаете, следует ли детям вашего возраста,  изучать историю своей страны?

Да - 35,  Нет - 5

  2.  Считаете ли вы, что после проведенного мероприятия ваши знания по Отечественной истории  увеличились?

Да - 37, Нет - 3

  3. Следует ли, по вашему мнению, проводить такие мероприятия?

Да - 32 , Нет - 8

  4. Какие чувства вызвали у вас события, с которыми вы познакомились?

Злость - 8, ненависть - 25, сочувствие - 32, уважение - 28, гордость – 35, другое - 15

Список литературы:

  1. Афганская война: как это было. М., Планета, 1991.
  2. Афганская война глазами детей. Ханты – Мансийск, 2000.
  3. Мы – интернационалисты. М., Плакат, 1987.

Приложения

1. Как вы считаете, следует ли детям вашего возраста,  изучать историю своей страны?

  2.  Считаете ли вы, что после проведенного мероприятия ваши знания по Отечественной  истории  увеличились?

 3. Следует ли, по вашему мнению, проводить такие мероприятия?

  4. Какие чувства вызвали у вас события, с которыми вы познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Статья "Это было недавно, это было давно..."

Статья "Это было недавно, это было давно..." может служить отчетом о проделанной работе детскими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

это было, было...

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне. Можно использовать  на 23 февраля, на 9 мая....