Классный час "Дети войны"
план-конспект занятия (6 класс) на тему
Классный час направлен на приобщение к сохранению героического прошлого нашей страны;
формирование активной гражданской позиции;
воспитание нравственных качеств учащихся;
развитие интереса к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_deti_voyny_.docx | 27.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. Майского»
Классный час в 7 «Б» классе
Тема «Дети войны»
Учитель русского языка и литературы: Ломоносова Н. В.
Классный руководитель: Пивоварова Т. Ю.
г. Майский
2015
Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою страну;
Задачи:
приобщение к сохранению героического прошлого нашей страны;
формирование активной гражданской позиции;
воспитание нравственных качеств учащихся;
развитие интереса к чтению.
Оформление: плакаты и иллюстрации, посвященные Дню Победы, книги о ВОВ, песни о войне, презентации.
Эпиграф В те дни мы в войну не играли -
К нам в детство ворвалась она.
Ход мероприятия
1-й ученик.
Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я её проходил и читал про неё с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже.
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Учитель.
Дети войны... Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах - их называли «сыны полка», это и пионеры-герои, посмертно награждённые званиями Героев Советского Союза и другими наградами Марат Казей, Леня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик Надя Богданова. Но сегодня речь пойдёт не о героях, не о великих сражениях и мужестве солдат. А о детях военных лет, о тех, кому наравне со взрослыми пришлось пережить бомбёжки и эвакуации, смерть родных, ленинградскую блокаду и пытки концлагерей, унижение и рабство в фашистской Германии, холод и голод. Да разве можно всех и всё перечислить?!
Группа ребят (7 человек) сбились в кучку, прислушиваются, «следят» за небом. Слышны вой сирены, бомбёжка.
1-я девочка. Что теперь будем делать? Как жить?
1 -й мальчик. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать
моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
2-й мальчик. Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но
лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь — и полка нет!
1 -й мальчик. Так уж сразу и полка?
2-й мальчик. Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
3- мальчик. А я буду сержантом, как мой отец.
2-я девочка. А на каком он фронте?
3-й мальчик. Погиб под Смоленском. (Пауза).
1 -я девочка. Что же теперь будем делать? Как жить?
Песня «Дети войны». Исполняет хор класса
Учитель.
Дети войны... Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на линии фронта и в глубоком тылу. Все тяготы войны вместе со взрослыми переносили и дети. На их маленькие детские плечи легла непосильная ноша.
Ученица. Таня Савичева
Я — ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя — это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека — это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша — 10 мая в 4 дня. 1942 год. Мама — 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Двенадцатилетнюю Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда её нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в Горьковскую область. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она и умерла.
Учитель. Враг не щадил ни детей, ни и взрослых. Об этих страшных днях и событиях рассказывают документы тех лет.
Ученик.
22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в белорусскую деревню Хатынь и окружили её. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли... В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста.
Учитель. Тысячи детей, оторванные от дома, родителей, испытали на себе все ужасы лагерей.
Ученик.
Лагерь смерти Саласпилс, расположенный в 18 километрах от Риги и функционировавший с октября 1941 по август 1944 гг., являлся главной «фабрикой смерти» нацистов на оккупированной ими территории СССР. Главной его особенностью было то, что там планомерно убивали детей. По самым скромным подсчетам через Саласпилсский лагерь прошло до 12 тыс. детей, за неполных три года там было убито более семи тысяч детей.
Учитель:
О творимых беззакониях и поистине зверском обращении вспоминали немногие выжившие. Вот что стало известно из рассказа десятилетней Натальи Лемешонок (в концлагерь Саласпилс попали все пятеро братьев и сестер - Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря):
Ученица:
«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами. Потом
нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол её мне в руку. Затем подошел к младшей сестре и проделал с ней то же самое. Все мы плакали. Врач сказал, что не стоит плакать, так как все равно мы все умрем, а так от нас будет польза... Через несколько дней у нас снова брали кровь. Аня умерла. У нас все руки были в уколах. Мы все болели, кружилась голова, каждый день умирали мальчики и девочки». Выжили в лагере Наталья и Боря. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
Учитель:
Большинство же из них погибло в газовых камерах, и таких лагерей было много: Освенцим... Саласпилс..Равенсбрюк... Люблин... Бухенвальд... Минский концлагерь... Но те дети, кому посчастливилось не попасть в лагерь, также сталкивались с жестокостью и фашистов.
Ученица.
Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: "Мне было 5 -6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь -расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел её из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика - плакать нельзя".
Ученик:
Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали...
Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь...
Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома, и только хвост у неё остался белый, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустит, как сухой лист... Забуду это всё - живу как все. А иногда проснёшься ночью - и кричать хочется...
Ученица.
Когда началась война, мне было 5 лет. Наша семья немаленькая: мама, папа и трое детей. Самым страшным воспоминанием о тех годах был голод. Продукты выдавали по продовольственным карточкам. В маленьком листочке размером с ладошку, разделенном на квадратики с числами была заключена вся жизнь человека. Выдавали 400 граммов хлеба на человека и больше никаких продуктов. Этот кусочек мы делили на три части: на завтрак, обед и ужин. Мама варила жидкую-жидкую манную кашу и кормила ею маленького Гешу, а нам, чтобы было сытнее, намазывала ее на хлеб. Это самые вкусные бутерброды в моей жизни. Но всё-таки мы оставались детьми.
Нам хотелось бегать, играть, веселиться, хоть на какое-то время, забывая о войне, голоде, страданиях. У многих ребят игрушек не было, а мне мама однажды принесла откуда-то куклу. Эта кукла стала для меня всем. Я не расставалась с ней ни на минуту, спала с ней. На всю жизнь она осталась для меня единственной и самой любимой игрушкой.
Ученик.
За год до войны умер отец. У мамы нашей осталось семеро детей на руках. Было трудно, жили бедно. Но потом, в войну, она казалась счастьем, эта мирная жизнь. Сказали взрослые, что война, но мы не испугались. Мы часто играли «в войну». И мы удивились, почему громко, навзрыд плачет мать. Только позже поняли, какая беда пришла к нам. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. От голода брат съел угол печки. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, на кукурузу. Сварит мамалыги и разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: «Можно облизать?» А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ей оставалось после нас в кастрюле.
Ученица.
Помню, как они приехали на мотоциклах... Мы с двумя братишками спрятались под кроватью и весь день просидели там... А один фашист с помощником у нас поселился жить.
Забрали у нас все. Мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они только себе. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Брат маленький, он слышит запах, пополз по полу на этот запах. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть. Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик, не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь. Всю войну я спасала его от смерти, спала с ним под подушкой. Потом, когда в сорок четвертом году мы пошли в первый класс, мой букварь был на тридцать человек.
Учитель.
Дети войны... Их не награждали за это медалями и орденами в Великую Отечественную войну. Они просто выжили и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем.
Учитель. Мы многим обязаны старшему поколению. И сегодня у нас в гостях дети войны: (называет фамилию, имя, отчество).
Поприветствуем их и с благодарностью выслушаем всё, о чем они нам расскажут.
Учитель.
Время приглушает боль и скорбь. Но живы ещё в памяти воспоминания. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.
День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом.
Ученица:
Ради счастья и жизни на свете, Ради воинов, павших тогда, Да не будет войны на планете
Ребята (хором). Никогда! Никогда! Никогда!
Учитель. Пусть солнце утопит всю землю в лучах! Ребята (хором). Пусть!
Учитель. Пусть мирные звёзды сияют над ней! Ребята (хором). Пусть!
Учитель. Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Ребята (хором). Пусть! Пусть! Пусть!
Учитель: Для вас, дорогие наши гости, песня в исполнении Ангелины Лебедевой. Звучит песня «Ветераны»
Автор-составитель Ломоносова Н.В., учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "
Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...
Классный час "Война на дорогах"
Классный час о правилах дорожного движения....
Классный час "Война 1812 года", 5 класс
Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...
Классный час Война 2012 года
Классный час Война 2012 года...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.
Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...
Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"
Презентация для классного часа разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...