Классный час на тему "Учимся быть толерантными".
классный час (7 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей. 

Задачи:

·                дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

·                учить находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми.

·                развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

·                воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма  проведения:  беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx39.32 КБ
Office presentation icon tolerantnost.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Тема классного часа: Учимся быть толерантными.

Класс: 7

Классный руководитель: Сочинова Лилия Александровна

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • учить находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми.
  • развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма  проведения:  беседа с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Использованные ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/11/05/klassnyy-chas-uchimsya-byt-tolerantnymi

http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=760882

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока.) (слайд1)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на классном часе, который называется «Учимся быть толерантными». (слайд 2) Мы вспомним еще раз, что означает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, какими качествами должен обладать толерантный человек, в конце урока подведем итоги и выведем формулу толерантности. Ну, пожалуй, начнем.

Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова: «Мы разные, но мы вместе» (слайд3). Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.

Действительно, ребята, каждый     человек     неповторимый.     Он индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.

Все мы разные, но нас многое объединяет. Что, на ваш взгляд, объединяет нас? (Мы сидим в одном кружке, мы учимся в одном классе, мы друзья, а взявшись за руки, мы почувствует тепло друг друга).

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень важном в жизни: о любви, об   уважении, о терпении. А начну я разговор со старой легенды, которую, наверное, знают многие.

Однажды, много лет тому назад жил один необыкновенный народ. Славился народ молодостью и красотой, песнями и танцами. Если случайный путник заходил в селение, то удивлению его не было предела. Спросите почему? Да потому, что во всём огромном селении не было ни одного старика. Везде веселье, смех. Молодые красивы. Нет старых, сморщенных лиц, нет болезней. Оказывается, этот народ имел очень древнюю традицию. Как только человек начинал стареть, сын взваливал его на плечи и уносил далеко-далеко в горы, где и встречали старики в одиночестве свою смерть. Жил в этом селении Хаким, очень любил он своего отца, часто разговаривал с ним, дивился его мудрости. Ежедневно смотрел Хаким с тревогой на родного человека, наблюдая за его старением. Знал Хаким, что недалеко то время, когда и он, должен будет взвалить на плечи драгоценную ношу и идти вверх, чтобы навечно расстаться. Однажды "страшный день наступил. Отец улыбался, пытаясь придать силы своему сыну.

Драгоценная ноша уже на плечах. Каждый шаг в гору отдаётся сердечной болью. Хаким движется медленно, пытаясь оттянуть час расставания. Отец успокаивает, даёт последние советы и наставления. Хаким почти дошёл, и вдруг мысль пронзила его, как молния. Мысль, что скоро его самого вот так же понесёт его сын. Хаким развернулся и почти бегом кинулся назад, он бежал очень быстро, не останавливаясь ни на минуту отдохнуть, не слушая старого отца, который призывал к благоразумию.

Отец знал, что нарушать традицию, сложившуюся веками, не под силу одному человеку. Хаким спрятал отца в своём доме, ухаживал за ним, подолгу беседовал ежедневно. И нагрянула однажды беда на селение. Обступили его враги, голод и болезни постучали в каждый дом. И послышались плач и стенания вокруг. И никто не знал, что делать. И только Хаким сказал, чтобы все, кто мог держать оружие, встали в строй, и враг был разбит. Все стали восхвалять Хакима и его мудрость. Тогда вышел Хаким на середину площади и вынес своего старого отца, поклонившись, рассказал о том, что нарушил древнюю традицию, и только мудрые советы отца помогли спасти селение.

Отныне, в этом селении стали почитать стариков, относиться с терпением и уважением к ним.

  • Ребята, скажите, почему же так относились к старикам жители селения?
  • Чего не хватало им, чтобы изменить это отношение? (Терпения, любви, уважения, сочувствия).

Итак, что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Обратим     внимание     на     доску.    (слайд4)  (Основополагающие Толерантности)

терпимость к чужим мнениям,        прощение       уважение прав других

верованиям, поведению        

                        

сострадание                ТОЛЕРАНТНОСТЬ           сотрудничество, дух

                                                партнёрства

принятие другого таким,        милосердие        уважение человеческого

какой он есть        достоинства

Определение толерантности. (слайд 5)

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Разные религии описывают это одним языком.(слайд 6,7)

Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

Буддизм: 
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Христианство:

“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

Термин «толерантность» в разных языках определяется по-разному: (слайд 8)

Tolerancia    (испанский)    -    способность    признавать    отличные    от    своих собственных идеи или мнения,

Tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Суть всех этих понятий сводится к одному и тому же: нужно быть добрым, милосердным, терпимым к людям, национальностям, вероисповеданию. (слайд 9)

Вопросы к учащимся:

1.     Какое из определений вам импонирует более всего?

2.     Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.     А что же объединяет эти определения?

4.     Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Игра по карточкам, (учащимся раздаются ситуации, какие качества они скрывают?)

  1. К вам в класс пришел новый ученик, у него тяжело обстоят дела с языком и имеются небольшие пробелы в знаниях. Вы поможете ему? Какие качества вы при этом примените? (Доброжелательность, Понимание, Сочувствие)
  2. В магазине один человек нагрубил другому человеку с темной кожей. Какие       качества       мы       проявим?       (чуткость, равноправие, доброжелательность).

3.        Вы отказываетесь от участия в групповой драке. Какие качества вы
проявляете?     (отказ     от     насилия, независимость, способность самостоятельно принимать решения).

4. Вы отказываетесь от участия в вечеринке, где будет спиртное. Какие качества вы проявляете? (независимость, способность самостоятельно принимать решения, отказ от насилия)

5. Вы помогли соседям в организации похорон. Вы проявили...

(понимание, сочувствие, способность к сопереживанию)

6. Бабушка не смогла вам на день рождения сделать подарок из-за маленькой пенсии. Какие качества вы проявите? (понимание, сочувствие).

Давайте постараемся выяснить, из-за чего может возникнуть конфликт? (слайд10)

Из - за:

  1. учёбы
  2. друзей
  3. вредных привычек
  4. праздности
  5. денег
  1. домашних дел
  2. отношений в семье

Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

Давайте разберём несколько ситуаций.

Разыгрывается учащимися сцена, (мама, папа, ребёнок).

Ситуация № 1.

Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа

спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет.

М.-Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 10.

П. - Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков- то ещё не учила.

М. - Ну ты мог бы сам запретить.

П. - Ты же занимаешься ребёнком.

М. - Уже 10, а её всё нет.

П. - Придёт, поговорим с ней, негодницей.

М. - Уже 10.30 почему -то трубку не берёт.

П.- Ещё полчаса и пойду искать.

Появляется Олеся.

Крики, плач, непонимание…

Вопрос классу:

- Это любовь?

  • Чего не хватает нашей семье, чтобы было понимание, любовь, терпение (Необходимо постараться понять друг друга в любой ситуации).

Ситуация № 2

Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама. Почему?

Потому что раздражены тем, что их потревожили. (надо было спокойно выяснить причину плохой учебы, суметь выслушать, дать дельный совет).

Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?

Давайте "предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям, и родителям.

Чтобы не ссориться, нужно: (слайд 11)

  • Стараться понять друг друга в любой ситуации.
  • Никогда не повышать голос друг на друга.
  • Уметь дать совет, выслушать совет другого.
  • Уметь поддержать в трудную минуту.
  • Доверять друг другу.

- Уметь слышать и слушать.

Учитель подводит вывод.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

-Скажите, ребята, какие чувства должны победить все конфликты? (Любовь, понимание, принятие и, конечно, терпимость). Вот у нас и получилась формула ТОЛЕРАНТНОСТИ. (слайд 12)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ = ЛЮБОВЬ + ПРИНЯТИЕ + ПОНИМАНИЕ+ТЕРПИМОСТЬ

Упражнение "Лукошко"

Материалы(готовятся заранее): лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

А сейчас послушайте одну китайскую притчу. Один из подготовленных чтецов читает китайскую притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл император, почесал за ухом и спросил:

  • Й всё?
  • Да. - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
  • И мира тоже.

В конце нашего классного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили дерево толерантности.

Возьмите каждый по листочку и выберите те из них, которые по-вашему, способствуют тому, чтобы наша школа, ваш дом стали пространством толерантности, а затем приклейте их к нашему дереву.

Примерные надписи:

  1. Надо всех любить и уважать.
  2. Сохранять в чистоте нашу школу и наш дом
  3. Понимать друг друга.
  4. Научиться прощать.
  5. Защищать друг друга, членов своей семьи.
  6. Быть терпимыми.
  7. Уважать пожилых людей.
  8. Уметь слышать и слушать.
  9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.
  10. Прислушиваться к мнению старших.

11 . Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14.Принимать людей такими, какими они есть.

15.Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

16.Уважать права другого человека.

17.Сотрудничать с родителями, гордиться ими.

18. Не слушать мнение других людей.

19. Не принимать других людей.

20. Не слушать родителей.

21. Быть раздражительным.

22. Быть равнодушным.

23. Проявлять агрессию.

24. Не прощать.

25. Не уважать мнение других.

26. Относиться ко всем с пренебрежением.

Стать толерантным в одно мгновение невозможно. Надо учиться толерантности. Она должна проявляться в делах, в нас самих. (слайд 13,14)

Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.

А сейчас посмотрите на соседа по парте, взгляните друг другу в глаза и скажите: «Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя» и запомните: пока вы все вместе, мы сильнее и можем сделать много доброго, полезного и нужного.

В конце мероприятия звучит песня «Дорогою добра».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся быть толерантными. Классный час для учащихся 7 класса Автор : Сочинова Л.А. МБОУ Северная СОШ

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Слайд 3

«Мы разные, но мы вместе».

Слайд 4

Толерантность Прощение Милосердие Уважение прав других Сотрудничество, дух партнёрства Уважение человеческого достоинства Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Слайд 5

Определение толерантности Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 7

Разные религии описывают это одним языком. Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого” Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”. Христианство: “ Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

Слайд 8

Толерантность Испанский язык: способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. Французский язык: отношение, при котором допускается, что могут думать или поступать иначе, нежели ты. Английский язык: готовность быть терпимым, снисходительным. Китайский язык: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Арабский язык: прощение, снисходительность, мягкость, милосер- дие, благосклонность, терпение, расположенность к другим. Русский язык: способность терпеть что-то или кого-то (быть вы- держанным, выносливым, уметь мириться с сущест- вованием кого-либо, чего-либо).

Слайд 9

Вопросы к учащимся: Какое из определений вам импонирует более всего? Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Слайд 10

Конфликт может возникнуть из-за: 1. учёбы 2. друзей 3. вредных привычек 4. праздности 5. денег 6. домашних дел 7. отношений в семье

Слайд 11

Чтобы не ссориться, нужно: Стараться понять друг друга в любой ситуации. Никогда не повышать голос друг на друга. Уметь дать совет, выслушать совет другого. Уметь поддержать в трудную минуту. Доверять друг другу. Уметь слышать и слушать.

Слайд 12

Толерантность = любовь + принятие + понимание + терпимость.

Слайд 14

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ !

Слайд 15

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Учимся быть толерантными»

Вступительное слово учителя (сообщение темы и цели урока.)Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы с вами собрались на классном часе, который называется «Учимся быть толерантными». Мы вспомн...

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...

Классный час Что значит быть толерантным?"

Классный час для учащихся 5-7 классов...

Проведение классного часа "Учимся быть толерантными"

Проблема в том, что в наше время люди стали менее терпимыми, все менее толерантными, а ведь толерантность это дорога к миру. Данный классный час посвящен именно проблеме взаимоотношений, понимания доб...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....