Классный час на тему: "Лекарственные растения нашего края"
классный час на тему
Расширить представления учащихся о лекарственных растениях Ступинского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu.docx | 423.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Лекарственные растения нашего края» (5-7 классы)
Цель. Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Ступинского района.
Задачи.
Показать многообразие лекарственных растений своей местности.
Развивать бережное отношение к природе.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Оборудование. Гербарий, картинки с изображением лекарственных растений, кроссворд, мультимедийный проектор, фонограмма со звуками леса
Ход классного часа.
- Вводная часть.
-Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их целительные свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся сейчас.
- «За здоровьем- к растениям»
1 ученик. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Мы вас можем научить.
2 ученик. Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с лекарственными растениями Ступинского района. А с какими, вы узнаете, разгадав кроссворд. Вписываем названия лекарственных растений, используя изображения их на картинках.
По горизонтали
1 2
3
По вертикали
1
- Поговорим о подорожнике. Почему его так называют?
1 ученик. Эту травку вдоль дорожек
Каждый летом видеть мог.
Ну не может подорожник
Обходиться без дорог.
Я как будто Ванька-встанька,
На меня наступишь ты,
Обернёшься- вот уж глянь-ка,
Вновь торчат мои кусты.
2 ученик. От ушибов и порезов
Лучше средства не найти,
Привяжи мои листочки-
Перестанет кровь идти.
И ещё одна подсказка-
Если пчёлка нападёт,
Сделай из листа повязку,
Сразу боль тогда пройдёт.
-О каких лечебных свойствах подорожника вы узнали из стихотворения?
- А теперь о каком растении мы будем говорить? (о тысячелистнике)
-Почему у него такое название? (У него очень много листьев.)
- Стебель у него жёсткий, твёрдый, негибкий. У тысячелистника приятный запах. Давайте рассмотрим его цветы. Какого они цвета? (Белые и розовые). А по размеру какие цветы? (Маленькие). Во что цветы собраны? (Цветы собраны в кучку, как в корзинке).
-Получается, что цветок тысячелистника состоит из маленьких цветочков.
-Тысячелистник — растение лекарственное. Из него – готовят отвары, настойки. Тысячелистник используют при лечении гастритов, язвы желудка, печени, останавливает кровотечение. Еще в древности тысячелистник называли раневой травой, то есть травой, которой можно лечить раны. Оно останавливает кровотечения. Это растение называли также и солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв.
Ученик. Я, как и подорожник,
Людям помогаю:
Раны заживляю, аппетит улучшаю,
Разные воспаления снимаю.
-О каких лечебных свойствах тысячелистника вы узнали?
-Отгадайте загадку:
- Красные комочки,
Как кошачьи лапки.
Шарики- цветочки,
Запах поля сладкий.
-Народные названия - кошачий клевер, заячий клевер, мышиный клевер — говорят о мягких и пушистых цветках клевера.
-Научное название клевера «трифолиум», в переводе на русский язык означает «трилистник». А почему, как вы думаете?
-Сосчитайте, сколько листочков на одном стебельке.
-Вечером листочки клевера поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода.
-Животные охотно поедают клевер луговой. Среди прочих трав его считают самым вкусным. Клевер- кормовое растение. Что это значит?
- Кормовое растения- это те, которые служат кормом для домашних животных.
Ученик. Чтобы было у коровы
Молоко рекой,
Нужен ей для корма
Клевер полевой.
- Луг с красным клевером даёт много сена.
- Клевер- отличный медонос. Какие растения называют медоносами?
- Медоносами называют растения, выделяющие нектар, который пчёлы перерабатывают в мёд.
-Я сейчас вам расскажу легенду о клевере.
-Когда-то Бог запретил всем живым существам работать в субботу. Но пчёлы и клевер не послушали его. Бог рассердился и наказал их, спрятав нектар далеко в глубину цветка. И теперь клевер опыляют только шмели.
- Пчёлы долго летают над цветком, будто решают, садиться им или нет. А если и присядут, то совсем ненадолго: проверят один цветок-трубочку, второй, редко третий- и полетят дальше. В чём же дело? Может быть, в этих цветках нет нектара? Нет, нектар в цветочках-трубочках есть. Но вот беда, больно длинны эти трубочки, больно глубоки они для короткого пчелиного хоботка. Не всегда достанет пчела хоботком нектар со дна трубочки-цветка. Вот и летает она около цветущей головки клевера, выбирая, высматривая, нет ли среди цветков таких, трубочки у которых немного покороче. Другое дело шмели- хоботки у них длиннее пчелиных.
Но не все пчёлы улетают от цветущего клевера, не попробовав сладкого нектара. Есть среди пчёл и такие, которые подбираются к нектару сбоку, проделывая дырочку в трубочке-цветке. Вот почему в головках клевера бывают цветки с дырочками, проделанными как раз там, где находится нектар.
-Цветы клевера- хорошее лечебное средство от многих болезней. Цветки клевера в народной медицине в виде отвара, настоя, чая помогают лечить простуду, заболевания лёгких, бронхит, ожоги, боли в суставах, кожные заболевания, гипертонию, головную боль. Это хорошее общеукрепляющее средство.
- Что вы нового узнали о клевере луговом?
-А теперь мы поговорим о чистотеле.
-Почему это растение так называется, мы узнаем, когда познакомимся с этим лекарственным растением.
-В конце весны в лесу, около заборов и вдоль дорог появляются вот такие золотисто-жёлтые цветы, сидящие на длинных стеблях с красивыми вырезанными листьями. Ребята, запомните: все части этого растения ядовиты! Если это растение надломить, то на изломе появятся капельки густого оранжевого сока. В народе это растение называют желтомолочником. А почему?
-Люди научились использовать чистотел для лечения многих болезней: Сок используют для удаления бородавок, сухих мозолей, а настоем из листьев чистотела лечат многие болезни живота. Лекарства из чистотела заживляют раны и уменьшают боль.
1 ученик. Я сегодня (между делом)
Расскажу о чистотеле.
Чистотел- трава серьёзная,
Ядовитая и грозная!
Язвы, сыпи, лишаи,
Диатезы, угри, раны?-
Вы с отваром чистотела
Принимайте ванны.
2 ученик. Он серьёзно вам поможет
При давлении высоком.
Бородавки и мозоли
Удалите соком.
Вы лечитесь чистотелом,
Только мой совет:
Знайте меру!
Внутрь настои принимайте.
Только- не злоупотребляйте!
-Расскажите о целебных свойствах чистотела.
3. Викторина «О каком растении так говорят?»
-В заключение мы проведём викторину, посмотрим, что нового вы узнали о лекарственных растениях нашей местности.
-Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел)
- Кто найдёт это растение в гербарии?
-Лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник)
-Кто покажет это растение.
-Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев. (Тысячелистник)
-Покажите тысячелистник.
- Лекарственное растение, которое наверняка понравилось бы Мойдодыру. (Чистотел)
-Научное название этого растения «трилистник». Что это за растение? (Клевер)
-Найдите его в гербарии и покажите.
-Какое растение называли солдатской травой. (Тысячелистник)
4. Итог.
- Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением. Ведь за последние годы некогда распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас в природе. Ведь можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листка или цветка, если следовать мудрым словам поэта Самера Вургуна, который пишет:
«Давай пройдёмся медленно по лесу
И здравствуй, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Растительный мир нашего края. Красная книга. Охрана растений"
Урок о расстительном мире Кемеровской области .Об охране растений и о редких растениях занесенных в красную книгу......
Презентация "Редкие растения нашего края, занесённые в "Красную Книгу"
В презентации представлены фотографии некоторых растений Ленинградской области, занесённых в "Красную Книгу" и фотографии работ детей в технике оригами и квиллинга, изображающие эти же растения. Презе...
проект "Лекарственные растения нашего края"
Проект создан ученицей как летнее задание при прохождении биологии в 6 классе. Защищен на факультативном занятии по теме "Растения лечат"...
классный час на тему: "лекарственные растения"
Этот классный час включает в себе познавательный материал...
Растения нашего края
Данная презентация "Растения нашего края" была использована при проведении викторины в рамках недели естественно-научного цикла для учащихся 5 - 7 классов. Вопросы ...
Проект "Растения нашего края"
Проект ввиде Лэпбука...
Тема: Лекарственные растения — наши лекари.
Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.Если хочешь прожить ...