Научи своё сердце добру
классный час (6 класс) на тему

Босина Алёна Геннадьевна

классный час формирующий  в сознании детей понятие «доброта»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchi_svoyo_serdtse_dobru.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Министерство образования Республики Мордовия

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

                                                                                                                                                                                                                                       

КЛАССНЫЙ ЧАС

НАУЧИ СВОЁ СЕРДЦЕ ДОБРУ

Подготовила: классный

руководитель 6 класса

Качаева А.Г.

2014г.

       Эпиграф: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,

                                                    А тот, кто не умеет делать зла.

                                                                                           В. Ключевский.

Цели и задачи:

 - формировать в сознании детей понятие «доброта»;

 - развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;

 - расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

 - пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;

Оборудование: мультимедиа, листы для учащихся, рассыпанные пословицы, ватман, картинки для коллажа, клей, карандаши, фломастеры.

Ход работы:

Орг. момент
- Дорогие ребята у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Определение темы классного часа
- Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его с удивительной песни.
Слайд 1
- Вот вы послушали песню. Как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час? Тема классного часа «Научи своё сердце добру».
Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.  Стихотворение читают (Олег С, Костя.К)

Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество –
Наших сердец
Доброта.

- А как вы понимаете это слово, что значит быть добрым для каждого из вас? (ученики высказывают свои размышления вслух).

 - В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное. Слайд 2

Размышления

 Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает. Слайд 3

Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки

Слайд 4

- Почему стрелки направлены в обе стороны?

 Вы вод: Добро порождает добро 

Давайте еще раз уточним по отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту (к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).

Стихотворение читают (Лена, Надя)

Я доброту считаю
Всех благ земных дороже.
Ведь без нее, я знаю,
Никто прожить не может.
Она, как солнце, освещает
Путь человека непростой.
И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.
Как дерево, лишенное корней,
Без доброты погибнет человек.
Таятся силы жизни в ней,
А без нее остановился б жизни бег.

Как вы думаете, ребята, легко ли быть добрым? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает сказанное). Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, тётей? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеете наверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе очень часто по отношению друг другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом человеке что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.   Слайд 5

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Сегодня вы будете выполнять задания, стараясь стать добрее.

1. Конкурс «Добрые качества»

На слайде записано описание качества человека, дети должны догадаться  и
выбрать правильное название  данной черты характера.
Слайд 6
– Человека, у которого доброе сердце, называют…..
– Человека с доброй душой  и мягким характером, незлопамятного, называют…
– Человека, который желает другим только добра называют…..

– Человека, на  которого всегда и во всем можно положиться, называют….

Ответы: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие. доброжелательность.

2. Конкурс пословиц

Учитель:   В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.  Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

 В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно и объяснить их смысл. (по 3 пословицы каждой команде)

Жизнь дана на добрые дела.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброта лучше красоты.

Без добрых дел нет доброго имени.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

На добрый привет - добрый ответ.

Проверим, что у вас получилось.  Слайд 7 

3. Конкурс «Мы вместе с капитанами»

Какой человек может быть добрым?  Слайд 8

Капитаны команд  выходят вперед и встают перед своими командами. Команды по очереди характеризуют своих капитанов (добрый, отзывчивый, внимательный, заботливый, вежливый и т.д.). Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

4. Культура общения
- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас будем читать ситуации и  находить ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

Ситуация 1.  Слайд 9     Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)

Ситуация 2. Слайд 10     Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )

Ситуация 3.  Слайд 11    На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 4. Слайд 12    В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

5. Конкурс «Значение добрых слов»

Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра.

– Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». (Ответы детей). Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. Что они означают?  Слайд 13

Задаются по одному вопросу каждой команде.

– Добро пожаловать!   (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти  в дом и т.д.)

 - Будьте добры! Будь добр!   (форма вежливого обращения с просьбой) 
– В добрый час!   
(Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь!   
(Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
– Дать добро.   
(Дать согласие, разрешение, одобрение.)
– Получить добро.   
(Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)

6. Правила доброты
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Из словосочетаний на слайде надо составить правила (будь приветлив, груби всем, будь вежлив, обижайся на всех, будь отзывчивым, не делись, будь справедливым, помогай людям, защищай слабого, кричи, прощай ошибки, никому не уступай, обижай слабых, будь внимательным, делись последним с другом, не завидуй)   Слайд 14.

Правила доброты.

Будь приветлив

Будь вежлив

Будь отзывчивым

Будь справедливым

Помогай людям

Защищай слабого

Прощай ошибки

Будь внимательным

Делись последним с другом

 Не завидуй

Учитель раздаёт детям памятки

Попробуйте – и т увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку. 
 7. Изготовление коллажа «Добрая земля»
Благодаря вашим добрым и правильным ответам, поступкам, пусть пока только на классном часе, но ведь вы и в жизни также будете поступать. Земля за нашим окном стала Доброй. Давайте изобразим её.

Детям предлагается лист – окно. Слайд 15, 16.
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова-лучики.

Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.

- Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.
- Кто же населяет эту землю? Вторая команда подумает и наклеит на эту землю только тех людей, которых она считает добрыми.
- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

Рефлексия
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?  

Стих читают Саша, Андрей, Алёна.

            Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

Итог
- Путь сердца к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Слайд 16 (щелчок)

Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Анкетирование проводилось предварительно, для выяснения индивидуальных качеств учащихся в данной сфере.

АНКЕТА «Добрый ли ты человек?»

1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало  интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.Любите ли вы злые шутки?
6.Вы злопамятны?
7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли на практике применять свои способности?
9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11.Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты
- А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
- От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
- Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

Классный час "Научите свое сердце добру"

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения; развивать умения отличать плохое от хорошего; сформировать в сознаниии детей понятие "доброта"; расширить з...

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"

презентация к классному часу "Научи своё сердце добру"...

Беседа с элементами игры: "Научи своё сердце добру!"

Беседа с воспитанниками детского дома-школы о добре и зле, помочь им раскрыть положительные стороны доброты....

Методическая разработка классного часа тема: "Научите своё сердце доброте"

Добиваться умения размышлять о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора....