Классный час "Куда идешь,Человек, или Путь к самому себе"
классный час (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый классный час на тему «Куда идешь, человек?»
(Путь к самому себе)
Цель: подготовить старшеклассников к выбору жизненного пути.
Задачи: 1) ознакомить учащихся с полярными оценками человека, его сущности,
2) заставить задуматься каждого о смысле человеческой жизни, о предназначении
человека,
3) выделить «болевые» точки в ценностной ориентации школьников, планировании
будущего, самооценке,
4) сформировать модель выпускника школы.
Подготовительная работа:
- Анкета
- Составление диаграммы на основе анализа вопроса 1 анкеты
- Сочинение «Портрет выпускника»
- На уроках литературы – оформление литературного бюллетеня «Три правды в пьесе
М. Горького «На дне» - выписка цитат о человеке Луки, Бубнова, Сатина.
Проблемный вопрос: Каково назначение человека?
Эпиграфы:
*Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви,
ни чести, - ничего, чем человек есть человек.
В.Г. Белинский
* Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как ни бывало.
В. Гюго
Ход классного часа
Добрый день ребята, уважаемые гости нашего классного часа.
Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: «Каков путь к себе?». Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».
* Звучит песня группы «Машина времени» «Пока горит свеча»
Свечка, свечечка, свеча.… Какие ассоциации вызывает у нас она?
(ответы учащихся)
Есть такое выражение: «Сгорел как свечка». Не похожа ли свеча на жизнь человека?
Вот она, горит сначала робко, затем – сильнее, увереннее разгорается и постепенно затухает, когда фитиль – основа её – догорает, а воск тает. Пламя свечи колеблется от любого движения воздуха. И чем сильнее дуновенье, тем бОльшая опасность грозит ему, бОльшая вероятность угаснуть… Так и человеческая жизнь, словно пламя свечи, может в любой момент исчезнуть от сильного дуновения ветра судьбы.
С давних времен у русского народа есть традиция – гадание при свечах (в рождество, святки, крещение): сквозь призму пламени свечи человек в зеркале пытается разглядеть свою судьбу, узнать, что его ожидает, чтобы сориентироваться на жизненной дороге.
Вот и вы, старшеклассники, сейчас должны определиться, куда идти.
А поможет вам в этом наш классный час «Куда идешь, человек?», на котором каждый должен задуматься о смысле и целях человеческой жизни, о том, каково назначение человека? (акцентируется внимание на словах, написанных на доске.. 1 часть)
Каково назначение человека?
* Звучит гр./з. «Монолог о человеке» (М.Горький «На дне»)
Наверное, вам показался, знакомым прослушанный монолог. Во-первых, потому, что эти мысли возникают в сознании каждого из нас. Во-вторых, потому, что это – раздумья известного писателя.
Кого же? (ответы учащихся)
Да, действительно, этот великий писатель гуманист в своих произведениях очень часто показывает личность в момент её морального самоопределения, переоценки ценностей.
«Ничто в мире – писал М. Горький, - не заслуживает большего внимания, чем друг или недруг мой – Человек».
Вспомним спор о человеке в пьесе «На дне», где показано 3 правды: правда Луки, правда Бубнова, правда Сатина. В чем заключается каждая из них?
(Ответы учащихся: Лука –
Бубнов –
Сатин - )
А кто из персонажей высказывает мысли самого писателя?
(Ответы учащихся)
Человек. Человек с большой буквы… «Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком», - говорил Горький в своей философской поэме «Человек».
* А что же такое – Человек? В чем сущность его? Предназначение?
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят «Слава богу, вот и все родился человек!» и улыбаются новой жизни. А женщина – мать, качая головой, говорит «Нет, это только начало. Начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и каждый из вас по – своему будет прав, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.
Ну что ж, попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути к себе.
- На столе лежат белые листы. Возьмите их и сделайте что хотите: нарисуйте что-нибудь, просто сложите или сомните, проведите линию, разорвите и т. д.
Вот так и жизнь человеческая: белый лист, когда он родился. Потом, мы сами можем ее так прожить, как вы поступили со своими листочками.
Как правильно сделать выбор, дать характеристику человеку и т.д.
- А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Пред вами три зала:
№1 зеленый №2 желтый №3 красный
(показываю картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск ее смысла, но не комментируем и не называем названия залов)
Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти.
Возьмите карточку того цвета, куда вы собрались пройти посмотреть картины и шедевры искусства. (показывают, выбранную карточку и кладут перед собой)
Выразите свое мнение: почему вам хотелось войти именно сюда (обсуждение)
А теперь давайте узнаем идею каждого зала:
1. (зеленый) Жизнь как наслаждение
2. (желтый) Жизнь как общение с другими людьми.
3. (красный) Жизнь как поиск смысла жизни.
В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе? Вот, сейчас, в игре, вы можете изменить свой выбор, свое решение, …………… но в настоящей жизни это сделать гораздо труднее.
Труднее увидеть истинное лицо человека, определить его характер.
- Предлагаю вам фото человека.
(надпись на фото «Государственный преступник» «Герой России»)
Дайте описание его человеческих качеств………………………………….
Видите, ребята, мы судим о людях по-разному, опираясь на внешние данные.
М.Горький писал «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.
Туаева Виктория:
Все, испытав
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет, нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.
Второй этап на пути к себе – научиться делать выбор.
Я И МОИ ЦЕННОСТИ
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?..........(рассуждения)
Поставим здесь многоточие. Дорога к самому себе – это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас неповторим. Никогда не будьте «серой мышкой в стае», я вам это не раз говорила.
• Потому что вы – Человек;
• Потому что вы можете выбирать;
• Потому что вы можете помочь кому –то;
• Потому что вы – это вы со всеми вашими достоинствами и недостатками, надеждами и безграничными возможностями.
Говоря об уникальности личности, мы не можем не сказать о неразрывной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь.
* Вам предложены высказывания и философские умозаключения известных людей, выберите те, которые в наибольшей степени, по вашему, характеризуют существование человека в обществе.
(ученики работают с цитатами)
А теперь поделитесь своими соображениями о выбранных цитатах.
(учащиеся называют цитаты)
(Что можете сказать о цитатах 6, 9, 12?)
Я и мои ценности
1. Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.
(гуманность) Дон Аминадо
2. В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Джордж Галифакс
( честность)
3. Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие.
(отзывчивость) Владислав Лоранц
4. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Толстой
(доброта)
5. Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям. (скромность) Жан Поль
6. Распродажа друзей – не признак банкротства, а признак карьеры.
(предательство) Леопольд Новак
7. Искренность состоит не в том, чтобы говорить все, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь. Ипполит де Лиери
(искренность, порядочность)
8. Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Евангелие от Луки, 6,37
(справедливость)
9. Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь
(самовлюбленность) Оскар Уайльд
10. Подающий нищему не обеднеет. Царь Соломон притча
(милосердие)
11. Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. Джон Кеннеди
(активная гражданская позиция)
12. Добро должно быть с кулаками. Станислав Куняев
(злость)
13. Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Патриотизм) Джордж Бернард Шоу.
14. Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало – своих родителей.
(уважение к старшим) Альфред Конар
15. Национальную традицию нельзя унаследовать – ее надо завоевать.
(Бережное отношение к национальным традициям) Томас Стернз Элиот
16. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер
(ценностное отношение к семейной жизни)
17. ………………………………………..(недосказанная цитата)
МОИ ЦЕЛИ:
II. Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа и для минуты…
Л.Н. Толстой
Каковы ваши ближайшие цели?
(ответы учащихся: сдать экзамены, закончить школу)
А какими качествами должен обладать выпускник школы? Каждый из вас думал над этим вопросом, составляя портрет выпускника. В целом получилась такая модель личности выпускника:(сообщение учащихся)
У нас есть возможность сравнить эту модель с той, которую предлагают ученые – педагоги: в ней отражены качества, которыми должен обладать каждый выпускник. Пусть она поможет вам в планировании своей жизни.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА (СЛАЙД)
Анкета
ВОПРОСЫ:
1.Расположите по степени важности, что, по вашему мнению, служит вам опорой в жизни.
Например: 1. Родители
2.Здоровье
3. Образование
4. Хобби
5. Друзья
6. Работа
7. Собственные силы (знания, умения, навыки)
2.Планируете ли вы свою дальнейшую жизнь после окончания школы?
ОТВЕТЫ:
20 ноября 2014 года в 11 «А» классе проводилась анкета.
Участвовали 22 человека
1 вопрос
На 1 место по степени важности, что, по мнению учащихся, служит опорой жизни – поставили:
Родители (семья) 32 % (7 человек)
Здоровье 27 % (6 человек)
Образование 23 % (5 человек)
Собственные силы 18 % (4 человека)
2 вопрос
Все учащиеся планируют свою дальнейшую жизнь.
Для каждого ученика
Я сам определяю свои взгляды на жизнь
Я выбираю свои ощущения и настроения.
Я ставлю перед собой цель.
В моей жизни ничего не происходит само по себе.
Я получаю только то, к чему сознательно или бессознательно стремлюсь сам.
Джеральд Джампольски
По итогам анкетирования, проведенного в ходе подготовки к классному часу, можно сделать вывод, что многие из вас планируют дальнейшую жизнь после окончания школы, основной опорой в жизни считают………………….............(демонстрация диаграммы).
Обратим внимание, что на собственные силы рассчитывают………………% опрошенных.
Надеемся, что сегодняшний разговор поможет вам утвердиться в мысли:
Человек – хозяин своей жизни, «идет по жизни сам, создает жизнь сам» (И. Ефремов)
открывается вторая часть записи на доске.
1 часть Проблемный вопрос: Каково назначение человека?
2 часть (открывается в конце) Быть им.(Станислав Ежи Лец,1909 – 1964, польский писатель – сатирик).
*Звучит музыка А. Макаревича.
Я думаю, что сегодня после нашего разговора между нами протянулась еще одна нить взаимопонимания, чтобы она не оборвалась, закрепим ее добрыми пожеланиями друг другу.
(Начинаю с себя. Говорю рядом сидящему доброе пожелание и передаю клубок ниток и так по кругу все ребята желают друг другу …..)
На такой положительной, доброй ноте мы закончим наш классный час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Тема "Познай самого себя"
«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»...
Модель компетентного выпускника современной школы Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)
Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией,...
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
Программа внеурочной деятельности "В добрый путь к самому себе!"
Программа предназначена для учащихся 1-3 классов. Имеет просветительскую направленность...
Классный час по теме "Познай самого себя"
Классный час включает в себя проведение анкетирования, опроса, беседы с учениками, в ходе которых ребята открывают некоторые грани своего характера....
Классный час "Познай самого себя"
«Познай самого себя» - эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не ...
Классный час по теме: «Познай самого себя»
Классный час «Познай самого себя»...