Классный час на тему "Охраняя природу, ты охраняешь Родину" 6 класс
классный час (6 класс) на тему
воспитываем бережное отношение учеников к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_cha1.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Охраняя природу, ты охраняешь Родину
Цель: воспитывать бережное отношение учеников к природе.
Оборудование: плакат о природе; рисунки-карикатуры о поведении людей в природе, магнитофон, диски с записью песен, заводные игрушки.
Учитель (классный руководитель): "Куда вы посоветуете мне отправиться?" – спросил он у географа. "Посети планету Земля, – отвечал географ, – у нее неплохая репутация".
Этими словами из сказки "Маленький принц" французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать наш классный час. Речь сегодня пойдет о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к растениям, животным. Для кого мы охраняем природу? – для человека.
От кого мы охраняем природу? – от человека.
В наше время бурно развивается наука, которая пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Эта наука – экология.
Её название составлено из двух греческих слов: "ойкос" – "жилище, дом" и "логос" – "учение". Наука о жилище, о доме. О каком доме идет речь?
За несколько миллиардов лет на Земле сформировалась сложная общепланетарная система жизни. В неё входят нижние слои атмосферы, вода и почва вместе со всеми населяющими их живыми созданиями.
Глобальную систему жизни называют биосферой ("биос" – "жизнь", "сфера" – "оболочка"). Биосфера и есть наш общий дом. Его обитатели – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придет в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
В общепланетарном доме, на лоне природы, люди ведут себя, как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что воздух, вода и почва самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо истреблять.
У природы есть много врагов: это стихийные бедствия типа ливней, засух, морозов, ураганов. За последние 100 лет водой разрушено более 2 млрд. га плодородной почвы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их наносит человек.
1-й ученик (Петелин Болеслав): Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Ученые изучали причины гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластмассовые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.
2-й ученик (Ермаков Евгений): Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоемы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.
3-й ученик (Будаев Георгий): Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как деготь, нефтью и безнадежно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.
4-й ученик (Коваленко Артур): Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю, воды, реки, горы, лес, цветы. Но как мы пользуемся ими, донесем, сохраним ли их для потомства?
(Учащиеся по очереди читают стихотворение Николая Старшинова)
1-й чтец (Джелиева Полина): Была над речкою чаща –
Березничок молодой.
Стрекозы, глаза тараща,
Планировали над водой.
2-й чтец (Лагодина Светлана):
Кувшинки цвели местами,
Лилии и трава.
Под свесившимися кустами
Разгуливала плотва.
3-й чтец (Гагиева Ирина): В июле, когда повсюду
Царил нестерпимый зной,
В речушке – какое чудо! –
Вода была ледяной.
4-й чтец (Туаев Тимур): Мальчишки бросались в воду
С бревенчатого моста …
Приехал я через годы –
И не узнал места.
5-й чтец (Джиоева Дзера):
Здесь побывали лесорубы,
Куда теперь ни взгляни, –
Торчат, как гнилые зубы,
Невыкорчеванные пни.
6-й чтец (Мартынова Вероника):
И выбрав на речке место,
Которое погрязней,
Барахтается семейство
Блаженствующих свиней.
И душно от испарений,
От пыли луга седы.
Хотя бы полметра тени,
Хотя бы глоток воды!
7-й чтец (Бражниченко Дима):
Не выйти к речным излукам
И тело не освежить …
А здесь сыновьям и внукам,
И правнукам нашим жить.
Учитель (Классный руководитель): Здесь жить и "меньшим нашим братьям", то есть животным. Как обстоит с ними дело? Идет суд над лягушкой и волком.
Судья (Текоева Джессика): Встать, суд идет. Введите подсудимую! (входит лягушка) Как твое имя?
Лягушка (Хосроева Диана): Ква-ква… Лягушка!
Судья (Текоева Джессика): Попалась, наконец! Тебя надо уничтожать. Ты презренное и вредное создание!
Лягушка (Хосроева Диана): Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причем, тех вредителей, которые не привлекают птиц.
Судья (Текоева Джессика): Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озерная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. У нас в дельте Волги они хватают мальков сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему я редко вижу на своем столе осетра.
Лягушка (Хосроева Диана): Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?
Судья (Текоева Джессика): Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!
Лягушка (Хосроева Диана): Разве это причина чтобы меня уничтожать? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестер, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.
Судья (Текоева Джессика): Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла еще одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.
Лягушка (Хосроева Диана): Меня убивают и готовят яд. И я еще и виновата?! Всем животным по одному, а мне поставлены два памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.
(За кулисами кваканье лягушек)
Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья!
(Лягушка убегает).
Судья (Текоева Джессика): Кто следующий? (Вводят волка). О тебе говорят: "Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет".
Ты и зайца у охотника из-под носа унесешь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнезда разоряешь! Да и характер у тебя скверный: расчётливый, трусливый, хитрый.
Волк (Коваленко Артур): Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.
Судья (Текоева Джессика): Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.
Волк (Коваленко Артур): Гражданин судья! Газеты надо читать! Ныне такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у). В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.
И еще, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида повинен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это и не произошло. Я теперь под охраной! Читайте! (достает газету, протягивает её судье и убегает).
Судья (Текоева Джессика): Ну и грамотные волки пошли, все знают! (читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.
Учитель (классный руководитель): Сейчас мы с вами пофантазируем и перенесемся на много лет вперед. Мы в Музее вымершей флоры и фауны ХХ века.
Экскурсия по музею
Экскурсовод 1 (Ермаков Женя): Дорогие товарищи экскурсанты! Добро пожаловать в наш Музей вымершей флоры и фауны ХХ века. Мы с гордостью говорим, что сотрудникам нашего музея удалось сохранить то немногое, что когда-то было на Земле. Но нас ожидает большая, кропотливая работа. До нас дошли записи песни, которую мы не можем полностью расшифровать. Так, известная в своем веке певица Людмила Зыкина поет песню "Посею лебеду на берегу". Что она сеет, нам не удалось выяснить. Лебеда, видимо, было какое-то экзотическое растение, которое высевали по склонам, чтобы услаждать взор проплывающих мимо путешественников.
Правда, людям в свое время тоже пришлось поломать голову над одним растением, которое знал еще Пушкин, а до нас оно не дошло. Название его – полба.
Ну, не будем грустить; видимо, этот процесс закономерен. Вам предлагается прослушать фрагмент задушевной русской песни "Посею лебеду на берегу".
(Звучит фрагмент песни)
Я прошу вас взглянуть на эти чудесные искусственные цветы. Когда-то они росли на планете Земля и исчезли, но, благодаря умельцам, мы можем любоваться ими сейчас.
Экскурсовод 2 (Лагодина Светлана): Фауна в музее представлена более полно, чем флора. И здесь нас ожидают интересные находки. Посмотрите на эту птицу, это петух. К сожалению, до нас дошел единственный экземпляр, т.к. люди были беспечны и не думали о будущем. По утрам их будил крик живого петуха, и они думали, что так будет продолжаться вечно.
Вот другой экспонат – свинья-копилка. Люди отнеслись к ней любовно, но уже к концу ХХ века свиней становилось все меньше и меньше. Посмотрите на этих забавных заводных лягушку, медведя и зайца. Прошу бережно обращаться с заводом, надо думать о наших потомках; им и этого может не достаться. (Заводит по очереди игрушки).
Что касается птиц, то из уцелевших письменных источников нам известно, что была какая-то кукушка, какой-то соловей. Мы вам можем показать только чучело вороны. Предлагаем записи птиц, которые когда-то населяли Землю.
(Звучит пение птиц с пластинки "Голоса весеннего леса")
Учитель (классный руководитель): Музей вымершей флоры и фауны – фантазия. Страшная фантазия! Но она тем и страшна, что может стать реальностью.
Когда мы любуемся со вкусом собранным букетом, редко кому придет в голову, что это уже умирающие, оторванные от корней растения. Цветов становится все меньше, а отдыхающих на лоне природы все больше и больше. И каждый старается вернуться в город с букетом.
(Звучит песня "Прости, Земля" – ансамбль "Земляне". Два ученика, пока звучит песня, выносят к доске рисунки-карикатуры, изображающие загрязнение окружающей среды.)
Ученик (Бражниченко Дима) держит в руках глобус и читает стихотворение:
Я обнял глобус – шар земной, Журчит глубокая река,
Один – над сушей и водой. Свои, лаская берега.
В руках моих материки И слышу голос я реки:
Мне тихо шепчут: "Береги" "Ты береги нас, береги".
В зеленой краске лес и дол. И птиц, и рыб я слышу всех:
Мне говорят: "Будь с нами добр, Тебя мы просим, человек,
Не растопчи ты нас, не жги, "Ты обещай нам и не лги,
Зимой и летом береги" Как старший брат, нас береги".
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: "Не солгу.
Тебя, родной мой, сберегу".
(Звучит песня "Как прекрасен этот мир".
На ее фоне демонстрируются цветные слайды о природе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».
Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...
Охранять природу - значит охранять Родину!
Листая устный журнал ребята выполняют задания: "Природа - наш дом!"; "Догадайся, что за щнак?" - дети рисуют запрещающие знаки, которые бы они развесили в лесу; "Там, там новости" - интересные сведени...
«Охранять Природу – значит охранять Родину»
Номинант IX ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «КАМЕРТОН» :Орлова Анна СергеевнаТема: «Охранять Природу – значит охранять Родину» Место учебы, должность номинанта: ГБОУ СПО «Краснотурьинский индуст...
методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"
конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...
Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь"
Презентация по теме "Охранять природу - значит охранять жизнь" по обществознанитю для учащихся 7 класса (программа под редакцией Л.Н.Боголюбова)...
Охранять природу – значит охранять жизнь 7 класс Обществознание
Охранять природу – значит охранять жизнь 7 класс Обществознание...
§16. Охранять природу – значит охранять жизнь (презентация по обществознанию 7 класс)
ect;16. Охранять природу – значит охранять жизнь (презентация по обществознанию 7 класс)...