Использование ИКТ в воспитательной работе
презентация к уроку на тему

Архипова Екатерина Дмитриевна

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_vospitatelnoy_rabote_slayd_1.doc50.5 КБ
Файл pedsovet-1.pptx659.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование ИКТ в воспитательной работе

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  • сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
  • построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
  • вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход  от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).

"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации воспитания, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов воспитания.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагога - организатора, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

  • создание единой информационной среды образовательного учреждения;
  • разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания.
  • анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;
  • формирование и развитие информационной культуры обучающихся.
  • подготовка пользователей единой информационной системы.

Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты: Подготовка и организация презентаций; Посещение сайтов научно-популярных журналов; Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира; Участие в творческих конкурсах.

Все классные руководители применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Сейчас каждый классный руководитель не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Классные руководители берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и др.

С использованием ИКТ классные руководители проводят уроки Мужества:

Создан школьный сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Информационная культура обучающихся и учителей растет, мы этому свидетели. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

ИКТ используется в нашей школе для проведения общешкольных мероприятий:   «День Учителя» «День народного единства». «Последний звонок» и другие.

Школьный библиотекарь так же использует ИКТ при проведении внеклассных мероприятий для обучающихся: «Профилактика СПИДа»; «Права ребёнка»; «Чудесные сказки Андерсена»;«Новогодний пирог» и другие.

Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».

Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Председатель МО классных руководителей Архипова Е,Д . Использование компьютерных технологий в воспитательной работе

Слайд 2

Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Л. Кассиль

Слайд 3

Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях

Слайд 4

Влияние ИКТ Использование информационных технологий обучения оказало сильное влияние на изменение содержания, методов и форм обучения. Результаты этих изменений можно сформулировать следующим образом:

Слайд 5

Результаты этих изменений Активно разворачиваются интеграционные процессы по направлениям «предмет – предмет », «обучение – воспитание»; Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путем традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не просто приобретение знаний, навыков и умений.

Слайд 6

Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе . экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом); наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты); возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея "История школы", НОУ. С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность Актуальность

Слайд 7

Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями: полный охват направлений работы; координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений; адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших; использование в управлении школой современных информационных технологий; оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений. Децентрализация системы управления школой способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Использование ИКТ в управлении воспитательным процессом школы.

Слайд 8

Применение ИКТ в воспитательном процессе. Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие, а также развитие классных коллективов, рост профессиональной деятельности классных руководителей. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе. Контрольная функция - контроль за документацией классных руководителей, выполнением плана воспитательной работы, за ведением дневников обучающихся. Хранение диагностического материала, отражающего результативность работы. Методическая функция - поиск и сбор информации в помощь классным руководителям ( сценарии, вопросы педагогики и психологии), разработка грамот, дипломов и пр., подготовка педсоветов, на воспитательные темы, создание информационных данных для родителей ( памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

Слайд 9

Работа классных руководителей При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе. К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома.

Слайд 10

презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, школьные газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в массовых мероприятиях. Компьютер как– базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи. средство обеспечения наглядности средство хранения информации средство коммуникации сайт, почта, скайп, форумы и т.п.

Слайд 11

Результативность воспитательной работы . Результатом работы можно считать разработку, внедрение, апробирование и удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной воспитательной системы - формирование личности, способ­ной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией - создаются условия для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса, организована благопри­ятная внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя, функционирует,( еще не в полной мере) ученическое самоуправление.

Слайд 12

Вывод Таким образом, использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру. Перспективы использования ИКТ в воспитательном процессе Электронные творческие отчеты классных руководителей. Полное внедрение и использование электронных классных журналов. Размещение и обмен методическими материалами для классных руководителей на школьном сервере. Создание электронного портфолио каждого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в воспитательной работе.

Выступление на районном семинаре "Федеральные государственные требования в ДОУ". К выступлению есть презентация. Если необходима - пишите. Поделюсь....

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский» АНАЛИЗ использования программ в воспитательной работе в 2009-2010 учебном году.

В 2009-2010 году в воспитательной  работе МОУ «Лицей  №1  пос. Львовский»  использовались следующие программы:Программа гражданско-патриотического воспитания «Я –гражданин»Пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

аттестация заместителя директора по ВРИнформационно–коммуникационные технологии помогают осуществить личностно–ориентированное образование  и воспитание учащегося, которое будет способствовать ра...

Опыт использования ИКТ в воспитательной работе

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью....

Использование ИКТ в воспитательной работе на уроках МХК

«Взволновав, заставить задуматься» — эта формула стала выражением сущности методики преподавания МХК. Постижение искусства — это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысл...

презентация " Использование ИКТ в воспитательной работе"

презентация для доклада на педагогическом совете....

Использование ИКТ в воспитательной работе

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, и...