Круглый стол "Что значит понять и терпеть?"
классный час на тему
Круглый стол по пропаганде толерантного отношения и поведения среди школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyat_i_terpet.docx | 52.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Смирновская средняя общеобразовательная школа
посвящённый Международному дню толерантности
для учащихся 6 – 8 классов
Разработала: Урвина Т. А.,
социальный педагог
2014 год
формирование толерантности среди школьников
формировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Здравствуйте! Ежегодно 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности. А кто из вас знаком с этим словом – толерантность? Ответы детей.
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным.
Толерантность (лат. Tolerania терпение) – терпимость, снисходительность к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности”.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.
Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
■ Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
■ Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;
■ Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
■ Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? Ответы детей.
(война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии, ситуация на Украине и др.)
Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в России проживают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Как вы думаете, почему происходят войны? Ответы детей.
Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.
Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас.
С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? Ответы детей.
Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.
Мы должны проявлять милосердие!
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, прежде всего нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
! Задание. Предлагаю вас проанализировать ситуации и найти нужное решение.
- Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
- Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
- Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.
- Миша плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
- Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
- Цвет кожи у твоего одноклассника отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
- Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать
- На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
А теперь подсчитаем результаты.
Загнул 6 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил: - И мира тоже»
Как вы поняли эту притчу? Ответы детей.
Только благодаря любви, умению прощать, понимать и терпеть другу друга можно добиться мира и согласия в семье, коллективе, мире в целом.
Если все люди будут обладать выше указанными качествами, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”
Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., . - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность, свободный. – Загл. с экрана.
- Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
- Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
- Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
- Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
- Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2003. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
- Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
- Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Знаю, значит, готов к испытанию"
Круглый стол сотавлен в форме деловой игры, предназначен для обучающихся 9 класса перед государственной итоговой аттестацией. Содержит методические и психологические рекомендации для лучшей подготовки...
Классный час "Понять - значит принять".
Классный час на тему "Понять - значит принять"...
Классный час: Понять – значит принять?
Классный час: Понять – значит принять? Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сот...
Презентация к классному часу: "Отцы и дети: понять – значит принять"
Беседа с детьми об отношениях с родителями....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов
Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...
"Отцы и дети:понять-значит простить"
Как понять, что принятие произошло? Особых примет не существует – просто в один прекрасный день мы замечаем: нам стало легче, мы больше не раздражаемся в присутствии родителей, мы стали более раскрепо...
Классный час "Понять - значит принять"
конспект классного часа...