Советы классному руководителю по работе со студентами "группы риска".
консультация
Данные советы и рекомендации разработаны совместно с психологом образовательного учреждения.
1. Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими студентами.
2. Рекомендации по работе с агрессивными студентами.
3. Рекомендации по работе с застенчивыми и стеснительными студентами.
4. Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) студентами.
5. Рекомендации по работе со студентами, склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_klassnomu_rukovoditelyu_po_rabote_so_studentami.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы классному руководителю по работе со студентами «группы риска».
Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими студентами.
- При работе со слабоуспевающим студентом всячески поощряйте его стремление и умение пользоваться наглядными материалами, планом ответа, составленным предварительно или в ходе ответа, дополнительными материалами.
- Помогайте студенту, задавая наводящие и уточняющие вопросы.
- Во время опроса подчеркивайте моменты, в которых студент проявил себя успешно, старайтесь акцент расставить таким образом, что бы сосредоточить его внимание на удачных ответах, подчеркните его способности. Тем самым Вы поощряете студента к учебе. Помните, что «ласковое слово и кошке приятно», а похвала в большинстве случаев гораздо более действенна, чем ругань.
- Постарайтесь проверить, как студент усваивает материал тех занятий, на которых он отсутствовал, оцените его самостоятельную работу.
- В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу.
- При подготовке к сессии обратите внимание студента на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет. По возможности, проводите дополнительные занятия в атмосфере поддержки и благожелательности.
Рекомендации по работе с агрессивными студентами.
- В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
- Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
- Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
- Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
- Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
- Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т.к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
- Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, что бы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
- Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
- Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
Рекомендации по работе со стеснительными и застенчивыми студентами.
Таким подросткам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Часто они ипохондричны, чрезмерно мнительны и чрезвычайно чувствительны к мнению окружающих. Легко внушаемы. В работе с такими студентами постарайтесь:
- Давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности.
- Привлекать студента к физической работе, когда он здоров. Не поддавайтесь на демонстрации и разговоры о плохо самочувствии, если в действительности студент не болен.
- Привлекайте в меру его сил к участию в общественных делах, где можно действовать четко и по плану.
- Поощряйте принятые им самостоятельные решения.
- Стимулируйте личную ответственность студента.
- Ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других студентов. Помните, что подростки этой группы крайне внушаемы и чувствительны и находятся в группе риска по суицидальному поведению. Если это необходимо – порицайте поступок студента, но не его личность. Объясните, в чем он не прав ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом.
- Если уровень притязаний студента завышен – доброжелательно помогите ему найти адекватный.
- В случае конфликта или какого-либо происшествия в группе держите этого студента в поле своего внимания, не позволяйте ему остаться в одиночестве или «спастись бегством». Такая реакция может закрепиться, и Вы потеряете контроль над подростком. Лучше поддержите его, пусть видит в Вас старшего товарища, которому можно доверять.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) студентами.
Замкнутые, тихие, часто хорошо учащиеся, не имеющие друзей подростки, требуют повышенного внимания со стороны классного руководителя. Особенно, если у такого подростка проявляются не типичные для его возраста увлечения и «странные» интересы. Такие «тихони» склонны к непредсказуемым поступкам, но не в силу агрессивности или злости, а потому, что обладают необычным, нетипичным мышлением. Например, они могут спокойно пройти по карнизу высотного здания, но не для того, что бы кому-то что-то доказать, а для того, чтобы увидеть «мир глазами птицы».
В работе старайтесь опираться на его сильные стороны. Помните, что общепринятые нормы и мораль, нотации и обычные методы воспитания в случаях с подобными подростками оказываются совершенно несостоятельными. Ищите индивидуальный подход. Ему важен лишь его внутренний мир, тогда как мир внешний зачастую является только раздражителем. Старайтесь последовательно приучить такого подростка к своим требованиям. Он будет выполнять их только для того, чтобы Вы «отвязались».При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить подростка, и тогда он замкнется, уйдет в свой внутренний мир еще больше.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни группы, колледжа, города или страны и он обсуждается с подростком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка.
Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда подросток начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в тот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
При организации учебного процесса необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и обширные знания подростком этой области, создавать ему условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов студента, причем эти задания могут быть высокой степени трудности.
Для развития коммуникативных способностей необходимо включать в различные групповые и коллективные формы деятельности, например в командные спортивные игры.
- Постарайтесь привлечь такого подростка к работе с психологом.
- Учитывайте особенности мышления и интересов данного студента.
- Помогайте ему проявить себя, установить контакты с внешним миром.
- Старайтесь избегать ситуаций, которые вызывают у такого подростка внутренний конфликт: те, в которых ему требуется менять свои привычки и стереотипы, устанавливать неформальные отношения с людьми, выполнять работу по строго определенному графику или плану определенным способом.
- Не навязывайте ему поручений и не отвергайте его инициатив, если он их проявит
Рекомендации по работе со студентами, склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению.
- В случае «закатывания истерики» игнорируйте поведение такого студента. Лучше всего сделать вид, что вообще ничего не происходит – истерика прекратится.
- Предупредите группу, что не следует обращать внимание на подобное поведение
- Подчеркивайте ситуации, в которых студент проявил выдержку и достойно себя вел. Скажите, что это произвело на Вас очень благоприятное впечатление.
- Если студент демонстративно плохо ведет себя на занятиях – игнорируйте его выпады. Если он мешает Вам – лучше всего предложите ему покинуть помещение. Тем самым Вы выбиваете у него из-под ног почву. Ведь все поведение направлено именно на привлечение к себе внимания окружающих. А если нет окружающих – какой смысл «выступать»?
- Дайте понять этому студенту, что он сам несет ответственность за свои поступки.
- Рекомендуйте такому студенту участие в художественной самодеятельности, КВН или других подобных группах. Там он сможет удовлетворить свою неистребимую жажду признания. К слову, многие великие актеры обладали и обладают истерическими чертами.
- Часто эти студенты требуют к себе особого отношения и всячески его добиваются. Могут быть льстивы и лживы. Не поддавайтесь на провокации, так как они – весьма способные манипуляторы.
- Не критикуйте личность студента – только его поступки. Слишком часто не наказывайте и не ругайте. Дайте ему почувствовать, что плохим поведением он не может привлечь Ваше внимание. При этом обращайте внимание на все хорошее, что делает данный студент.
- Позволяйте ему бурно проявлять свои эмоции, но не выходить при этом за рамки дозволенного.
- Требуйте, чтобы он доводил до конца начатое дело.
- Повышайте его самооценку, уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы классному руководителю
1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельностиГлавной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовн...
Советы классным руководителям, учителям и родителям.
Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самы...
Советы классному руководителю.
Данные советы могут пригодиться начинающему классному руководителю при ознакомлении с основными направлениями воспитательной работы в классе....
Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"
В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации исходя из многолетнего опы...
Советы психолога классному руководителю по работе с детьми «группы риска».
Рекомендации психолога , которые нужно помнить при работе с детьми "группы риска"...
Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...
Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...
Комментарии
Очень полезно.
Спасибо за публикацию, мне пригодится!