Социальное и творческое партнерство - основа воспитания духовности
статья на тему
Социальное и творческое партнерство - основа воспитания духовности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальное и творческое партнерство - основа воспитания духовности
Петрова И.П.,
учитель химии, педагог-психолог
МАОУ «СОШ №1 с УИОП»
Духовность и нравственность воспитания всегда будет основополагающей в работе образовательного учреждения. Реализация этого направления всегда актуальна.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут».[1]
Создание правового, демократичного государства не возможно без граждан, у которых нет норм нравственного и духовного поведения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Учебное заведение любого ранга при создании воспитательной системы обязано отводить особую роль духовно-нравственному воспитанию. Грамотный человек лишенный нравственных ценностей никогда не сможет принести пользу своим близким, своей стране. По своей природе каждый из нас рождается альтруистом. Сберечь, развить это качество и воспитать нравственную личность главная задача любого образовательного учреждения, семьи.[1]
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Образ современного выпускника школы – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. [1]
Культурные и духовные ценности передаются из поколения в поколение и формируют основы нравственности не только народа, но государства в целом.
Школа выполняет социальный заказ на воспитании гражданина.
Базовые ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.
Для организации такой работы необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Интегрированная работа школы (кружки, секции, творческие объединения, клубы и т.д.) работа ДМШ, ДХШ, дворца детского творчества детей и подростков «Юный Губкинец», краеведческого музея, ДЮСШ даёт хорошие результаты.
Опыт работы с различными организациями и заинтересованными людьми позволяет развивать творческий потенциал как обучающихся, так и педагогов, работающих с детьми.
Процесс воспитания творческий и возможен только в партнерстве различных структур.
Школа уже не первый год занимает призовые места по воспитательной работе среди школ повышенного статуса.
Важную роль в формировании духовно-нравственных устоев играет окормитель нашей школы протоиерей о. Анатолий и уроки предмета Основ Православной культуры.
Процесс обучения и процесс воспитания в равной степени должны быть проверены на эффективность, оценены. Обучение можно проверить с помощью контрольных, тестов, и т.д. Оценка воспитательного действия, к сожалению, не является объективной и достаточно субъективна. Оценка уровня воспитанности может определяться различными методиками. «Без тщательного педагогического анализа, - замечают Б.З. Вульфов и М.М. Поташник, - практически невозможно ни обнаружить просчеты в работе, ни избавиться от формализма, напрасной траты времени и сил, от всего, что снижает эффективность процесса воспитания».[2]
В своей работе мы пытаемся искать новые формы работы, различные методики оценки эффективности нравственного воспитания.
Список литературы
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
- Вульфов, Б.З., Поташник, М.М Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности. – М.:, 1983, 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)
Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...
Формирование социального опыта учащихся на основе духовно-нравственного воспитания
Цели,задачи,практическая часть....
Духовно-нравственное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью на основе православных духовных ценностей.
Формирование и развитие духовно-нравственного потенциала развивающейся личности ребенка с ОВЗ на основе православных духовных ценностей....
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Программа работы с социальными партнерами "Социальное партнерство как ресурс духовно-нравственного формирования личности"
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, формируются в человеке в подростковом возрасте. Именно детский жи...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...