конспект занятия "Экология и культура - будущее России".
методическая разработка (5 класс)
занятие позволяет расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология и культура - будущее России.
Цели:
Расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
План занятия:
- Вступительное слово.
- Проблемная ситуация «Для чего нужны болота?»
- Интерактивная беседа.
- Информационный блок «Законы экологии».
- Работа в группах «Какие законы нарушены?»
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
- Задание на дом: «Обращение от имени природы».
Оформление:
Эпиграфы:
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят».
«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)— известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!(Е.Евтушенко)
Четыре закона экологии:
- Всё связано со всем.
- Всё должно куда-то деваться.
- Ничто не даётся даром.
- Природа знает лучше.
Ход занятия.
Вступительное слово
Учитель: Добрый день, ребята. Есть такое высказывание:
Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».(СЛАЙД №1)
Антуан де Сент-Экзюпери
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Примерные ответы учащихся:
- Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.
Учитель: Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом.
А занимается его изучением наука экология.(СЛАЙД №2)
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;logos – наука.
Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.
Тема нашего сегодняшнего урока чистоты – «Экология и культура - будущее России.»..
Чтобы лучше понять смысл нашей темы, послушайте такой случай из жизни.
(СЛАЙД №3)
В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций была исключительно грязная общественное место. (СЛАЙД №4)
Но, разумеется, не это грязное дело привлекало общее внимание, а то, что на базу в составе одной из экспедиций должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, - шутили геологи, - но что будет делать его светлость?!»
"Его светлость", приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл грязную комнату. Это был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.(СЛАЙД №5)
О. С. Муравьева «Как воспитывали русского дворянина».
А какой вывод из этого благородного поступка князя можем сделать мы с вами применимо к нашей теме?
Примерные ответы учащихся: В нашем доме грязь наводим мы с вами и убираться за нас некому..
Действительно, ребята. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека.
А всему виной – потребительское отношение человека к своей Земле и ее богатствам. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям.
Единственное спасение – в экологической культуре и знании законов природы.
С которыми мы и познакомимся сегодня на уроке.
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут болота?»(СЛАЙД №6)
Что представляет себе обычный человек при слове «болото»? Грязно, мокро, топко… Трясина, из которой не выберешься, а кругом лягушки, змеи и тучи комаров… Бррр! Ведь сколько земли пропадает под этими болотами! В России они занимают целых 15% всей площади! Да не лучше ли их осушить? Таким образом, освободится земля для пашни, да и комары с трясиной пропадут.
Интерактивная беседа
Учитель:Что будет, если исчезнут болота?(СЛАЙД №7)
Примерные ответы детей:
- После осушения болот исчезают реки.(Например, именно они дают воду истокам наших величайших рек: Волги, Днепра и Западной Двины, верховья которых действительно изобилуют иногда непроходимыми торфяными болотами)
- Болота также поддерживают общую влажность на окружающих территориях.Если лишить их влаги, то вода уйдет и из прилегающих лесов.
- При пересушке земель происходит быстрая деградация угодий. Земля становится бедной и неплодородной.
- Болота — основные места обитания многих видов птиц и зверей.
- Осушеие болот может привести к пожарам. (торфяники)
Учитель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.
Информационный блок «Законы экологии»
Учитель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.(СЛАЙД №8)
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на нашем примере
Второй закон гласит:«Всё должно куда-то деваться». .(СЛАЙД №9)
Куда девается сожженный мусор? Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. (СЛАЙД №10)
Аральское море было четвертым по площади соленым озером в мире.Аральское море, обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. (СЛАЙД №11)
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. (СЛАЙД №12)
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
Физкультминутка «Экологический марш» (СЛАЙД №13)
Работа в группах: «Какие законы нарушены?»
Учитель: Сейчас мы проведём рейд по нашей Планете и увидим, выполняют ли ее жители экологические законы? Для этого вы разбились на группы. Каждая группа выполняет свое задание. Можно совещаться.
Первая группа попала в Китай.
А вот и первый нарушитель..(СЛАЙД №14)
В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
Какой закон экологии нарушен?
Примерные ответы детей: Все связано со всем.
Учитель Вторая группа перенеслась на юг Европейской части России. (СЛАЙД №15)
Бесконтрольный выпас скотав Калмыкии, привел к появлению единственной в Европе пустыни «Черные земли».
Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.
Учитель: Третья группа попала в Республику Коми там, опустыниванию подвергаются земли на вырубках. Какой закон нарушают люди? (СЛАЙД №16)
Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.
Учитель: А теперь все вместе перенесемся обратно в класс. На уроках экологии мы с ребятами ставили опыт на дождевых червях. Наливали в банку с червем мыльную воду , и червь спешно начинал покидать землю. Какие законы экологии вступали в силу?
(СЛАЙД №17)
Примерные ответы детей: Червь не может жить в щелочи. Природа знает лучше.
Когда мы моем руки или стираем порошок попадает в почву и воду. Убивает все живое. Все должно куда-то деваться.
Учитель: Ну что же, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. Но этого не достаточно.
Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя»
Учитель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. .(СЛАЙД №18)
. Значит, Нужна ещё и экология души.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает). (СЛАЙД №19)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
Учитель: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Подведение итогов. Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
Рефлексия. (СЛАЙД №20)
Учитель: Вы получили хороший урок на занятии сегодня. И я попрошу вас закончить предложения:
- Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось _____________________.
- Моя экологическая культура заключается в том, что я _________________.
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о князе, который сам убирался.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
Домашнее задание :«Обращение от имени природы». (СЛАЙД №21)
Учитель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма - обращения от имени природы.
Первая группа нарисует обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа нарисует обращение к депутатам.
Третья группа подготовит обращение к фермерам и крестьянам .
Четыре закона экологии:
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
4. Ничто не даётся даром.
5. Природа знает лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Экология и культура - будущее России".
Методическая разработка урока на тему "Экология и культура - будущее России"....
Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»
Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...
Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»
Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....
«Экология и культура – будущее России»
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается...
Экология и культура- будущее России
урок по обществознанию в 8 классе...
«Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»
Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии, географии. Сценар...
Разработка урока по теме: "Экология и культура - будущее России"
На данном уроке целью является, обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром»....