Классный час «Поговорим об этикете»
классный час (5 класс) на тему

Серебрякова Марина Викторовна

Форма: ролевая игра.

Цель:        

1) воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравст­венными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

2) развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обоб­щать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;

3) учить правилам общения и поведения в ситуации общения в теат­ре, транспорте, во время телефонного общения.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.

Подготовительная работа:

1.Перед уроком раскладываю словари.

2.Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_pogovorim_ob_etikete.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)

Форма: ролевая игра.

Цель:        

  1. воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
  2. развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;
  3. учить правилам общения и поведения в ситуации общения в театре, транспорте, во время телефонного общения.

Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.

Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.

Подготовительная работа:

  1. Перед уроком раскладываю словари.
  2. Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.

Высказывания на индивидуальных карточках. 

  1. Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко.)
  2. Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. (Н. Чернышевский.)
  3. Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон.)

4.Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Д. Голсуорси.)

Ход классного часа:

- Здравствуйте! Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна Загорулько. Я из СОШ № 3 п. Усть - Камчатска. И сегодня я проведу конкурсный классный час с вами, дорогие дети. Тема классного часа «Поговорим об этикете». А помогут мне в этом мои ученики из 11 касса: __________ и ___________.

I. Уважаемые ребята! Нам предстоит разбиться на 2 команды. Мои помощники уже разложили на ваши столы этикетки с опознавательными знаками. Постарайтесь быстро объединиться в группы.

Спасибо! Теперь у нас две команды. Давайте познакомимся, на счет 1, 2, 3, назовитесь хором: 1-я команда «Спасибо»; 2-я команда «Пожалуйста». Замечательно.

Первое задание вы выполнили быстро, а, главное - достойно. Теперь давайте посмотрим на доску, здесь развешены высказывания известных людей. (помощники громко прочитывают эти высказывания). Кто может ответить на вопрос «Что такое этикет?»

  1. Молодцы. А теперь давайте заглянем в словари и прочтем трактовку этого слова. Помощники положили на столы по 2-3 словаря. Дети самостоятельно ищут ответ и зачитывают для всех.

III. Учитель: Итак, французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет - это разум для тех, кто его не имеет», - метко сказал французский философ Вольтер.

Сейчас я предлагаю вам окунуться в историю, возникновения данного термина. (просмотр видеоролика)

Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем с вами определить основные правила этикета. Итак, первое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»

IV. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

Сценка №2. Разговор по телефону.

Два человека

•  Алло, можно Эллу?

•  Привет, мочалка! Это я.

•  Ты выйдешь гулять?

•  Не могу: шнурки в стакане.

•  Ты фейерверк видела? Ну, как?

•  Ну, кайф! Классно! Потряска!

•  Знаешь, Мадонна приезжает.

•  Да, я от нее торчу.

•  Будешь смотреть ее концерт?

•  Без базара, я же не лох какой-нибудь.

•  До свидания, Элла.

_-_Чао, бамбино!  

Переводчик

-Здравствуй, дорогая подруга.

-Я не смогу пойти, так как родители дома.

-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

-Да, я восхищена ее пением.

-Конечно, я же современная девушка.

-Пока, подружка!

А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? 

Задание 1. Я попрошу вас стать переводчиками. Вам необходимо будет прослушать второй телефонный разговор и исправить его, так чтобы речь стала понятной.

-Привет, мочалка!

-Привет! Ты бокс смотрела? Как В. Ключко в нокаут отправил Тайсона

-Куда бы он делся он же ему по тыкве так заторцевала, что тот с ходу в отключку сел. Врубаешься?

- Да. А ты на консультацию пойдешь?

-А на кой, я уроки и так уже залобала!

- Понятно. А я пойду. До свидания.

- Чао, крошка!

-привет, дорогая подруга.

-куда бы он делся, он же его по голове так ударила. Он и потерял сознание. Поняла?

- Зачем, я уроки и так уже сделала!

- До свидания, подруга!

Молодцы, вы все справились отлично с этим заданием.

Правило: «Говори с людьми на понятном им языке!», «Говорить может каждый…, разговаривать – тот, кто умеет»

V. Как вы думаете, в определение этикет, в его нормы входит использование «волшебных» слов? Проверим, как хорошо вы их знаете. Мы будем читать, а вы в рифму будете отвечать. Сначала хором отвечает команда «Спасибо», потом - «Пожалуйста».

Игра «Волшебные слова» (читают учитель, помощники по очереди, указывая рукой, какой команде отвечать).

1.Растает ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо!)

2.Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день!»)

  1.  Мальчик вежливый и развитый

говорит при встрече... («Здравствуйте!»)

  1.  Когда нас бранят за шалости,

Говорим: («Прости, пожалуйста»)

Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова. (Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (помощники читают стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Спасибо всем за работу.

Правило: «Используй в своей речи «волшебные» слова

Прошу внимания, т. к. мы сейчас представим себя в транспорте. (На доске большие буквы «Автобус».)

VI. Игровая ситуация «В транспорте».

В автобус с шумом и хохотом заскочили двое школьников (помощники). Они, толкаясь, уселись на сиденья и увлеклись разговором. Здесь же на остановке в автобус вошла бабушка (которую играет учитель). Учитель-бабушка, стоит рядом с помощниками (они не встают), потом около одной группы «Спасибо», потом около другой, провоцируя детей на поступок. Школьники некоторое время не обращают внимания на стоящую рядом старушку, а потом допускают грубое замечание вроде: «Вам бы лучше сидеть дома», встают и выходят из автобуса. Старушка в недоумении садится на сиденье, произносит: «Ну и молодежь пошла!»

Что скажут наши команды по этому поводу? Время на обдумывание ответа 1 минута.

Выслушиваются и комментируются мнения детей.

- Но почему никто из вас не предложил мне сесть? (Выслушать ответы, прокомментировать, или объявить благодарность за правильное поведение, если кто-то догадался предложить место.)

Задание №2. вашему вниманию предлагается просмотреть ролик, про мальчика. Ваша задача найти как можно больше ошибок, которые он допустил. (просмотр видеоролика)

Обсуждение и просмотр правильных ответов.

Правила:

«Остановка. Все ждут транспорта. Не суетись»,

«Не загораживай вход, ты не один»,

«Уважай водителя, кондуктора и пассажиров»,

«Когда едем – не едим, когда едим – не едем»

«Уступай место, а лучше не занимай  его!»

«Купи билет, и езжай спокойно!»

VII. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите …(старухе). 

2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться …(инвалиду). 

3 чтец . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не …(перебьете).

4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две …(сороки).

Правило: «Относись доброжелательно к ровесникам, младшим и старшим!»

 VIII. А теперь давайте проведем с вами викторину, на обсуждение вам предоставляется 30 секунд. Если команда ошибается, вторая может дать свой вариант ответа.

Вопрос1: можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (нет, можно застать хозяев врасплох)

Вопрос 2: известно, что дамам принято дарить цветы, а можно ли дарить цветы мужчинам? (да, но только в особых торжественных случаях)

Вопрос 3: каким должно быть рукопожатие? (не вялым и не слишком сильным)

Вопрос 4: что вы ответите, если кто-то у вас попросит извинения? (пожалуйста или ничего страшного)

Вопрос 5: как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (если много людей, то достаточно промолчать)

Вопрос 6: вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас не знает. Как вы будете с ней разговаривать? (нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону)

IX.        Давайте попробуем подвести итоги методом голосования. Отвечаем хором «да» или «нет» на мои вопросы и утверждения.

  • Будьте добры иль будете любезны – Эти слова в разговоре полезны?
  • Говорить громко в транспорте со своим собеседником - это нормально.
  • Вовремя оплатить проезд тоже надо? Это нормально?
  • Мы всегда уступаем место людям, которые старше нас?
  • Мы оставляем после себя мусор.
  • В транспорте часто мы слышали такие слова «извините», «пожалуйста», «спасибо, что уступил место, детка».
  • Если вечером расстались, встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора?
  • Использовать в речи непонятную лексику нужно?

Вы все молодцы. Я думаю, что сегодня нет проигравших и нет побежденных, есть культурные и воспитанные дети. Наш классный час близиться к завершению. Я предлагаю всем вместе спеть песню «От улыбки станет всем светлей». Почему я выбрала именно эту песню? (ребята дают ответы) Правильно. (исполняется песня)

X. Спасибо, дорогие дети, за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости. Я уверена, что вы поможете тем, кто нуждается не только в транспорте, но и на улице, в школе, дома... Спасибо за работу и поддержку на этом конкурсном занятии. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.

Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....

Общешкольное мероприятие: "Давайте поговорим об этикете".(Беседа-практикум)

Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компанииКаждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, у...

Внеклассное мероприятие" Поговорим об этикете"

Внеклассное мероприятие "Поговорим об этикете".Что означает слово "этикет"?Из истории этикета, конкурсы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия " Поговорим об этикете"

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.Задачи:1) дать понятие об этикете;2) раскрыть историю понятия этикет;3) отработать навыки культурного поведения....

Поговорим об этикете.

Классный час для учащихся 2 классаТема: Поговорим об этикете.Цели: 1. Познакомить с историей этикета;           2. Сформировать умение понимать ...

Классный час в 6 классе"Поговорим об этикете"

Цели:  усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,      овладеть навыками культурного поведения....

Классный час на тему "Поговорим об этикете"

Цель классного часа: сформировать у обучающихся правильное представление о нормах этикета....