Классный час «Поговорим об этикете»
классный час (5 класс) на тему
Форма: ролевая игра.
Цель:
1) воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
2) развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;
3) учить правилам общения и поведения в ситуации общения в театре, транспорте, во время телефонного общения.
Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.
Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.
Подготовительная работа:
1.Перед уроком раскладываю словари.
2.Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pogovorim_ob_etikete.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Поговорим об этикете» (5 класс)
Форма: ролевая игра.
Цель:
- воспитывать в детях культуру поведения в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
- развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, развивать произвольное внимание; умение правильно выражать свои мысли, долговременную память, наблюдательность;
- учить правилам общения и поведения в ситуации общения в театре, транспорте, во время телефонного общения.
Игровые задачи: точно, коротко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм общения.
Оформление: плакаты и карточки с правилами этикета.
Подготовительная работа:
- Перед уроком раскладываю словари.
- Создается экстрим - группа (под руководством детей 11 класса), которая готовит инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета.
Высказывания на индивидуальных карточках.
- Никакая причина не извиняет невежливости. (Т. Шевченко.)
- Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. (Н. Чернышевский.)
- Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований. (Р. Эмерсон.)
4.Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Д. Голсуорси.)
Ход классного часа:
- Здравствуйте! Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна Загорулько. Я из СОШ № 3 п. Усть - Камчатска. И сегодня я проведу конкурсный классный час с вами, дорогие дети. Тема классного часа «Поговорим об этикете». А помогут мне в этом мои ученики из 11 касса: __________ и ___________.
I. Уважаемые ребята! Нам предстоит разбиться на 2 команды. Мои помощники уже разложили на ваши столы этикетки с опознавательными знаками. Постарайтесь быстро объединиться в группы.
Спасибо! Теперь у нас две команды. Давайте познакомимся, на счет 1, 2, 3, назовитесь хором: 1-я команда «Спасибо»; 2-я команда «Пожалуйста». Замечательно.
Первое задание вы выполнили быстро, а, главное - достойно. Теперь давайте посмотрим на доску, здесь развешены высказывания известных людей. (помощники громко прочитывают эти высказывания). Кто может ответить на вопрос «Что такое этикет?»
- Молодцы. А теперь давайте заглянем в словари и прочтем трактовку этого слова. Помощники положили на столы по 2-3 словаря. Дети самостоятельно ищут ответ и зачитывают для всех.
III. Учитель: Итак, французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово "этикетка". Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.
«Этикет - это разум для тех, кто его не имеет», - метко сказал французский философ Вольтер.
Сейчас я предлагаю вам окунуться в историю, возникновения данного термина. (просмотр видеоролика)
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится. Мы попробуем с вами определить основные правила этикета. Итак, первое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»
IV. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка №2. Разговор по телефону.
Два человека • Алло, можно Эллу? • Привет, мочалка! Это я. • Ты выйдешь гулять? • Не могу: шнурки в стакане. • Ты фейерверк видела? Ну, как? • Ну, кайф! Классно! Потряска! • Знаешь, Мадонна приезжает. • Да, я от нее торчу. • Будешь смотреть ее концерт? • Без базара, я же не лох какой-нибудь. • До свидания, Элла. _-_Чао, бамбино! | Переводчик -Здравствуй, дорогая подруга. -Я не смогу пойти, так как родители дома. -Да! Очень красиво. Зрелище потрясает! -Да, я восхищена ее пением. -Конечно, я же современная девушка. -Пока, подружка! |
А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом?
Задание 1. Я попрошу вас стать переводчиками. Вам необходимо будет прослушать второй телефонный разговор и исправить его, так чтобы речь стала понятной.
-Привет, мочалка! -Привет! Ты бокс смотрела? Как В. Ключко в нокаут отправил Тайсона -Куда бы он делся он же ему по тыкве так заторцевала, что тот с ходу в отключку сел. Врубаешься? - Да. А ты на консультацию пойдешь? -А на кой, я уроки и так уже залобала! - Понятно. А я пойду. До свидания. - Чао, крошка! | -привет, дорогая подруга. -куда бы он делся, он же его по голове так ударила. Он и потерял сознание. Поняла? - Зачем, я уроки и так уже сделала! - До свидания, подруга! |
Молодцы, вы все справились отлично с этим заданием.
Правило: «Говори с людьми на понятном им языке!», «Говорить может каждый…, разговаривать – тот, кто умеет»
V. Как вы думаете, в определение этикет, в его нормы входит использование «волшебных» слов? Проверим, как хорошо вы их знаете. Мы будем читать, а вы в рифму будете отвечать. Сначала хором отвечает команда «Спасибо», потом - «Пожалуйста».
Игра «Волшебные слова» (читают учитель, помощники по очереди, указывая рукой, какой команде отвечать).
1.Растает ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо!)
2.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... («Добрый день!»)
- Мальчик вежливый и развитый
говорит при встрече... («Здравствуйте!»)
- Когда нас бранят за шалости,
Говорим: («Прости, пожалуйста»)
Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова. (Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)
Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (помощники читают стихотворение).
Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Будьте добры иль будете любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Спасибо всем за работу.
Правило: «Используй в своей речи «волшебные» слова
Прошу внимания, т. к. мы сейчас представим себя в транспорте. (На доске большие буквы «Автобус».)
VI. Игровая ситуация «В транспорте».
В автобус с шумом и хохотом заскочили двое школьников (помощники). Они, толкаясь, уселись на сиденья и увлеклись разговором. Здесь же на остановке в автобус вошла бабушка (которую играет учитель). Учитель-бабушка, стоит рядом с помощниками (они не встают), потом около одной группы «Спасибо», потом около другой, провоцируя детей на поступок. Школьники некоторое время не обращают внимания на стоящую рядом старушку, а потом допускают грубое замечание вроде: «Вам бы лучше сидеть дома», встают и выходят из автобуса. Старушка в недоумении садится на сиденье, произносит: «Ну и молодежь пошла!»
Что скажут наши команды по этому поводу? Время на обдумывание ответа 1 минута.
Выслушиваются и комментируются мнения детей.
- Но почему никто из вас не предложил мне сесть? (Выслушать ответы, прокомментировать, или объявить благодарность за правильное поведение, если кто-то догадался предложить место.)
Задание №2. вашему вниманию предлагается просмотреть ролик, про мальчика. Ваша задача найти как можно больше ошибок, которые он допустил. (просмотр видеоролика)
Обсуждение и просмотр правильных ответов.
Правила:
«Остановка. Все ждут транспорта. Не суетись»,
«Не загораживай вход, ты не один»,
«Уважай водителя, кондуктора и пассажиров»,
«Когда едем – не едим, когда едим – не едем»
«Уступай место, а лучше не занимай его!»
«Купи билет, и езжай спокойно!»
VII. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:
1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите …(старухе).
2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться …(инвалиду).
3 чтец . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не …(перебьете).
4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две …(сороки).
Правило: «Относись доброжелательно к ровесникам, младшим и старшим!»
VIII. А теперь давайте проведем с вами викторину, на обсуждение вам предоставляется 30 секунд. Если команда ошибается, вторая может дать свой вариант ответа.
Вопрос1: можно ли прийти в гости за час до назначенного времени? (нет, можно застать хозяев врасплох)
Вопрос 2: известно, что дамам принято дарить цветы, а можно ли дарить цветы мужчинам? (да, но только в особых торжественных случаях)
Вопрос 3: каким должно быть рукопожатие? (не вялым и не слишком сильным)
Вопрос 4: что вы ответите, если кто-то у вас попросит извинения? (пожалуйста или ничего страшного)
Вопрос 5: как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (если много людей, то достаточно промолчать)
Вопрос 6: вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас не знает. Как вы будете с ней разговаривать? (нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону)
IX. Давайте попробуем подвести итоги методом голосования. Отвечаем хором «да» или «нет» на мои вопросы и утверждения.
- Будьте добры иль будете любезны – Эти слова в разговоре полезны?
- Говорить громко в транспорте со своим собеседником - это нормально.
- Вовремя оплатить проезд тоже надо? Это нормально?
- Мы всегда уступаем место людям, которые старше нас?
- Мы оставляем после себя мусор.
- В транспорте часто мы слышали такие слова «извините», «пожалуйста», «спасибо, что уступил место, детка».
- Если вечером расстались, встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора?
- Использовать в речи непонятную лексику нужно?
Вы все молодцы. Я думаю, что сегодня нет проигравших и нет побежденных, есть культурные и воспитанные дети. Наш классный час близиться к завершению. Я предлагаю всем вместе спеть песню «От улыбки станет всем светлей». Почему я выбрала именно эту песню? (ребята дают ответы) Правильно. (исполняется песня)
X. Спасибо, дорогие дети, за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости. Я уверена, что вы поможете тем, кто нуждается не только в транспорте, но и на улице, в школе, дома... Спасибо за работу и поддержку на этом конкурсном занятии. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Поговорим о толерантности.
Публикация содержит материал необходимый для бесед классного руководителя с учащимися. Содержит рекомендации по разрешению конфликтов....
Общешкольное мероприятие: "Давайте поговорим об этикете".(Беседа-практикум)
Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компанииКаждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, у...
Внеклассное мероприятие" Поговорим об этикете"
Внеклассное мероприятие "Поговорим об этикете".Что означает слово "этикет"?Из истории этикета, конкурсы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия " Поговорим об этикете"
Цель: привитие детям потребности культурного поведения.Задачи:1) дать понятие об этикете;2) раскрыть историю понятия этикет;3) отработать навыки культурного поведения....
Поговорим об этикете.
Классный час для учащихся 2 классаТема: Поговорим об этикете.Цели: 1. Познакомить с историей этикета; 2. Сформировать умение понимать ...
Классный час в 6 классе"Поговорим об этикете"
Цели: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....
Классный час на тему "Поговорим об этикете"
Цель классного часа: сформировать у обучающихся правильное представление о нормах этикета....