"Что значит быть успешным человеком?"
статья (7, 8, 9 класс) по теме
При работе со школьниками мы используем разнообразные формы профориентации. Одна из таких форм выбрана нами давно, но все время усовершенствуется. Это - круглый стол «Что значит быть успешным человеком?» Чем интересна эта форма? Тем, что это мероприятие можно провести как массовое - для нескольких классов, и как простой классный час по профориентации. Эта вариативность привлекает школы. А нас, как экспериментальную площадку, привлекает возможность широкого сбора информации о готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_byt_uspeshnym_chelovekom.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что значит быть успешным человеком?
Успех приходит, когда возможность встречается с готовностью.
Зиг Зиглар ( Zig Ziglar )
— писатель, лектор и большой специалист в области сетевого маркетинга.
При работе со школьниками мы используем разнообразные формы профориентации. Одна из таких форм выбрана нами давно, но все время усовершенствуется. Это - круглый стол «Что значит быть успешным человеком?» Чем интересна эта форма? Тем, что это мероприятие можно провести как массовое - для нескольких классов, и как простой классный час по профориентации. Эта вариативность привлекает школы. А нас, как экспериментальную площадку, привлекает возможность широкого сбора информации о готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Основная цель этого мероприятия - заставить задуматься подростков 13 – 15 лет о ближайших целях в их жизни, о расставлении жизненных приоритетов на ближайшее будущее, о том что «каждый сам кузнец своего счастья». Отсюда вырисовываются задачи круглого стола:
- научить работать в команде;
- создать ситуацию успеха для каждого подростка путем возможности проявить себя;
- объяснить что образование необходимо для успешного выбора профессии;
- напомнить, что «не хлебом единым жив человек»;
- на примере жизни известных людей показать, что успех зависит только от желания и стремления к нему.
Можно организовать круглый стол как большое мероприятие на два часа, собрать несколько команд детей 7 – 9 классов. Мы это организовываем на своей базе и в разных вариантах: можно собрать команды из одной школы, а можно (и интереснее) из разных. В этом случае будут разнообразные задания: и подумать, и поклеить, и поотстаивать свое мнение. Разновозрастные команды имеют разное видение ситуации и разный набор аргументов в защиту своих представлений. Это само по себе интересно. Мы проводим такого рода мероприятие в конце учебного года, собирая команды детей, с которыми мы сами занимались профориентацией по своим программам. В этом случае, анкетируя школьников и слушая их аргументы во время круглого стола, мы получаем представление о том, насколько хорошо мы поработали в течение года - насколько мы успешно продвинулись в работе с детьми в направлении их профориентации. Каждый раз для нас это мероприятие своего рода тест: что получилось, что не получилось, а если не получилось, что надо изменить. Не зря я в самом начале сказала, что эта идея находится в постоянном усовершенствовании.
Аналогичный вариант мы используем, когда мы проводим на базе школы массовое мероприятие. У нас заключены договоры о сотрудничестве с 30 школами района. Безусловно, более плотно мы работаем с теми школами, которые находятся рядом с нами. Но мы не забываем и про остальных, хотя такое сотрудничество получается не таким насыщенным, как хотелось бы. Мы проделываем все те же манипуляции – предварительное анкетирование, обработка анкет и включение полученных данных в обсуждение за круглым столом. И тут вырисовывается четкая картинка насколько в тех или других школах района занимаются (не занимаются) профориентаций со школьниками: достаточно начать разговор на эту тему. Если с детьми в школе занимаются, то отвечают они продуманно, быстро, активно. Если дети с этими проблемами еще не сталкивались, то и отвечают натужно, в глазах удивление – за чем мы это все обсуждаем? Как правило, в таких группах встречается один-два ребенка, с которыми явно родители говорят на данные темы, они то и развивают бурную активность.
Третий вариант - проведение «Успешного человека» на классном часе, посвященном профориентации. Берется один класс, делится на команды. В этом случае предусмотрен несколько укороченный вариант сценария, рассчитанный уже на 45 минут. Но в целом канва сохраняется: предварительное анкетирование, обработка данных, обсуждения.
Итак, чуть подробнее о круглом столе «Что значит быть успешным человеком?» и о полученной нами статистике.
Проведение данного мероприятия состоит из трех этапов. Первый – предварительный. Мы проводим анкетирование школьников, которые в дальнейшем будут участниками круглого стола. Разработкой анкет и их обработкой занимается психолог нашей ОЭП. Перед анкетированием психолог проводит небольшую беседу для включения подростков в заданную тему. В анкете рассматриваются три аспекта – слагаемые успешности человека, качества человека успешного и качества, которыми обладают наши респонденты.
Второй этап – обработка анкет и внесение полученных данных в сценарий круглого стола. Таким образом, сценарий все время корректируется под определенный класс или школу, для которых он предназначается.
Из девяти предлагаемых в списке слагаемых жизненного успеха нужно выбрать пять и проранжировать их по значимости с точки зрения опрашиваемого. Получается следующая статистика. Учащиеся 7-х классов отдают приоритет образованию, семье и друзьям. Учащиеся 8 классов ставят на первые места семью, карьеру и здоровье. Учащиеся 9-классов выбирают материальное благополучие, карьеру и хобби.
Из предлагаемого набора человеческих качеств нужно выбрать те, которыми (по представлению опрашиваемого) должен обладать успешный человек. Учащиеся 7-х классов на первые пять позиций ставят силу воли, интеллект, воспитанность, активность и доброту. Учащиеся 8-х классов - интеллект, силу воли, воспитанность, терпение и общительность. Учащиеся 9-х классов - терпение, общительность, ответственность, активность и способность принимать решения.
Следующая позиция опроса – выбор из предлагаемого набора человеческих качеств те, которыми обладает сам опрашиваемый. Учащиеся 7-х классов характеризуют себя как волевые, добрые, обладающие индивидуальностью, с чувством юмора и общительные. Учащиеся 8-х классов добрые, общительные, воспитанные, с чувством юмора и физическим здоровьем. Учащиеся 9-х классов оптимисты, умеют принимать решения, интеллектуальные, волевые и внешне привлекательны.
При этом наша статистика так же учитывает, как по-разному отвечают мальчики и девочки. В основном все ответы соответствуют возрастным представлениям и меняются соответственно взрослению.
Третий этап – проведение круглого стола. Тут тоже есть несколько вариантов. Вариант первый, укороченный, предназначенный для классного часа. В него входят:
- обсуждение слагаемых успешности;
- выполнение задания «Продолжить цитату»;
- ознакомление со статистикой опроса;
- определение героев жизненных историй.
Подробнее про статистику. Школьникам мы показываем, как в целом ответил класс, как отвечали девочки и как отвечали мальчики. С семиклассниками мы просто обсуждаем полученные результаты. В 8-х классах мы обсуждаем сначала полученные результаты опроса их класса, потом проводим сравнительный анализ ответов семиклассников и восьмиклассников. Соответственно, в 9-х классах сравнительный анализ расширяется: от 7-х до 9-х.
Второй вариант круглого стола предназначен для массового мероприятия и помимо перечисленных пунктов в него входит задание собрать «Ромашка качеств» и защита своих работ.
Какой получается вывод их опыта проведения этого мероприятия?
Те учащиеся, с которыми мы занимаемся профориентацией в любом из предлагаемых нами вариантов: занятия по программам «В поисках своего призвания» для 7 – 8 классов, «Твоя профессиональная карьера» для 9 классов, мастер-классы для 7 – 9 классов, фестиваль «Город мастеров» для 7 – 9 классов; достаточно продуманно отвечают на вопросы анкеты, активно и с интересом включаются в задания, слаженно работают в командах, приводят интересные аргументы в защиту своих мнений.
Те школьники, с которыми мы работаем разово, демонстрируют совсем иную картину. Учащиеся даже 9-х классов не могут увидеть связь между получением образования как такового и возможностью выбора и получения профессии. То есть, как показывает анкетирование, детей в школах нацеливают на образование, и дети выбирают образование как один из важнейших критериев успешности в жизни. А вот что означает «образование» помимо получения разнообразных знаний в школе, и какую «дверь» в жизни оно, «образование», им откроет в дальнейшем, мало кто может ответить. И уж тем более, мало кто способен соединить следующую цепочку: образование – профессия – карьера – материальный успех.
Когда говорим о карьере выплывает еще один казус: карьера воспринимается исключительно как движение вверх от работника к начальнику, а потом к еще более высокому начальнику. Когда начинаем объяснять, что подобную карьеру хотят и делают единицы, а для большинства людей карьера заключается в другом – в профессиональном росте – очень удивляются.
Мы собираемся и в дальнейшем использовать идею круглого стола в своей работе. И дело не только в том, что у нас осталось много неохваченных школ в нашем районе. У нас много идей как развить тему успешности и для тех, кто уже побывал на этом мероприятии. А как будут претворяться наши идеи в жизнь, покажет время.
Методист, педагог дополнительного образования ГБОУДОД ДДТ «Фонтанка-32»
Н.В. Сперанская
Февраль 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"
Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"...
«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов
Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...
Быть здоровым – значит быть красивым!
Классный час для учащихся 5-6 классов...
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"
Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...
Быть здоровым- значит быть мудрым.
Беседа о здоровом образе жизни....