Конспект классного часа: "Никто не забыт, ничто не забыто..."
классный час (5 класс) на тему

Гапонова Марина Александровна

Это конспект классного часа , посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект классного часа.94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №9 имени И.С.Фрадкова»

Конспект  классного часа. Можно использовать на уроке истории или краеведения.

  1. 5-8 класс
  2. Тема «Никто не забыт, ничто не забыто…»
  3. Цели:

образовательные:  дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;

воспитательные:  сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;

развивающие:  развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.

  1. Задачи:  

формировать патриотическое сознание и гражданское поведение;

развивать нравственные качества:  гуманизм, честь, долг, доброту, милосердие;

изучить участие в войне наших земляков

5.Оборудование и оформление:

  • доска украшена плакатами и цветами;
  • презентация (проектор и экран);
  • для ветеранов приготовлены цветы и открытки.

6.План классного часа

1)Вступительное слово учителя

      2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

5)Освобождение Карелии

6)Факты о Карельском фронте

7)Домашнее задание

8)Использованные ресурсы

  1. Основополагающий вопрос: Необходимость сохранить память о войне, знать имена своих героев.                          
  2. Тип занятия - комбинированный.
  3. Методы обучения: словесные (обьяснительно-иллюстративные); частично-поисковые ; репродуктивные; исследовательские.

      8.   Контроль: текущий.

      9.   Формы работы: по содержанию – беседа,

лекция при помощи слайдов, сообщение докладов учеников.

     10.  По организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, работа в парах,          групповая.

11.  Использование технологий: личностно - ориентированной, технологии       развивающего обучения, традиционного обучения.

12.  Оборудование для учителя: фотографии о войне; презентация по данной теме, необходимое компьютерное оборудование.

     13. Оформление доски: дата, тема классного часа, рисунки по теме Великой         Отечественной Войны, сделанные детьми, фотографии о войне.

(слайд1) Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Мы с Вами живём в мирное время. Нам не приходилось слышать взрывов снарядов и падающих бомб. Очень трудно поверить, что человеческую жизнь можно прервать за несколько секунд. Для нас с Вами война- это история, но мы живём, благодаря подвигу наших героев-земляков, освободивших нас от немецко-финнских захватчиков. Сегодняшний классный час посвящён этой теме.

(слайд2)«Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают родину»
                                  Ги де Мопассан.    Звучит стихотворение.

(слайд3-4)Сообщение целей и задач классного часа:

образовательные: дать краткую информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии;

воспитательные: формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите;

развивающие: развивать умение учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы.

(слайд5)Порядок работы:

1)Вступительное слово

      2)Историческая справка о ВОВ

3)Партизанское движение в Карелии

4)Карельские писатели о войне

5)Освобождение Карелии

6)Факты о Карельском фронте

7)Домашнее задание

8)Использованные ресурсы

Учитель:

Звание герой - это степень отличия, которая присваивалась за героизм и мужество, проявленные защитниками Отечества в Великой Отечественной войне. Сегодня, празднуя День Победы, давайте вспомним страницы истории и имена наших героев. Ребята, Вы подготовились к сегодняшнему классному часу, и сейчас поделитесь своей информацией с нашими гостями (приглашены ветераны) и одноклассниками.

Война -  конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооруженного противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

(слайд6-7)Выступает 1 ученик.

      В этом году наша страна, весь мир отмечает в мае 7о-летие Победы в Великой Отечественной войне. Четыре долгих года войны навсегда вошли в биографии людей старшего поколения. Их подвиг не померкнет в веках. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. В ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Между этими двумя датами лежат 1418 дней и ночей войны, какой еще не знало человечество по жестокости, разрушениям и человеческим жертвам.

Учитель: А что Вы знаете о Великой Отечественной Войне?(слайд8)

-учащиеся отвечают на вопрос (дома было задано, узнать информацию о ВОВ, ребята объединяются в группы и ищут информацию, делают рисунки и плакаты, готовят сообщения)

Учитель: За время ВОВ были понесены огромные людские потери СССР — 6,3 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осужденных к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население на оккупированной территории и повышенную смертность на остальной территории СССР от невзгод войны) — 26,6 млн. человек.

Учитель: А что вы знаете о войне в Карелии?

(слайд9-10) Выступает 2 ученик.

В 19411944 годах финская армия оккупировала восточную Карелию, которая никогда не принадлежала ни Финляндии, ни Швеции, в составе которой находилась Финляндия до 1809 года. В Карелии был установлен режим террора, направленный против нефинноязычного населения этой территории. С 1941 по 1944 г. финны занимали здание Национального музея Карелии, здесь была их администрация.Дважды сюда приезжал финский маршал Маннергейм. Он планировал расширить границы Финляндии до Белого моря и присоединить Кольский полуостров, но его попытки оказались безуспешными.

(слайд11-12) Выступает 3 ученик.

На территории оккупированной  Карелии действовало 10 финских концентрационных лагерей, из них 6 в Петрозаводске. За годы оккупации через них прошло около 30 тысяч человек. Около трети из них погибло.  Ученик читает стихотворение Ивана Костина.

Не греет сырая осина, 
Чужая не топится печь, 
И вышел запас керосина, 
чтоб старую лампу зажечь. 
Закрыты все русские школы. 
Мать каждым куском дорожит, 
И лик поясного Николы 
В лучиновом свете дрожит…        

Учитель:  (слайды 13-15) Значительную роль в разгроме сил противника сыграли партизанские отряды, которые стали создаваться еще в начале войны. Один из них был отряд «Мстители», состоящий из партизан Пудожского района  под руководством Григорьева И.А. В очень тяжёлых условиях пришлось выполнять военные задачи нашим партизанам. Несмотря на большие трудности бригада, под командованием Григорьева И.А.только зимой 1941-42 года провела 67 боевых операций в тылу врага. Летом того же года совершила 700-киллометровый рейд. Отряд уничтожал полевой кабель, технику противника, организовывал лесные пожары, подрыв железнодорожного полотна и мостов, доставлял точные и важные сведения командованию о расположении сил противника.  Но они встречали на своём пути и сложности. Первая заключалась в суровых климатических условиях и трудности в пересечении местности по непроходимым болотам и лесам. Вторая сложность-это голод. Многие партизаны умерли не от пуль врага, а от голода. Отряд «Мстители» был послан в тыл врага, в количестве 648 человек, а вернулись только 196человек. Бригада не выполнила боевого задания, но сделала, казалось бы, невозможное. В самый опасный и решающий период войны,  когда немецко-фашистские войска стремительно рвались к Волге и Кавказу, когда на юге оборонительных боях полностью гибли полки и дивизии, она мужественно сражалась с десятикратно превосходящими силами противника на его территории. Притянув к себе весь стратегический резерв финнов на Масельгском направлении, в течение целого месяца. И то, что противнику не удалось добиться своей цели и уничтожить бригаду, что она во главе со штабом вышла в свой тыл, стало важнейшим психологическим фактором в дальнейшем ходе партизанской войны на севере.

Учитель: расскажет нам об отряде Григорьева И.А. 4 ученик (приложение 1)

Учитель: ребята, оказывается, об этих событиях написано в книге Д.Я.Гусарова «За Чертой милосердия»

Дмитрий Яковлевич Гусаров воевал в Карелии, в отряде «Боевые друзья»,участвовал в двенадцати походах партизан по тылам финской армии.В 1944 году был тяжело ранен, долгое время лечился в архангельском госпитале. После войны Гусаров стал писателем.Роман Д.Я.Гусарова «За чертой милосердия» опубликован в "Роман-газете", дважды издан в Финляндии, переведен на венгерский язык. По нему был поставлен одноименный спектакль на сцене Финского драматического театра в г.Петрозаводске.

Учитель: В этом романе в 22 главе приводится рассказ о моём дедушке Соболеве И.Ф., который был партизаном в отряде Григорьева (приложение 2,3)

Учитель: Карелия известна многими героями войны. Многие из них представлены на сайте:  http://library.karelia.ru/karelfront/page8.html

      Наши ребята подготовили рассказы о некоторых из них. Это Анна Лисицына, Мария Мелентьева, Николай Репников, Андрей Пашков, именами, которых названы улицы в Петрозаводске и Беломорске. Ученики 5-8.  (слайд 21)(приложения4-7)

Учитель: Наша школа тоже известна своим героем. Владимир Николаевич Пчелинцев обучался несколько лет в нашей школе.     Ученик 9:

      Владимир Николаевич в Сентябре 1941 года стал одним из зачинателей снайперского движения на Ленинградском фронте. 6 Февраля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. Всего уничтожил 456 солдат и  офицеров противника, в том числе не менее 14 снайперов(приложение8)

Учитель: 30 сентября 1944 года советские войска дошли до современной границы Карелии и выдворили последнего финского солдата с территории республики(слайд 22).

О Карельском фронте известны несколько интересных фактов:

Ученики 10-11 (слайды 23-26) 1)Карельский фронт действовал дольше всех других фронтов Великой Отечественной — с 23 августа 1941 по 15 ноября 1944 г. 2)Карельский фронт имел самую большую протяжённость среди всех фронтов — до 1600 км в 1943 г. 3)Имел особо сложные северные природно-климатические особенности. 4)Карельский фронт не отправлял в тыл страны на ремонт военную технику и вооружение. Этот ремонт делался в специальных частях и на предприятиях Карелии и Мурманской области.5)Только на Карельском фронте для подвоза грузов использовались такие виды транспорта, как оленьи и собачьи упряжки. 6)На Параде Победы сводный полк Карельского фронта шёл первым. С тех пор традиционно на парадах 9 мая знамя Карельского фронта несут первым среди знамён фронтов.

Учитель (слайд 27): Мы изучаем историю войны, поэтому создали классный уголок «Партизанское движение в Карелии»(слайд 28)Не прекращается дискуссия о цене победы, но не подвергается сомнению бесспорный факт: подвиг советского народа, отстоявшего в  жестокой и бескомпромиссной битве за независимость нашей Родины.

(слайд 29) Историк В. О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего..." ,и это действительно так. Задумайтесь только, сколько армян погибло при освобождении Сталинграда, сколько русских при освобождении Киева, сколько украинцев при освобождении Кавказа? Война не имеет национальностей. В ходе нашего исследования мы  убедились, что наши земляки сыграли большую роль в Великой Победе. Выяснили, что необходимо сохранить память о войне. Вручение цветов и открыток ветеранам.

Учитель (слайд 30):Что нового Вы узнали о войне?Кого из выпускников нашей школы можете назвать, как героев войны? Какие факты можете назвать о войне? Какие выводы можете сделать о войне? Что можно сделать, чтоб не было войны? Выяснили, что необходимо сохранить память о войне.

Учитель (слайд 31) Домашнее задание можно выполнить по желанию. Нарисовать плакат о войне, написать сочинение по теме: «Что бы я сказал президенту Украины…» или сделать презентацию: «История моей семьи в истории войны»

(слайд32-33)Литература и ресурсы интернет.

Работу выполнила Гапонова Марина Александровна,

учитель математики первой категории.

г.Петрозаводск. Республика Карелия.

2013-2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"

Данная методическая разработка может быть использована при проведении классного часа в 7-8 классах....

Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»

Цели: углубить представление обучающихся  о Великой Отечественной войне;способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения;побуждать к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам;ра...

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Классный час посвящен 67-ой годовщине Великой Победы советского народа над фашистской Германией. В нем принимают уастие ветераны войны, труженики тыла, ученики, педагог и родители. Сопровождается песн...

классный час "Никто не забыт,ничто не забыто."

классный час о земляках-алтайцах,участвовавших в ВОВ....

Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"

Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современного учебного заведения. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, ...

Конспект классного часа: "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Это конспект классного часа , посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне....