Решаем школьные конфликты
статья на тему
Статья о возможных способах решения конфликтов в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из педагогического опыта | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к педагогическому исследованию
Цели и задачи: создать условия преодоления конфликтной ситуации, показать возможности творческого раскрытия конфликтующих сторон и возможности устранения и предотвращения конфликта через игровые формы; создание поля эмоционального заражения добра и созидания; воспитательная коррекция развития личности; вовлечение в коллективные дела 100% участников группы.
Использованные методы и способы решения данного конфликта можно обобщить с помощью выдержки из результатов исследований, выполненных Эйзенхардтом и его коллегами [Eisenhardt et al, 1997], где показано, каким образом можно решить эту проблему.
Авторы исследования установили, что малые группы, какими обычно являются школьные классы, разрешающие конфликты наиболее эффективно:
- «работают с большим объемом информации и обсуждают факты, а не поведение отдельных личностей;
- разрабатывают несколько альтернативных вариантов для расширения поля обсуждаемых вопросов;
- имеют согласованные общие цели;
- относятся к процессу принятия решений с юмором;
- характеризуются стабильной и сбалансированной иерархической структурой — хотя лидер команды имеет больше полномочий, тем не менее каждый из членов наделен существенными полномочиями, особенно в сфере своей компетенции, при переносе в школьный класс можно говорить о сфере своей талантливости и успешности
- решают проблемы без принудительного согласия: если возможность достижения консенсуса существует — это оптимальный вариант решения, если нет — решение принимает один член группы при активном участии всех остальных».*
Все вышеперечисленные способы были проработаны и использованы в решении и предупреждении конфликтов между группой и личностью.
______________________________________
- Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте, Развитие человеческих ресурсов, М., «Эксмо», 2006 г., с. 240-241.
В любом групповом деле каждый ребенок в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлеченный в интересное дело, ребенок замечает, что его «я» лишь в союзе с другим «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью.
В нашей школе при подготовке внутриклассных или общешкольных мероприятий во главу угла ставится привлечь к подготовке и проведению как можно большее количество детей и ни один ребенок в течение года не остается за бортом коллективных творческих дел.
При проведении мониторинга подобных конфликтных ситуаций, становится ясно, что работа идет в правильном направлении, о чем наглядно свидетельствует следующая диаграмма, на которой видно, что место классного руководителя , учителя сразу за родителями, то есть избитая фраза «классная мама» подтверждается ответами школьников и подтверждает уровень ответственности классного руководителя за здоровый психологический климат в школьном коллективе. Мы не ожидаем перехода части голосов из столбца 1, но прогнозируем уменьшение голосов в столбце 5 практически до 0.
«ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ»
МАСТЕР – КЛАСС
У конфликта, как ни странно, кроме деструктивной функции есть еще и конструктивные.
Немного теории о конструктивных сторонах конфликта.
Информационно-познавательная. Любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов. Конфликт стимулирует познание интересов, ценностей, позиции, сталкивающихся в противоборстве субъектов; высвечивает сущность социальных изменений, выраженных противоречием, лежащим в основе конфликта. Разногласия, дискуссии как формы конфликтного поведения способствуют поиску истины. В ходе и в результате взаимных столкновений социальные агенты лучше узнают друг друга, усваивают полезный с точки зрения каждой стороны опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения их взглядов и интересов. В процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет из себя каждая сторона, какие ценности (и ценности ли) она отстаивает.
Другая всеобщая функция конфликта — интегративная. Казалось бы, имеет место парадокс: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе. Однако такова реальная диалектика социума, где конфликт и интеграция неразрывно взаимосвязаны и постоянно меняются местами. Доминирование одного сменяется доминированием другого. Возникновение, развитие, а главное, разрешение конфликта сплачивает группы, сообщества, способствует гармонизации общественных отношений, стимулирует социализацию групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме.
Ещё одна из общих функции конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и другим объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
В моём классе произошёл один из наиболее распространённых в школьной
практике конфликтов: в классе появился новенький и группа его не приняла. Ежедневно один ребёнок уходил из школы с разбитым носом – так новичок самоутверждался. Что делать?!
С чего начинается технология разрешения конфликтов?
С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Итак, причины установлены: новый ученик не вписывается в сложившуюся систему отношений в группе.
Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
Первая формула конфликта:
Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - это значит:
- Устранить конфликтную ситуацию
- Исчерпать инцидент.
Вторая формула конфликта:
Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Данная формула дополняет первую, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для других. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с инцидентом. Чаще всего в школьной практике мы имеем дело с весьма растянутыми во времени конфликтами ( порой до нескольких лет) и большим количеством участников. Результаты работы над разрешением и предотвращение конфликтов видны в школьной практике уже на выпуске из школы. Радует то, что результат, как правило, весьма стойкий.
После проведения комплекса занятий, подобных предложенным ниже, ребята осознали, что новенький вовсе не плохой, он просто по-другому воспринимает мир. Осознание самобытности конфликтующих сторон было обоюдным и продуктивным. Все групповые дела стали выполняться совместно и (что очень ценно и немаловажно) тёплые отношения установились и за пределами школьных стен.
Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не привязанного к точке зрения ни одной стороны.
Стратегия предупреждения конфликтов предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность.
В этом учебном году в классе вновь появился новый ученик, точнее ученица и ситуация была готова вновь повториться. Первое, что было сделано – проведена беседа о ценности каждой личности и праве личности на саморазвитие. Затем вновь был организован цикл классных часов с использованием элементов психологических разгрузочных и ролевых игр , что позволило новенькой девочке раскрыться самой и показать на что она способна, то есть эти занятия позволили заявить о себе обеим сторонам. Таким образом, возможный конфликт был предотвращён ещё до его начала.
Предлагаю одно из занятий в серии мероприятий для ликвидации психологической отчужденности «новенького» и нивелирования психологического климата классного коллектива.
Занятие рассчитано на 45 минут примерный возраст - 6-7 класс
- Приветствие
- Здравствуйте! Сегодня не обычный классный час, а самый лучший классный час в мире, потому что здесь собрались самые лучшие ребята в мире. Итак, начнем.
- В качестве разминки педагог предлагает семиклассникам игру «Волшебный стул».
На «волшебный стул» приглашается один из участников игры : как только он садится на стул, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства. Присутствующие объявляют то, что видят их глаза.
Предполагается, что при этом ни один недостаток стул «высветить» не способен, зато все положительные стороны личности ярко представлены.
«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности (« эта дама, сидящая перед нами…», «этого господина мы видим…», « у этого юноши…»).
Через стул провести 2-3 ребят. (10 минут)
- Коллективное творческое дело «Театр-экспромт»
Класс делится на две группы. Сначала одна группа – актеры, другая – зрители.
Каждому участнику выдается карточка с именем его персонажа. Все герои
действуют, следуя «Голосу за кадром», который является главным говорящим персонажем, все остальные – в основном действуют, иногда немного говорят и издают звуки. (Персонажи обозначены прописной буквой)
Требования: много действий, события разворачиваются неожиданным и веселым образом. Итак, спектакль.
Голос за кадром:
- …Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пёс… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пёс отчаянно залаял… Цыган уводит Коня, Пёс заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьём в руках Хозяин… Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пёс прыгает от радости, Воробей летает вокруг, деревья шумят, Ветер продолжает завывать… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена, зовёт Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пёс, дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихонько ржёт… Занавес! (12-15 минут)
Актеры и зрители меняются местами и все повторяется вновь, только спектакль другой.
Голос за кадром:
-…Деревня, лето, ночь… Шумит и завывает, раскачивая Деревья, Ветер…
По дороге идет Житель деревни. Справа стоит Забор… Вдруг из-за Забора выбегает черный Кот, перебегает дорогу Жителю деревни, громко мяукает.
Житель деревни, испугавшись, вскрикивает… Кот бросается к одному из деревьев и стремительно влезает на Дерево, сидит там, наблюдая за Жителем.
Житель деревни тоже напуган. Он поворачивает, чтобы дойти до своего дома другой дорогой…
Из-за деревьев вылетает Сова, она кричит, пугает и Жителя, и Кота. Оба вновь вскрикивают - как могут.
Незадачливый Житель деревни теперь отправляется по третьей дороге к своему дому. Он опасливо идет, оглядывается, вздрагивает поминутно…
Наконец виден его Дом. Наш герой протягивает руку, чтобы открыть дверь. Возникает Призрак… «А-а, когда это все кончится?!» - вопит наш герой. А Призрак кружит вокруг него. Житель деревни в отчаянии, он обхватил голову руками и уже не ищет выхода из положения…
Из дома выбегает Хозяйка, жена нашего героя. В руках у нее полотенце. Она размахивает полотенцем, прогоняет Призрака. Тот прячется за угол Дома.
Наш герой рассказывает Хозяйке, своей жене, почему он так напуган… Призрак за углом повторяет его слова, как эхо, потихоньку подбирается снова к нашему герою. Хозяйка замечет его движение, машет полотенцем и грозно приказывает Призраку исчезнуть… тот собирается возражать. Но вдруг где-то вдали, за Домом, закричал Петух…. Призрак исчез навсегда.
Хозяйка утешает своего мужа, приглашает его в Дом. Обещает хорошее угощение. Оба уходят…Занавес! (12-15 минут)
- Рефлексия и подведение итогов.
- Мы сегодня вновь услышали много хорошего о некоторых ребятах (о тех, что сидели на «волшебном стуле») и увидели, что все ребята очень хорошие актеры. Почему всё так хорошо получилось? ( предположительно ребята ответят, что не знали, чем будут заниматься, но были настроены на игру; что их увлекло занятие; что учитель помог раскрыться и тому подобное)
- Ребята, весь мир театр, и все мы в нём актёры. Поэтому давайте сейчас перенесем свои ощущения и чувства из мира театра в мир реальный и увидим в людях только доброе, веселое, светлое. (5 минут)
До новых встреч!
Аннотация.
Сегодня, 20 января 2010 года можно подвести итоги проделанной работы по представленной программе. Девочка, о которой шла речь, за первое полугодие 11 класса получила всего три «тройки» , все остальные отметки - «четыре», не пропустила ни одного урока без уважительной причины и мечтает поступить в институт. В классе установились приятельские отношения абсолютно со всеми.
На мой взгляд, это лучшая рецензия и оценка моей работы и буду очень рада, если кто-то воспользуется приемами, описанными выше. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Школьные конфликты"
В данном уроке используется ролевая игра. Его необычность состоит в том, что сценарий игры создается прямо на уроке- на основе ситуации, а также текста, предлагаемых...
Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы
Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между вида...
ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Школьные конфликты
О школьных конфликтах...
Памятка родителям по участию в решении школьных конфликтов
Конфликт - это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Советы родителям в разрешении школьных конфликтов....
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».
Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...
От дружбы, до конфликта - один шаг. История одного школьного конфликта и выход из него.
Соперничество в конфликте, кто - кого было очевидно.Присутствующие, пытались направить разговор в конструктивное русло, но родители,ориентированные исключительно на свои интересы, как будт...