Школьные конфликты
материал по теме
Предварительный просмотр:
Марченко Марина Владимировна
Учитель математики
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический»
г. Таганрога
Школьные конфликты.
Для любого социального института, в том числе и для школы, равно как и для нашего лицея-интерната, характерны самые разнообразные конфликты. Несоответствие между отношением государства к проблемам образования и реальной образовательной политикой, снижение социального положения учителей, ухудшение материального обеспечения школ и зарплата учителя, которая не может обеспечить удовлетворения даже самых скромных потребностей - все эти объективные условия влияют на мировосприятие каждого учителя, являясь источником внутриличностного конфликта и ухудшая общее самочувствие педагога.
Часто учителя именно в этом видят основную причину конфликтности в школе, добавляя еще безразличие родителей к проблемам школы и воспитанию собственных детей.
Такие объяснения грешат определенной узостью и однобокостью, так как не учитывают влияния многочисленных психологических факторов на возникновение школьных конфликтов, как между учениками, так и между учениками и учителями.
Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно в школе важны благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику.
Современным детям необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими материальными и моральными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Это означает, что как учитель, так и классный руководитель – воспитатель должны обладать этим умением прежде всего.
Конфликтные дети наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что не могут управлять своими эмоциями. Пассивные в общении дети – это чаще всего те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в координации их поведенческого характера. В этом и заключается роль учителя-воспитателя.
В народном образовании выделяют четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель, администратор. В зависимости от того, какие из них вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов:
1) ученик – ученик
2) ученик – учитель
3) ученик – родитель
4) ученик – администратор
Конфликты в классе – это чаще всего конфликты между учениками, которые характерны для всех времен и народов. Можно сослаться на физиологически несформировавшуюся психику и ее регуляцию, отсюда выводить и неадекватность поступков, и их неосмысление. Но, на школьном этапе, а особенно в старших классах, идет формирование личности, причем не просто личности, а признанной личности, отсюда и конфликт за «Место в классе», т.е. возникает конфликт лидерства. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма и безжалостности.
Конфликты в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста: у старшеклассников формируются морально – этические критерии оценки сверстников и их поведения.
Конфликты между учителями и учащимися подросткового возраста особого рода, где целью одной стороны (подростка) является стремление заявить о себе как о личности, обладающей чувством собственного достоинства и требующей уважения, а целью противоположной стороны (учителя) - непризнание этих потребностей.
Другой особенностью школьных конфликтов можно считать неадекватность восприятия любой конфликтной ситуации. Если подростки мало задумываются об истинных причинах конфликтов, их оценка ситуации сводится, в основном, к констатации факта конфликта и внимание их будет сосредоточенно на поведении учителя в инциденте. Учителя также фиксируются на конфликтном поведении подростка, но при анализе конфликтной ситуации они склонны на него же возлагать вину за произошедшее, объясняя конфликт невоспитанностью, распущенностью, а в особо острых случаях даже наличием психических отклонений у возмутителя спокойствия. При этом собственное поведение расценивают как правильное, не замечая, что неосторожным попаданием в “зону наименьшего сопротивления в характере подростка вызывают протестные реакции, которыми и обусловлено его конфликтное поведение.
Наибольшее число конфликтов в диаде “учитель - ученик” случается в подростковом возрасте. На уроке учитель, как правило, ориентирован на нахождение и разбор ошибок. Гораздо реже он отмечает то, что удалось и еще реже высказывает это одобрение в виде собственного позитивного отношения. На уроках в старших классах в речи учителей чаще всего употребляются оценочные высказывания, причем преобладают негативные оценки. Учитель чаще фиксирует внимание на ошибках, нарушениях: “вы делаете медленно”, “не умеете слушать”, “ведете себя отвратительно”. Если он отмечает правильный ответ, то делает это неэмоционально и односложно. Почти не встречаются высказывания в форме поддержки, в особенности в отношении слабых учеников.
В случаях нарушения дисциплины педагогические высказывания, как правило, подтверждают ненормативное поведение либо имеют запретительный характер: “отвлекаешься”, “опять не слушаешь”, “прекрати”, “не болтай”. Часто учитель говорит однообразным громким голосом, с агрессивными интонациями, иронизирует.
Такой тип вербальных проявлений учителя способствует созданию напряженной, нервозной обстановки на уроке, что усложняет восприятие учебного материала и ведет к возникновению конфликтных ситуаций.
Частой причиной конфликтов в подростковом возрасте являются замечания учителей, касающиеся внешности подростка, особенно сделанные публично и усугубляющие переживания, связанные с характерной реакцией подросткового возраста, подростковой дисморфобией. Случается, учитель осуществляет воспитательное воздействие “загодя”, на всякий случай, когда нет проступка, подросток рассматривается как потенциальный нарушитель, особенно, если в его активе уже есть неблаговидные дела.
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания, важнейшим признаком которого можно назвать чувство взрослости, выражающееся в том, что подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. И в отношениях с товарищами главное состоит в их совместном стремлении быть признанными в мире взрослых.
Любой конфликт возникает там, где существует противоречия. В подростковом возрасте - это противоречие между растущим самосознанием взрослеющего человека и непризнанием его ни родителями, ни учителями. Вот почему именно взрослый и подросток чаще всего становятся конфликтующими сторонами, оппонентами в конфликте. Положение осложняется еще и тем, что вся власть в школе принадлежит взрослым.
Субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».
Чаще всего конфликт заканчивается проработкой в кабинете директора, вызовом родителей и тому подобным радикальными мерами, преследующими единственную цель - прекратить ненормативное, конфликтное поведение ученика. Таким образом, гасится только внешнее, поведенческое проявление конфликта. Противоречие же, лежащее в основе конфликта, которое состоит в невнимании к новым потребностям подростка, остается и образует почву для будущих конфликтов.
Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог — он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом.
Изжить конфликт в школе практически невозможно, а порой и не надо. Огромное влияние на интенсивность конфликтов, их деструктивность или конструктивность оказывают:
- Усвоение духовно – нравственных ценностей, что изменяет интенсивность конфликтов.
- Дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
- Личность учителя как образец для подражания (особенно в старших классах). Стили общения учителя – сотрудничество, опека, диктат. Сотрудничество обуславливает наиболее бесконфликтные отношения, чего не скажешь об опеке и особенно о диктате.
- Конфликт не должен остаться незамеченным. Учитель обязан урегулировать его. Ни в коем случае нельзя подавлять конфликт.
Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров в классе. Конфликты обязательно должны разрешаться. Недостаточное внимательное отношение к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам, что ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения. Но опыт показывает, что развивать и обогащать общение и коммуникацию, нормализовать отношения можно именно благодаря конфликтам. Чтобы выработать верное отношение к конфликтам, необходимо их изучить.
Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекратится, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
Педагогу следует помнить хотя бы три основных положения, разбирая конфликт:
- вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
- опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
- относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко.
Личностные типы учащихся и советы учителю:
Признак личностного типа и причины проявления | Рекомендации педагогу |
1. Педантичные – не уверены в себе, повышенная ответственность | Не давайте срочной работы, воспитывайте волю. |
2. Демонстративные – театральны: врет и верит сам. Бегство в болезнь. «Душа» конфликта. | Разоблачите хитрости, требуйте фактов. Учите считаться с другими. |
3. Возбудимые – импульсивны от неутоленных влечений. Запальчивы, грубы, взрываемы. Властны, нетерпимы, эгоистичны. | Объясните характер: пусть сдерживается. Переключите на физический труд. |
4. Застревающие – обидчивы, злопамятны, подозрительны, честолюбивы. В жизни – череда успехов и неудач. Враждебны к строгостям. | Последовательно предъявляйте одни и те же требования. |
5. Тревожные – пугливы, сторонятся сверстников. Их обижают, бьют. | Не будьте категоричны, подбадривайте, внушайте веру в успех. |
6. Гипертимики – оживлены, активны, веселы. | Переключайте на полезное дело. |
Замечу также, что конфликты одинаково тяжело переживаются обеими сторонами, но так, же одинаково, ни та, ни другая сторона не видят конструктивного способа разрешить конфликт или предотвратить его возникновение.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что любой школьный конфликт следует воспринимать, как повод дать ребенку очень важный жизненный опыт. Обучая ребенка разрешать сложные ситуации, вы делаете его уверенным в себе и стрессоустойчивым. Помните и о том, что большинство детей переносят свое отношение к учителю на преподаваемый им предмет. Помогая ребенку справиться с конфликтом, вы снимаете барьеры в обучении.
Изучение конфликтности в классе:
Было проведено анкетирование учащихся на оценку собственного поведения и выявление уровня конфликтности класса.
Оценка собственного поведения:
Типы стилей поведения | Количество – мальчики | Процент – мальчики | Количество – девочки | Процент - девочки | Всего | Процент |
А – жесткий | 4 | 40% | 3 | 17% | 7 | 25% |
Б – демократичный | 5 | 50% | 7 | 39% | 12 | 43% |
В – компромиссный | 1 | 10% | 6 | 33% | 7 | 25% |
Г – мягкий | - | - | 2 | 11% | 2 | 7% |
Д – уходящий | - | - | - | - | - | - |
Уровень конфликтности:
Баллы | Количество – мальчики | Процент – мальчики | Количество – девочки | Процент - девочки | Всего | Процент |
14 – 17 | - | - | - | - | - | - |
18 -20 | - | - | - | - | - | - |
21 – 23 | 1 | 14% | 1 | 9% | 2 | 11% |
24 – 26 | - | - | 2 | 18% | 2 | 11% |
27 – 29 | - | - | 1 | 9% | 1 | 5,5% |
30 – 32 | 3 | 43% | 5 | 46% | 8 | 44% |
33 – 35 | 2 | 29% | 2 | 18% | 4 | 22% |
36 – 38 | - | - | - | - | - | - |
39 – 42 | 1 | 14% | - | - | 1 | 5,5% |
14 – 17 – очень низкий |
18 -20 – низкий |
21 – 23 – ниже среднего |
24 – 26 – ближе к среднему |
27 – 29 – средний |
30 – 32 – ближе к среднему |
33 – 35 – выше среднего |
36 – 38 – высокий |
39 – 42 – очень высокий |
На основании проведенных исследований в классе, можно сказать, что преобладает демократичный стиль поведения учащихся и ближе к среднему уровень конфликтности в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Школьные конфликты"
В данном уроке используется ролевая игра. Его необычность состоит в том, что сценарий игры создается прямо на уроке- на основе ситуации, а также текста, предлагаемых...
Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы
Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между вида...
ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Памятка родителям по участию в решении школьных конфликтов
Конфликт - это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Советы родителям в разрешении школьных конфликтов....
Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"
Цель мастер-класса- ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...
Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"
Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....
От дружбы, до конфликта - один шаг. История одного школьного конфликта и выход из него.
Соперничество в конфликте, кто - кого было очевидно.Присутствующие, пытались направить разговор в конструктивное русло, но родители,ориентированные исключительно на свои интересы, как будт...