Классный час-презентация "М.Е.Евсевьев-просветитель мордовского народа"
классный час (7 класс) на тему
Знакомство с жизнью М.Е.Евсевьева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.e.evsevev_1.docx | 33.56 КБ |
evsevev_im.pptx | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
М.Е. Евсевьев - просветитель мордовского народа
Цель: воспитание на примере выдающегося ученого, историка, этнографа, просветителя мордовского народа любовь к Родине, к родному краю, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
1. развить творческий интерес, познавательную активность.
Воспитывающие:
- формирование устойчивого интереса к истории России.
2.воспитать любовь к Родине, к родному краю, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;
Ход мероприятия:
(слайд -фото)
Вступительное слово учителя.
В январе 2014-го года в Саранске прошли юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию Макара Евсевьевича Евсевьева. В Республиканском краеведческом музее открылась выставка, приуроченная к юбилею великого просветителя мордовского народа, на которой впервые представлены планшеты с образцами мордовской вышивки и редкие фотографии ученого.
Макар Евсевьевич Евсевьев является выдающимся учёным и просветителем эрзи и мокши. Это талантливый языковед, историк, этнограф. С его именем связан новый этап в развитии науки об истории и культуре мордвы, мордовской письменности, издание первых учебников, газет и другой литературы на мордовском языке, а также широкого распространения сети национальных мордовских школ. Одним из главных достижений Макара Евсевьевича Евсевьева - это подготовка национальных педагогических кадров,
(слайд -фото)
В мордовском селе Малые Кармалы, что в Ибресинском районе, впервые отмеченному в 1984 году Дню знаний особую торжественность придало открытие памятника знаменитому земляку, выдающемуся ученому просветителю Макару Евсевьевичу Евсевьеву.
Ученик.
Макар Евсевьевич родился в этом селении 18 января 1864 года. Семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о содержании и воспитании четырнадцати детей.
Они отличались незаурядными способностями, хорошей памятью, любили мордовскую народную музыку. Они хранили в своей памяти огромные богатства устно-поэтического творчества: хорошо знали и исполняли народные песни, сказки, легенды, предания. Ирина Петровна особенно хорошо знала мордовскую свадьбу. Свой знаменитый труд «Мордовскую свадьбу» Евсевьев записал в основном со слов своей матери.
Благодаря своим родителям - талантливым сказателям - с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.
Наступили школьные годы. Макара Евсевьевича. В деревне Малые Кармалы школы не было. Селу под угрозой штрафа и других кар предписывалось послать в школу двух мальчиков, которая находилась в 7 километрах от Малых Кармалов .
Выбор пал на семью Кабаевых, и маленький Макар Евсевьев стал учеником. Мальчик учился хорошо, проявлял интерес к знаниям, ученье для мальчика-мордвина в школе, где преподавание велось на русском языке было нелегким.
Ученик.
Там в 1876 году окончил начальное народное училище. Фамилию ему записали Евсевьев. Учитель советовал ему продолжить образование, но у отца было другое намерение – иметь рядом хорошего помощника. Деревенские дети в ту пору, как правило, мало учились.
В 1878 году, уже 14 летним юношей, благодаря настойчивости своей матери, Макар Евсевьевич Евсевьев успешно выдержал экзамены в Казанскую учительскую семинарию.
Пришел, как он сам рассказывал позднее, «с самыми скудными знаниями русского языка» и страстным желанием стать народным учителем.
В Казани он успешно осваивал теоретический курс семинарских наук. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам, увлекался филологией. Вместе с этим в семинарии М. Е. Евсевьев начал вести и исследовательскую работу. Он в совершенстве изучил русский, чувашский, татарский и мордовский (эрзянский и мокшанский) языки, знал латинский и греческий язык. В 1883 году Макар Евсевьевич Евсевьев с отличием окончил семинарию и как весьма преуспевающий в науках был удостоен права работать учителем начальной сельской школы .
С того времени началась его научно-педагогическая деятельность. «Он с успехом занимается научными работами по этнографии мордвы».
Евсевьев не забывал родные края, особенно Малые Кармалы, где в 1884 году начал записывать со слов матери свадебные причитания. В летнее время он добирался до самых отдаленных и глухих мордовских селений, где собирал языковой, фольклорный и этнографический материал.
Случалось, что его преследовали местные урядники и другие представители царской власти. Но он не боялся трудностей. В результате кропотливой работы получилась великолепная книга «Мордовская свадьба».
20 января 2014г. в Саранске состоялась презентация книги М.Е. Евсевьева "Мордовская свадьба", переизданная к 150-летнему юбилею ученого, педагога и просветителя.
Новое иллюстрированное издание содержит параллельный перевод с эрзянского на русский язык, множество красочных иллюстраций, фотографии, сделанные Макаром Евсевьевичем еще в 19 веке.
(слайд – свадьба 1 )
(слайд – свадьба 2 )
"Мордовская свадьба" – это выдающееся издание, которое рассказывает об элементах, обрядах и свадебных нарядах мордвы. Первый вариант "Свадьбы" М.Е. Евсевьев записал со слов матери Ирины Петровны, а затем дополнял информацией, полученной в фольклорных экспедициях в 38 эрзянских и 7 мокшанских селах, - рассказывает профессор Александр Лузгин.
- Значимость "Мордовской свадьбы" для мордовского народа сравнима с романом А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для русского народа, и значимость произведения Евсевьева со временем только растет, - говорит редактор книги Л.Н. Названова, - мы постарались сделать все, чтобы заинтересовать массового читателя творчеством Евсевьева. Новое издание, выпущенное тиражом 2 тысячи экземпляров, уже поступило в библиотеки Мордовии и регионы.
(слайд -фото)
Ученик.
Макар Евсевьевич был прекрасным учителем. Глубоко восприняв демократические идеи И. Н. Ульянова и других известных русских педагогов-новаторов, он настойчиво преодолевал недостатки в системе народного образования, отстаивал необходимость обучения в школах на родном языке, проявлял заботу о женском образовании.
Он был энергичный, интересующийся жизнью мордвы, заботился о просвещении своего народа. Это была его мечта – вывести мордву из темноты».
Во имя этой великой цели Макар Евсевьевич постоянно пополнял свои знания. Готовился к экзамену на звание учителя уездного училища, вольнослушателем окончил Казанский университет.
Участвуя в этнографических экспедициях в Казанской, Нижегородской, Симбирской и других губерниях, он серьезно изучал быт и культуру не только мордвы, но и других народов.
28 января 1912 года Евсевьев стал членом-сотрудником Русского географического общества. Он уже являлся внештатным научным сотрудником Петербургского русского этнографического музея. 9 февраля 1914 года его избрали действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сотрудничал в журнале «Живая страница», где, в частности, была опубликована его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии». Его этнографические материалы были отмечены в 1892 году серебряной, а в 1916-м – малой золотой медалями Русского географического общества.
Имя талантливого мордовского ученого стало известно не только в научных кругах России, но и за ее пределами. Представленный им альбом фотоснимков,
(слайд –Мир эрзи)
сделанных в мордовских, марийских, татарских, удмуртских, чувашских деревнях, был удостоен золотой медали Парижской международной выставки.
(слайд –фото)
Учитель.
Наиболее плодотворный характер деятельность Макара Евсевьевича Евсевьева обрела после Октябрьской революции. Будучи профессором, он преподавал в ряде высших учебных заведений и внес большой вклад в подготовку национальных кадров.
Ученый приложил немало стараний, чтобы о его народе знали как можно больше людей. С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания.
Евсевьев занимался переводческой деятельностью: именно он перевёл более 10 учебных книг. Он учавствовал в работе Центрального мордовского бюро и мордовской секции, занимался организацией периодических изданий на мордовском языке, редактировал первый номер газеты (Красная звезда). Он также являлся членом Комитета по изучению языковых и этнических культур народов СССР. Вышли из печати его книги (Эрзянские песни), (Эрзянские сказки), осуществил целостный подход к изучению эрзянского и мокшанского языков в монографиях «Основы мордовской грамматики». Длительный период он работал над «Эрзянско-русским словарем», но завершить полностью его не успел. Ему удалось осуществить целостный подход к изучению мордовских языков. М.Е. Евсевьева с полным правом считают создателем мордовской письменности.
Ученик.
У него много учеников и последователей, успешно продолжающих его дело. Велики научные заслуги Макара Евсевьевича. Биография ученого и сведения об основных направлениях его педагогической и научной работе приводятся и в трудах обобщающего характера таких как «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа», вышедшей в 2004 г., втором томе энциклопедии «Мордовия», первом выпуске биографического сборника «История Мордовии в лицах».
В Торбеевской районной библиотеке в 2014году открылась выставка под названием "Жизнь мордвы в фотографиях Макара Евсевьевича Евсевьева", посвященная 150-летию мордовского ученого и просветителя. В экспозиции представлено много фотографий, а также книг, учебников, написанных Макаром Евсевьевичем.
В рамках юбилея я провела классный час в 6А классе, на котором рассказала об ученом, который впервые показал и поднял глубинные пласты национальной истории, культуры, этнографии, языкознания, народной педагогики и психологии мордвы.
На уроках изобразительного искусства мы показываем мордовские костюмы, полотенце с мордовской вышевкой, интерьер избы, мордовский герб.
(слайд мордовочек)
Макар Евсевьевич Евсевьев хорошо владел искусством фотосъемки. Он разъезжал по деревням и селам, находил интересные сюжеты и стремился запечатлеть их в кадре.
В отзывах о неутомимой его деятельности отмечалось, что он заслуживал присвоения высокого звания Героя Труда. 9 июля 1930 года исполком Мордовской автономной области принял решение об установлении ученому персональной пенсии, обеспечении его квартирой в Москве и создании условий для дальнейшей работы.
(слайд- бюст)
Мордовский народ глубоко чтит память своего первого просветителя.
(слайд-МГПИ)
Его имя присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, улице в городе Саранске. Издано пятитомное собрание его трудов.
На его родине, в Малых Кармалах есть улица им. М.Е. Евсевьева. В средней школе собраны документы, книги, фотографии, воспоминания, освещающие его славный, насыщенный делами жизненный путь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы должны помнить, что народные учительские кадры – главные работники национального возрождения М. Е. Евсевьев Евсевьев Макар Евсевьевич 1864 - 1931
Женщина-эрзянка в костюме свахи. Пензенская губерния. Начало XX в. Фото М. Евсевьева .
Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве . Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева начала XX в.
М.Е. Евсевьев — первый учёный-энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов. Он положил начало широким русско-мордовским связям. Сотрудничал с филологами Ф.Д. Батюшковым, А. А. Шахматовым, Д. В. Бубрихом , этнографами Н. Ф. Катановым, И. Н. Смирновым, Б. Ф. Адлером, педагогами и методистами Н. А. Бобровниковым, Н. В. Никольским, И. С. Михеевым, финскими учёными Х. Паасоненом , А. Гейкелем и др.
Мир эрзи и мокши в фотографиях М. Е. Евсевьева .
С 1921 был профессором в вузах Казани и городах Поволжья. В 1886–1931 вел полевые этнографические, фольклорные и диалектологические исследования в Мордовии. Участвовал в подготовке национальных педагогических кадров, создании мордовской письменности. Был автором и издателем первых учебников на мордовском языке. Основные труды: «Основы мордовской грамматики» (1926), «Эрзянско-русский словарь» (1931).
Начало XX века. Из архива М. Евсевьева . Эрзянская семья
Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя. Старая Бессоновка Самарской обл. Фото М. Евсевьева , 1920-е гг.
Мокшане в праздничной одежде. Село Карсаевка Чембарского уезда Пензенской губернии. Фото М. Евсевьева . 1920-е гг.
Мордовочка в праздничном костюме Краснослободский уезд Пензенск.губ . Фото М. Евсевьева
Мокшанская семья села Анаево Зубово -Полянского района. 1920-е гг. Фото М. Евсевьева .
Мокшанская семья Фото М. Евсевьева .
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация курсовой работы "Традиции и культура мордовского народа на уроках трудового обучения"
...
Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.
Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....
Тема мордовского народа в творчестве М.Горького
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Самоанализ урока "Тема мордовского народа в творчестве М.Горького"
Самоанализ урока...
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства
Материалы для оформления стенда в кабинете истории...
Классный час, посвященный единению Мордовского народа с Россией "Россия и Мордовия – 1000 лет согласия и созидания"
Памятник "Навеки с Россией", г. Саранск. Сооружён в 1986 г. "1000-летие пребывания мордовского народа в сост...
Консультация для родителей."Мордовский фольклор как средство развития детей" (в рамках проектной деятельности "Традиции и обычаи мордовского народа")
Мордовский фольклор как средство развития детей....