Классный час-презентация "М.Е.Евсевьев-просветитель мордовского народа"
классный час (7 класс) на тему

Минеева Светлана Анатольевна

Знакомство с жизнью М.Е.Евсевьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.e.evsevev_1.docx33.56 КБ
Файл evsevev_im.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

           М.Е. Евсевьев - просветитель мордовского народа

Цель: воспитание на примере выдающегося ученого, историка, этнографа, просветителя мордовского народа любовь к Родине, к родному краю, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

1. развить творческий интерес, познавательную активность.

Воспитывающие:

  1. формирование устойчивого интереса к истории России.

            2.воспитать любовь к Родине, к родному краю, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;

Ход мероприятия:

(слайд -фото)

Вступительное слово учителя.

В январе 2014-го  года в Саранске прошли юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию Макара Евсевьевича Евсевьева. В Республиканском краеведческом музее открылась выставка, приуроченная к юбилею великого просветителя мордовского народа, на которой впервые  представлены планшеты с образцами мордовской вышивки и редкие фотографии ученого.

Макар Евсевьевич Евсевьев является выдающимся учёным и просветителем эрзи и мокши. Это талантливый языковед, историк, этнограф. С его именем связан новый этап в развитии науки об истории и культуре мордвы, мордовской письменности, издание первых учебников, газет и другой литературы на мордовском языке, а также широкого распространения сети национальных мордовских школ. Одним из главных достижений Макара Евсевьевича Евсевьева - это подготовка национальных педагогических кадров,

(слайд -фото)

В мордовском селе Малые Кармалы, что в Ибресинском районе, впервые отмеченному в 1984 году Дню знаний особую торжественность  придало открытие памятника знаменитому земляку, выдающемуся ученому просветителю Макару Евсевьевичу Евсевьеву.

Ученик.        

Макар Евсевьевич родился в этом селении 18  января 1864 года. Семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о содержании и воспитании четырнадцати детей.  

Они отличались незаурядными способностями, хорошей памятью, любили мордовскую народную музыку. Они хранили в своей памяти огромные богатства устно-поэтического творчества: хорошо знали и исполняли народные песни, сказки, легенды, предания. Ирина Петровна особенно хорошо знала мордовскую свадьбу. Свой знаменитый труд «Мордовскую свадьбу» Евсевьев записал в основном со слов своей матери.

Благодаря своим родителям - талантливым сказателям - с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.

Наступили школьные годы. Макара Евсевьевича.  В деревне Малые Кармалы школы не было. Селу под угрозой штрафа и других кар предписывалось послать в школу двух мальчиков, которая находилась в 7 километрах от Малых Кармалов .

Выбор пал на семью Кабаевых, и маленький Макар Евсевьев стал учеником. Мальчик учился хорошо, проявлял интерес к знаниям, ученье для мальчика-мордвина в школе, где преподавание велось на русском языке было нелегким.

Ученик.                

Там в 1876 году окончил начальное народное училище. Фамилию ему записали Евсевьев. Учитель советовал ему продолжить образование, но у отца было другое намерение – иметь рядом хорошего помощника. Деревенские дети в ту пору, как правило, мало учились.

В 1878 году, уже 14 летним юношей, благодаря настойчивости своей матери, Макар Евсевьевич Евсевьев успешно выдержал экзамены в Казанскую учительскую семинарию.

Пришел, как он сам рассказывал позднее, «с самыми скудными знаниями русского языка» и страстным желанием стать народным учителем.

В Казани он успешно осваивал теоретический курс семинарских наук. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам, увлекался филологией. Вместе с этим в семинарии М. Е. Евсевьев начал вести и исследовательскую работу. Он в совершенстве изучил русский, чувашский, татарский и мордовский (эрзянский и мокшанский) языки, знал латинский и греческий язык.   В 1883 году Макар Евсевьевич Евсевьев с отличием окончил семинарию и как весьма преуспевающий в науках был удостоен права работать учителем начальной сельской школы .

С того времени началась его научно-педагогическая деятельность. «Он с успехом занимается  научными работами по этнографии мордвы».

Евсевьев не забывал родные края, особенно Малые Кармалы, где в 1884 году начал записывать со слов матери свадебные причитания. В летнее время он добирался до самых отдаленных и глухих мордовских селений, где собирал языковой, фольклорный и этнографический материал.

 Случалось, что его преследовали местные урядники и другие представители царской власти. Но он не боялся трудностей. В результате кропотливой работы получилась великолепная книга «Мордовская свадьба».


20 января 2014г. в Саранске состоялась презентация книги М.Е. Евсевьева "Мордовская свадьба", переизданная к 150-летнему юбилею ученого, педагога и просветителя.

  Новое иллюстрированное издание содержит параллельный перевод с эрзянского на русский язык, множество красочных иллюстраций, фотографии, сделанные Макаром Евсевьевичем еще в 19 веке.

 

(слайд – свадьба 1 )

(слайд – свадьба 2 ) 
"Мордовская свадьба" – это выдающееся издание, которое рассказывает об элементах, обрядах и свадебных нарядах мордвы. Первый вариант "Свадьбы" М.Е. Евсевьев записал со слов матери Ирины Петровны, а затем дополнял информацией, полученной в фольклорных экспедициях в 38 эрзянских и 7 мокшанских селах, - рассказывает профессор Александр Лузгин.

- Значимость "Мордовской свадьбы" для мордовского народа сравнима с романом А.С. Пушкина "Евгений Онегин" для русского народа, и значимость произведения Евсевьева со временем только растет, - говорит редактор книги Л.Н. Названова, - мы постарались сделать все, чтобы заинтересовать массового читателя творчеством Евсевьева. Новое издание, выпущенное тиражом 2 тысячи экземпляров, уже поступило в библиотеки Мордовии и регионы.

 (слайд -фото)

Ученик.        

Макар Евсевьевич был прекрасным учителем. Глубоко восприняв демократические идеи И. Н. Ульянова и других известных русских педагогов-новаторов, он настойчиво преодолевал недостатки в  системе народного образования, отстаивал необходимость обучения в школах на родном языке, проявлял заботу о женском образовании.

Он был энергичный, интересующийся жизнью мордвы, заботился о просвещении своего народа. Это была его мечта – вывести мордву из темноты».

Во имя этой великой цели Макар Евсевьевич постоянно пополнял свои знания. Готовился к экзамену на звание учителя уездного училища, вольнослушателем окончил Казанский университет.

Участвуя в этнографических экспедициях в Казанской, Нижегородской, Симбирской и других губерниях, он серьезно изучал быт и культуру не только мордвы, но и других народов.

28 января  1912 года Евсевьев стал членом-сотрудником Русского географического общества. Он уже являлся внештатным научным сотрудником Петербургского русского этнографического музея. 9 февраля 1914 года его избрали действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сотрудничал в журнале «Живая страница», где, в частности, была опубликована его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии». Его этнографические материалы были отмечены в 1892 году серебряной, а в 1916-м – малой золотой медалями Русского географического общества.

Имя талантливого мордовского ученого стало известно не только в научных кругах России, но и за ее пределами. Представленный им альбом фотоснимков,

(слайд –Мир эрзи)

 сделанных в мордовских, марийских, татарских, удмуртских, чувашских деревнях, был удостоен золотой медали Парижской международной выставки.

(слайд –фото)

Учитель.

Наиболее плодотворный характер деятельность Макара  Евсевьевича Евсевьева обрела после Октябрьской революции. Будучи профессором, он преподавал в ряде высших учебных заведений и внес большой вклад в подготовку национальных кадров.

Ученый приложил немало стараний, чтобы о его народе знали как можно больше людей. С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания.

   Евсевьев занимался переводческой деятельностью: именно он перевёл более 10 учебных книг.  Он учавствовал в работе Центрального мордовского бюро и мордовской секции, занимался организацией периодических изданий на мордовском языке, редактировал первый номер газеты (Красная звезда). Он также являлся членом Комитета по изучению языковых и этнических культур народов СССР. Вышли из печати его книги (Эрзянские песни), (Эрзянские сказки), осуществил целостный подход к изучению эрзянского и мокшанского языков в монографиях «Основы мордовской грамматики». Длительный период он работал над «Эрзянско-русским словарем», но завершить полностью его не успел. Ему удалось осуществить целостный подход к изучению мордовских языков. М.Е. Евсевьева с полным правом считают создателем мордовской письменности.

Ученик.

У него много учеников и последователей, успешно продолжающих его дело. Велики научные заслуги Макара Евсевьевича. Биография ученого и сведения об основных направлениях его педагогической и научной работе приводятся и в трудах обобщающего характера таких как «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа», вышедшей в 2004 г.,            втором томе энциклопедии «Мордовия»,                                                                         первом выпуске биографического сборника «История Мордовии в лицах».

В Торбеевской районной библиотеке в 2014году открылась выставка под названием "Жизнь мордвы в фотографиях Макара Евсевьевича  Евсевьева", посвященная 150-летию мордовского ученого и просветителя. В экспозиции представлено много фотографий, а также книг, учебников, написанных Макаром Евсевьевичем.

В рамках юбилея  я провела классный час в 6А классе, на котором рассказала об ученом, который впервые показал и поднял глубинные пласты национальной истории, культуры, этнографии, языкознания, народной педагогики и психологии мордвы.

На уроках изобразительного искусства мы показываем мордовские костюмы, полотенце с мордовской вышевкой, интерьер избы, мордовский герб.

(слайд мордовочек)

Макар Евсевьевич  Евсевьев хорошо владел искусством фотосъемки. Он разъезжал по деревням и селам,  находил интересные сюжеты и стремился запечатлеть их в кадре.

В отзывах о неутомимой его деятельности отмечалось, что он заслуживал присвоения высокого звания Героя Труда. 9 июля 1930 года исполком Мордовской автономной области принял решение об установлении ученому персональной пенсии, обеспечении его квартирой в Москве и создании условий для дальнейшей работы.

(слайд- бюст)

Мордовский народ глубоко чтит память своего первого просветителя.

(слайд-МГПИ)

 Его имя присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, улице в городе Саранске. Издано пятитомное собрание его трудов.

На его родине, в Малых Кармалах есть улица им. М.Е. Евсевьева. В средней школе собраны документы, книги, фотографии, воспоминания, освещающие его славный, насыщенный делами жизненный путь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фото М. Евсевьева , 1920-е гг. Известный исследователь этнографии

Слайд 2

Мы должны помнить, что народные учительские кадры – главные работники национального возрождения М. Е. Евсевьев Евсевьев Макар Евсевьевич 1864 - 1931

Слайд 3

Женщина-эрзянка в костюме свахи. Пензенская губерния. Начало XX в. Фото М. Евсевьева .

Слайд 4

Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве . Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева начала XX в.

Слайд 5

М.Е. Евсевьев — первый учёный-энциклопедист и просветитель эрзянского и мокшанского народов. Он положил начало широким русско-мордовским связям. Сотрудничал с филологами Ф.Д. Батюшковым, А. А. Шахматовым, Д. В. Бубрихом , этнографами Н. Ф. Катановым, И. Н. Смирновым, Б. Ф. Адлером, педагогами и методистами Н. А. Бобровниковым, Н. В. Никольским, И. С. Михеевым, финскими учёными Х. Паасоненом , А. Гейкелем и др.

Слайд 6

Мир эрзи и мокши в фотографиях М. Е. Евсевьева .

Слайд 7

С 1921 был профессором в вузах Казани и городах Поволжья. В 1886–1931 вел полевые этнографические, фольклорные и диалектологические исследования в Мордовии. Участвовал в подготовке национальных педагогических кадров, создании мордовской письменности. Был автором и издателем первых учебников на мордовском языке. Основные труды: «Основы мордовской грамматики» (1926), «Эрзянско-русский словарь» (1931).

Слайд 8

Начало XX века. Из архива М. Евсевьева . Эрзянская семья

Слайд 9

Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя. Старая Бессоновка Самарской обл. Фото М. Евсевьева , 1920-е гг.

Слайд 10

Мокшане в праздничной одежде. Село Карсаевка Чембарского уезда Пензенской губернии. Фото М. Евсевьева . 1920-е гг.

Слайд 11

Мордовочка в праздничном костюме Краснослободский уезд Пензенск.губ . Фото М. Евсевьева

Слайд 12

Мокшанская семья села Анаево Зубово -Полянского района. 1920-е гг. Фото М. Евсевьева .

Слайд 13

Мокшанская семья Фото М. Евсевьева .

Слайд 15

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.

Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....

Тема мордовского народа в творчестве М.Горького

Урок внеклассного чтения в 7 классе....

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Классный час, посвященный единению Мордовского народа с Россией "Россия и Мордовия – 1000 лет согласия и созидания"

Памятник "Навеки с Россией", г. Саранск. Сооружён в 1986 г.             "1000-летие пребывания мордовского народа в сост...