Внеклассное мероприятие "Безопасное электричество"
классный час (5 класс) на тему

Невструева Татьяна Александровна

Интерактивное познавательно-игровое представление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий113 КБ
Файл викторина2.29 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. БЕЛГОРОДА

Конкурс «Лучший урок по электробезопасности»  

Номинация «Лучшее мероприятие  по электробезопасности во внеурочное время в основной и старшей школе»

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

Автор разработки мероприятия:

 учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса

МБОУ СОШ №7 г. Белгорода,

Невструева Татьяна Александровна

 Белгород – 2014

Содержание

  1. Самоанализ темы
  2. План внеурочного мероприятия
  3. Библиографический список
  4. Методические рекомендации
  5. Приложение

Самоанализ темы

Интерактивное познавательно-игровое представление «Безопасное электричество» разработано в целях профилактики  детских электротравм в быту и вне дома.

Мероприятие помогает помочь юным участникам понять, как правильно пользоваться бытовыми электроприборами и как вести себя в нестандартных и опасных ситуациях дома и на улице.

Отличие мероприятия от обычной лекции или беседы по правилам электробезопасности заключается в том, что детям предлагается закрепить полученные знания. Для этого в представлении используются увлекательные игры, викторины, загадки.

Мероприятие разработано с учетом того, что многие пятиклассники являются аудиалами, некоторые визуалами, а некоторые кинестетиками. Поэтому в разработке использованы различные методы, помогающие усвоить информацию, к примеру, такие как устные загадки и правила безопасности, слайдовая викторина и интерактивные познавательные игры.

План внеурочного мероприятия

Тема: Мероприятие  по электробезопасности во внеурочное время

 в основной и старшей школе

Класс: 5

Цели внеурочного мероприятия:

  • расширить и укрепить знания школьников об электрической энергии и опасности, которую она несет;
  • подробно ознакомить с ролью электричества в быту и вне дома;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами.

Тип внеурочного мероприятия:

 Интерактивное познавательно-игровое представление

Структура внеурочного мероприятия:

  1. Знакомство с темой и целями мероприятия
  2. Интерактивная познавательная театрализованная

 часть мероприятия

  1. Игровая рефлексионная часть мероприятия

Продолжительность мероприятия  30-40  минут с учетом показа слайдов и интерактивных игр.

Материально-техническое оснащение внеурочного мероприятия:

  1. Костюмы участников театрализованной части мероприятия
  2. Интерактивная викторина, выводимая на экран

 с помощью проектора и ПК

  1. Музыкальное оформление

Ход внеурочного мероприятия

  1. Знакомство с темой и целями мероприятия

Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Вы будете участвовать в познавательно-игровом представлении. А тему сегодняшнего мероприятия вы узнаете, отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …  (электричество)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.  (Электрический ток)

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груши,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.  (Лампочка)

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается.

(Электричество)

Ведущий:  Правильно, сегодня мы познакомимся с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами.

  1. Познавательная театрализованная часть мероприятия

Ведущий: Ребята, скажите, знаете ли вы, как электричество попадает в наши дома?

Электричество проделывает очень сложный и долгий путь от электростанций к нашим домам, поступая по линиям электропередачи. Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него. Телевизоры, холодильники, чайники, магнитофоны, компьютеры, утюги, кондиционеры – все это не может работать без электричества.

(Звучит музыка, появляется «Розетка»)

Розетка: Вот интересно, значит, электричество само по себе -раз!- и в утюг влезло…..а обо мне вы забыли?! Без меня никак нельзя!!! Ребята, вы знаете, кто я такая?

 (Дети отвечают)

Розетка: Ну, хорошо, что узнали… Ребята, а какие вы знаете электроприборы? Отгадайте загадки!

В полотняной стране,

по реке-простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Шипит, как паровоз,

А красоту волосам дает всерьез. (Фен)

Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.

– Что общего между всеми этими предметами?

(Они работают от электричества)

Розетка: Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Порой она может быть очень опасной для жизни, может нанести серьезную травму, ожог.

(Звучит музыка, выбегают два «хулигана»)

1 хулиган: Ха-ха-ха! Электричество опасно?! Да ни капельки!!!

2 хулиган: Вот послушайте, что мы вам расскажем об электричестве!

(Звучат «Вредные советы от хулигана»)

1 хулиган:

 Про электробезопасность расскажу вам, братцы, вкратце,
Электричество – не монстр, и не бойтесь вы его,
Не нужна здесь осторожность, ни к чему предохраняться,
Смело с ним вы обращайтесь – это знают все давно.

2 хулиган: 

Если где-то ты увидишь поврежденную розетку,
Или провод оголенный - никому не говори.
Заземли себя покрепче, сунь в розетку свои пальцы -
Ты увидишь космос раньше, чем промолвишь: «Раз-два-три!»

1 хулиган: 

Если ты, идешь из школы, утомленный и усталый,
И от скуки изнывая, увидал электрощит,
А на нем висит табличка, что "работают там люди",
Ты сними ее скорее и рубильник подключи.

2 хулиган: 

Если где-то ты увидел с проводами поврежденья,
Не шуми и не волнуйся, не переходи на крик,
Ну а чтоб узнать точнее – есть, иль нет там напряжение,
Ты не трогай их руками, а попробуй на язык.

(Звучит музыка, выбегает «оборванный кабель», в хулиганов бросает «искры», мальчики с криками убегают)

Кабель: Ну до чего же глупые и вредные советы вам дали эти хулиганы!!!

Разве можно так себя вести с электричеством? Я вот, к примеру, сам себя боюсь… Ребята, может, кто-то из вас знает, что мне сделать, как вылечиться… поранили меня неумелые руки и теперь у меня искры летят во все стороны…

Розетка: дорогой кабель, тебя нужно забинтовать… только вот чем?

(Ребята подсказывают, что нужна изоляционная лента)

Кабель: Да-да, только это лучше пусть сделает умелый взрослый человек, только ему я могу доверить вылечить меня! Не скучайте, я скоро вернусь!

(Кабель уходит с изолентой)

Ведущий: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить  десять «НЕЛЬЗЯ».

Кто знает, как нужно обращаться с электроприборами?  Как вести себя рядом с линиями электропередачи и электроподстанциями?

Дома:

-Нельзя тянуть вилку из розетки за провод;

-Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками;

-Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными в розетку;

На улице:

-Нельзя разжигать костры, складывать воспламеняющиеся предметы под проводами;

-Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи;

-Нельзя запускать воздушных змеев и планеры возле энергообъектов;

-Нельзя забрасывать какие-либо предметы на провода и трансформаторы;

-Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций и электрощиты на лестничных площадках, играть вблизи энергообъектов;

- Нельзя во время грозы купаться в водоемах, прятаться под деревьями, надо идти домой;

-Нельзя залезать на опоры линий электропередачи, подходить к оборванному проводу ближе, чем на 8 метров.

И еще нужно запомнить: если вы увидели, что кто-то попал под действие электрического тока, немедленно позовите на помощь взрослых.

  1. Игровая рефлексионная часть мероприятия

Ведущий: Давайте пофантазируем, что будет, если электричества не станет. И не в нескольких домах, а во всем городе, и не на пару часов, а на недельку.

Делаем вывод, что электричество нам нужно и полезно. Электричество – это уют, удобство, комфорт, и без него сегодня невозможна современная жизнь. Без электричества не было бы компьютеров, радио и телевидения, человек не полетел бы в космос.

Ток создают электроны – маленькие-маленькие частицы. Электроны любят толкаться, причём научились толкать друг друга даже на большом расстоянии. Чем ближе один электрон к другому подходит, тем сильнее они друг от друга отталкиваются: подскочат друг к другу, оттолкнутся и снова разлетятся в разные стороны. Когда таких свободных электронов собирается в каком-то предмете много, они мечутся по нему, ищут, как бы разбежаться, и, если дорожка находится, бегут по ней, сломя голову, как ручеёк под горку. Такие дорожки для электронов вы видели много раз: это провод.

(Выходит «вылеченный» кабель, ведущий указывает на него)

Ведущий: Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, маленьких проволочек. Вот по этим проволочкам ток и попадает в розетки, а затем в электроприборы.

Кабель: Ребята, давайте попробуем изобразить электрический ток!

Интерактивная игра «Шустрые электроны»

(Часть ребят берутся за руки и изображают провод. На одном краю – Розетка с вилкой и тройником, на другом – Кабель с фонариком. Когда втыкаем вилку в розетку, электроны бегают вокруг провода, дети пускают электрическую волну, фонарик загорается. Когда выключаем – фонарик тухнет. Говорим, что ребята бегали быстро, а электроны – в миллионы раз быстрее, так быстро, что создают реку невидимого огня – электрический ток.)

Ведущий: Но самое страшное, что опасность невозможно заметить, потому что.. можем мы увидеть электричество? Попробовать его на вкус? Почувствовать его запах? Нет. То, что мы видим свет, слышим гудение прибора и даже иногда запах паленого провода – это всего лишь результат работы, которую проводит электричество. Электричество – вещь серьезная, и шутить с ним нельзя.

Некоторые предметы могут замораживать, останавливать наши маленькие электроны. Они защищают нас от электричества. 

 Это дерево, воздух, резина, пластмасса – электричество вязнет в них и ток по ним не идет. Поэтому каски монтеров делают из пластмассы, ручки отверток и прочего железного инвентаря – из резины, монтеров тоже защищают перчатки и сапоги из толстой резины. Такие предметы называются изоляторы – потому что они изолируют, отделяют все, что может ударить электричеством, от человека, делают его безопасным.

А какие предметы усиливают действие электричества? Это вода, земля и металл – по ним оно несется с удвоенной силой, как камни по ледяной горке. Если по этим предметам идет электричество, мы ни при каких условиях их не трогаем и к ним не приближаемся! Эти предметы называются «проводниками» – потому что они легко проводят электричество.

Поэтому провода и вилки розеток делают из металла, чтобы ток шел по ним быстрее и ему ничего не мешало. А штепсель делается из резины, розетку – из пластмассы, провода заключают в пластмассовую обмотку. Все это защищает нас от удара током. Поэтому когда засовываем вилку в розетку, мы никогда не трогаем металлические части и не засовываем ничего внутрь.

Розетка:   Что случается с теми, кто не выполняет эти правила? Давайте разомнемся и немножко поиграем! У нас есть мячик-говорун. Мы начинаем фразу, тот, кто ловит мяч – заканчивает! 

Игра «Мячик-говорун» (кидаем тому, кто должен закончить фразу)

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар (в квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил(утюг)

Красный отблеск побежал.
Кто с розеткою (играл)

Помни каждый гражданин это номер (ноль один)

Дым увидел – не зевай и пожарных(вызывай)

Чтоб не кончилось бедой, Ток нельзя тушить.. (водой.)

Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки (вытирать)

Кабель: А теперь представим ситуацию. Прошла гроза, вы вышли во двор подышать свежим воздухом… И видите, что дерево упало на провода и оборвало их оборванные провода концом касается земли. Как вы думаете, это опасно? Что вы будете делать?

(Ребята пытаются дать ответ)

Ведущий: Если провод порвется и упадет, ток по нему продолжает идти, но он уходит в землю, и по ней разливается электрическая лужа. Лужа невидимая, но очень опасная. Стоит человеку сделать шаг внутрь невидимого круга, попадаешь под действие очень сильного электричества. На краю круга человек упадет в обморок, а ближе к центру – может умереть на месте. Поэтому к проводу ни в коем случае нельзя подходить поближе, убирать его с дороги – наоборот нужно отойти как можно дальше. Насколько же дальше нужно отойти? На 8 метров! Если в углу лежит провод, как далеко вы бы отошли от него?

 (Двигательная активность: дети встают в цепочку, раскинув руки, измеряем живую цепь, пока она не достигнет длины 8 м)

Давайте все встанем. По очереди первый, второй… нам нужен еще один… Стоп! Вот как далеко нужно отходить от оборванного провода.

Есть еще один секрет. Нельзя обходить провод обычным шагом. Когда по земле идет электричество, чем шире человек шагает, тем сильнее его ударит током. А почему? Помните, мы говорили, что электроны толкаются беспорядочно и как только находят дорожку, устремляются все туда. Такую дорожку они прокладывают человеку по ногам: электричество заходит в одну ногу и выходит через вторую. Это очень больно, больнее, чем кипяток. Наша задача – не дать электричеству проскочить между ногами. Но как можно обмануть ток? Нужно притвориться, что у нас одна нога.

Как это сделать? Можно прыгать на одной ноге. Но если потерять равновесие и коснуться второй ногой или рукой земли, нас ждет неминуемый удар током, потому что электричество тут же проложит по телу дорожку.

Обходить нужно специальным шагом. Таким шагом шпионы проникают на секретные объекты, охраняемые электричеством. Нужно идти гуськом, мелкими-мелкими шагами, не отрывать ноги от земли и друг от друга. Плотно приставляем ноги, чтобы между ними не было щелочки – как будто у нас одна нога – и та приросла к земле. Поэтому самый надежный способ – обходить провод специальным шагом.

(Двигательная активность: все вместе идем гуськом, поправляем тех, у кого неправильно получается).

Розетка: Кстати, во время грозы бывает молния, а это тоже электричество! Поэтому в грозу нельзя купаться в водоеме и даже пользоваться сотовым телефоном! А если вы увидели, что кого-то ударило молнией, нужно сразу же вызвать «Скорую помощь», но самому подходить к пострадавшему нельзя!

Ведущий: Ребята, а сейчас мы проверим, как вы запомнили всё то, о чем мы сегодня говорили!

Проведем викторину.

(На экран с помощью ПК выводится интерактивная викторина «Подружись с электричеством»)

Ведущий: Молодцы! Вы все запомнили правила электробезопасности!

Кстати, наш земляк, белгородский поэт и писатель Вячеслав Колесник написал целую книжку стихов для детей об электробезопасности. Книга называется «Энерголандия». Давайте все вместе споем песенку на стихи Вячеслава Колесника, и запомним, что электричество может быть безопасным только в аккуратных, и умелых руках.

В стране Энерголандии –

Сияет дивный свет,

В стране Энерголандии –

Чего здесь только нет!

Приборов электрических

Полезных тут не счесть.

Светильники, паяльники,

Духовки, люстры, чайники

Видны повсюду здесь.

Страна Энерголандия –

В ней так уютно жить!

Но жить ещё комфортнее

Тем, кто готов с законами

Страны этой дружить!

Ведущий: Спасибо, ребята, за активное участие в нашем мероприятии! Помните о правилах электробезопасности! Будьте здоровы и счастливы!

Библиографический список:

  1. Вячеслав Колесник. Энерголандия. Стихи для детей по энергобезопасности. МРСК-ЦЕНТРА, 2013 г.
  2. Портал о безопасном электричестве. http://clients.mrsksevzap.ru/podryjis_s_elektrichestvom
  3. Правила электробезопасности детям. http://www.moesk.ru/press/dobroeel/pravila/Pravila%20elektrobezopasnosti%20detyam.php

Методические рекомендации

Для мероприятия следует подобрать просторное помещение с экраном и проектором для викторины.

Для успешного проведения мероприятия следует подготовить группу учащихся, которые будут исполнять роли Розетки, Кабеля и Хулиганов.

Во время игр следует задействовать всех присутствующих детей.

Исполнение песни идет под гитару (аккомпанемент ведущего), текст песни должен быть размножен на всех участников мероприятия.

Приложение

  1. Викторина на DVD-диске вместе с видеофайлом мероприятия.
  2. Музыкальные файлы для сопровождения выхода участников театрализованной части мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике "Путешествие по старне "Электричества и магнетизма"

Данную разработку можно использовать при проведении недели физики....

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Занятие курса "Физика вокруг нас" 6 кл. Тема: "Загадки электричества"

Конспект занятия пропедевтического курса "Физика вокруг нас" по теме "Загадки электричеста" для учащихся 6 класса с указанием этапов занятия и распределением времени. Занятие проводится в сопровождени...

Урок "Законы электричества служат людям"

Интегрированный урок, который построен на использовании материала по физике и биологии. Данный урок был опубликован в учебно-методическом пособии "Интегрированные занятия по биологии и физике" (авторы...

Удивительное электричество.

Урок турнир при обобщении темы «Электрические явления»....

презентация "Обобщающий урок по электричеству"

Обобщающий урок по электричеству в 8 классе в форме презентации. ...

Знатоки электричества. Внеклассное мероприятие 8 класс.

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс....