классный час на тему "Умей властвовать собой"
классный час (10 класс) на тему

Мищенко Светлана Анатольевна

для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Белгорода

Классный час

Автор: Мищенко Светлана Анатольевна

Учитель информатики и ИКТ

2013


ТЕМА«УМЕЙТЕ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ….

Класс – 10-ый

 Цель: дать понятие о стрессе, научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях, выработать умение спокойно выслушать собеседника, что поможет учащимся привлечь людей на свою сторону, убедить в своей правоте, стать толерантными по отношению к другим.  

Ход классного часа

Ребята! Сегодня мы поговорим о самовоспитании. Попрошу вас высказать своё мнение по теме классного часа. Значим ли для вас эта проблема? Нужно ли заниматься самовоспитанием и для чего это нужно делать?

       Подытоживая ответы учащихся, учитель обращает их внимание на написанное на доске определение: «Самовоспитание – это деятельность направленная на совершенствование своей личности». Самовоспитание необходимо не только для развития в себе высоких нравственных и профессиональных качеств, но и для того, чтобы суметь исполбзовать громадные резервы нашего мозга и тела. Из чего складывается система самовоспитания?  Прежде всего необходимо выбрать себе достойную цель. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту сумеете обрести важное качество — целеустремлённость.

        Вы живете в мире постоянно меняющихся обстоятельсят, событий, ситуаций, взаимодействие с которыми заставляет вас реагировать, чувствовать, принимать решения, действовать — управлять собой, регулировать свои отношения с внешней средой.

        Люди и обстоятельства, которые отравляют вам жизнь: вы выходите из себя, совершаете ошибки, вступаете в конфликт. Как уравновесить себя, научиться не поддаваться чрезмерным эмоциям, не выбиваться из колеи, обрести власть над своими «Я»?  И глядя и анализируя действия и поступки, можно установить простейшую связь

       Для нравственного самовоспитания одной целеустремлённости недостаточно, необходимо развивать свою волю.

       Обратить внимание учащихся на определение, записанное на доске: «Воля – это способность человека к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления».

       Волевой человек – это человек с твёрдым характером. Самая большая победа – это победа над самим собой. Человек должен быть хозяином своей воли.

       Приходилось ли вам проявлять свою волю?

       Знакома ли вам такая ситуация: трое ребят, одинаково недолюбливают геометрию:

- Володя выполнил домашнее задание по этому предмету в первую очередь.

- Дима начал готовить урок, придя вечером после тренировки.

- Сергей вообще не выполнил домашнее задание, а весь вечер просидел в беседе с друзьями.

       Что вы можете сказать о воле этих ребят?

       Волю, как и тело можно тренировать.

Саморегуляция. Необходимо отыскивать во внешних обстоятельствах причин нежелательной реакции и направлять свои усилия на их устранение или смягчение.

Роль Я-концепция. Всегда возникает вопрос: почему разные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по разному?

  • Давайте подумаем. Вот пример.

Вашу команду несправедливо покритиковали. Вы расстроились, обиделись, у вас всё «валиться из рук». А другой член вашей команды ходит как ни в чем не бывало, шутит, смеётся. Оказывается, что, кроме внешних причин, на ваши реакции влияю не менее сильно внутренние причины: ваши собственные позиции по поводу происходящих событий, ситуаций — ваши мысли, установки, убеждения, отношения, заключающиеся в вашей Я-концепции. Как к данной ситуации отнесутся ваши субличности, такой будет и ваша реакция.

  1. Я-воспринимающее
  2. Я-эмоциональное
  3. Я-темперамент
  4. Я-характер
  5. Я-хочу
  6. Я-могу
  7. Я-забота о здоровье
  8. Я-поведение
  9. Я-член коллектива
  10. Я-экологическое сознание
  11. Я-без вредных привычек
  12. Я-самоутверждение
  13. Я-в общении
  14. Я-в сфере взаимоотношения
  15. Я-в нравственной сфере

Пример. Если ваши я труженик или я-в ученье убеждены, что вы хорошо сделали работу, то ни какая критика вас не смутит. Но если в вашем Я-характер, подчинение мнению других, таже самая критика покажется вам крахом идеи.

        Таким образом, ваша Я-концепция, определяющая отношение к внешним обстоятельствам, станет опосредующим звеном в линии «прчина» - «следствие»: она может ослаблять или усиливать действие этих причин.

        Саморегуляция личности в этом случае может состоять в воздействии на свои субличности. Это длительные процессы, а в условиях «здесь и теперь » особую роль играет Я-воля.

        Воля. Волевые процессы представляют собой сознательную регуляцию личности своего состояния и деятельности, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении цели. В данном случае целью волевого процесса будет контроль и управление своими реакциями на внешние воздействия.

        Волевая регуляция может быть выше всех уровней регуляции: сознание в волевой регуляции может усиливать или ослаблять мотивацию за счет изменения смысла действия.

        Пример: вы захотели  залезть на дерево почти без сучков; трудности почти непреодолимы, но сознание дает поправку в мотив, надо спасаться от хищника, и вы забираетесь на дерево.

        Теперь причинно-следственные связи в линии «воздействие – реакция будут скорректированы действием» самоуправляющего механизма


Средства и методы саморегуляции

Самообладание

Уровень саморегуляции, который реализуется с участием волевых процессов, называется самообладанием. Это и есть «власть над собой» - умение сознательно контролировать, поддерживать и регулировать своё самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

        самообладание тесно связано с качеством личности, называемой выдержкой. Выдержанный человек вынослив и терпелив, он умеет сохранять хладнокровие в трудных и сложных обстоятельствах, а если надо – переносить лишения, боль, неудобства.

        Самообладание представляет собой баланс между эмоциями и сознанием, который обеспечивается волей и специальными методами «обработки самого себя». Самоприказ обеспечивает решительные действия при ясности цели и ограниченном времени для раздумий. Вырабатывается в тренировках на развитие воли, преодоление себя. Главное условиек – начинать действовать сразу после приказа: «Я сейчас встану и сразу начну делать уроки».

Упражнение

«Самоприказ»

        Придумайте самоприказ в настоящей ситуации и выполни его.

«Самоубеждение»

        Попробуй убедить себя в необходимости хорошо учиться.

Самовнушение – прием саморегуляции, действующий на привычном рассудочном уровне, не требующем усилий для анализа и разрешения ситуации.

        Произвольное самовнушение – сосредоточение мысли и внимания на каком-либо одном внушаемом представлении, исполнение словесных инструкций или мысленное воспроизведение определенных ситуаций. Внушить самому себе можно ощущение, желание, образ, мысль, состояние.

        «Самоирония»

Составьте на себя дружескую эпиграмму.

Самоподкрепление опирается на внутреннюю установку положительного отношения к самому себе. Типичное самоподкрепление – представить себе отдых после хорошо выполненной работы.

Самоисповедь. Особый способ самоподкрепления – самоисповедь: полный внутренний отчет перед собой о самом себе, о сложившихся обстоятельствах и своей роли в них. Это рефлексивный анализ  собственной психологической деятельности в определенных обстоятельствах или за определенный период.

        Откровенное признание себе в ошибках и ложных шагах, которые были сделаны в прошлом, о самых интимных переживаниях, снимает внутреннее противоречие, становиться эффективным средством психологической  разрядки, снимает утомление, депрессивное состояние. Иногда достаточно простой вербализации мыслей и чувств , чтобы испытать облегчение.

        Предлагаю вам  Ситуации-пробы

«Нужно самообладание»

Проигрыш. Вы играете с приятелем в пинг-понг. Игра для вас «не складывается», вы часто ошибаетесь, проигрываете с крупным разрывом. Злитесь, бросаете ракетку – это ухудшает вашу игру.

Задание. Продемонстрируйте, как применяются известные вам способы саморегуляции в данной ситуации

Расставание. Ваши любимые родители уезжают в длительную командировку, вы остаетесь с бабушкой.

задание. Проанализируйте свои чувства и эмоции, когда родители садились в поезд. Как вы будете себя вести

Итог. Каждый человек может разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировались положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том. что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого -  результата ни когда не добьётесь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час- презентация "О том, как властвовать собой"

 Материал даёт понятие о стрессе, помогает научить школьников владеть собой в стрессовых ситуациях и стать толерантными по отношению к другим.  ...

"Умейте властвовать собой" Подготовка к сочинению - рассуждению о самоуправлении личности.

Класс – 10-ый (общеобразовательный). Тип урока – сообщение новых сведений. Тема по развитию речи – подготовка к сочинению-рассуждению на публицистическую  тему о себе. Тема коммуникативная – к...

Учитесь властвовать собой. Презентация для классного часа.

Материал представляет презентацию для классного часа по теме "Сила воли"....

презентация "Учитесь властвовать собой". Обучение подростков управлению эмоциональным состоянием.

Презениация содержит определение понятия "эмоциональное напряжение", рассматривает источники напряжения у подростков, методы снятия эмоционального напряжения.Презентация  может быть использована ...

Классный час «Учись властвовать собой».

Сценарий классного часа по первичной профилактике суицидального поведения учащихся....

Учитесь властвовать собой

Учитесь властвовать собой...

Классный час "Учитесь властвовать собой".

Классный час нравственной направленности проводится в форме практикума по самовоспитанию. Помогает обучающимся 9 - 11 классов находить выход из конфликтных ситуаций....