И есть для нас Поэт!
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«И есть для нас Поэт!»
Москва, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Методическая характеристика темы.
2. План классного часа.
3. Ход проведения классного часа.
4. Литература.
Методическая характеристика темы
10 февраля 2012 года Россия отмечает 175 лет со дня смерти А.С.Пушкина. Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела. Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, какое должен занимать в своей стране великий писатель. Данное мероприятие нацелено на развитие у воспитанниц литературно-художественных интересов, углубления литературных знаний, активизации учебного процесса.
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся:
- вступительное слово преподавателя;
- природа в стихотворениях поэта;
- дружба и любовь в жизни Пушкина;
- постановка отрывка «Письмо Татьяны к Онегину» из романа «Евгений Онегин»;
- выставка книг;
- беседа «Мой Пушкин»;
- отрывок из фильма «Последняя дуэль»;
- обзор музеев.
III. Подведение итогов мероприятия, выводы.
Цель: формирование позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности, познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные
- расширить и систематизировать знания учащихся о непростой судьбе и уникальном таланте А.С.Пушкина;
- постижение идейно-художественного своеобразия произведений Пушкина А.С.;
- непосредственное вовлечение каждого учащегося в учебно-познавательную деятельность;
- организация учебного общения на занятиях;
- уяснение авторской позиции в произведениях поэта, уточнение представлений воспитанниц о мировоззрении писателя;
Развивающие
- развивать способности к литературно-театральному творчеству;
- дальнейшее формирование навыка проникновения в подтекст произведений;
- рассмотрение произведений в контексте литературной традиции.
Воспитательные
- продолжать формирование личностных, нравственных качеств воспитанниц;
- способствовать укреплению коллектива класса;
- воспитывать интерес к поэтическому слову.
Педагогические технологии:
- технологии воспитательной работы с коллективом класса Степанова Е.А.;
- развивающие технологии Щурковой Н.Е.;
- технология коллективного творческого воспитания Иванова И.П.
Подготовительная работа:
- Поиск информации.
- Создание презентации, подбор музыкального сопровождения.
- Постановка отрывка.
Время занятия: 40 минут.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.
Методическое оснащение занятия: презентация «А.С.Пушкин», аудиозаписи песен, выставка книг, портреты поэта, Н.Н.Гончаровой и их детей, свечи, цветы.
Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.
Дата проведения: 08 февраля 2012 год
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
Звучит музыка Г. Свиридова»Романс»
1 слайд: Из записок доктора В.И. Даля:
«Друзья и ближние молча, сложа руки, окружили изголовье отходящего. Я, по просьбе его, взял его под мышки и приподнял повыше. Он вдруг, будто проснувшись, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось, и он сказал: ''Кончена жизнь''. Я недослышал и спросил тихо: ''Что кончено?'' ''Жизнь кончена'', - отвечал он внятно и положительно. ''Тяжело дышать, давит'', - были последние слова его. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу отрывистое, частое дыхание изменялось более и более на медленное, тихое, протяжное – еще один слабый, едва заметный вздох – и – пропасть необъятная, неизмеримая разделяла уже живых от мертвого!»
1 чтец (читает на фоне музыки и слайда)
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нем, - в жизни такого
Мы не видали такого на этом лице. Не грел вдохновенья
Пламень на нем; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:
Что видишь?
(В. Жуковский)
Классный руководитель: 29 января по старому стилю, 10 февраля по новому стилю 1837 года в два часа сорок пять минут пополудни завершил свой земной путь величайший русский поэт – Александр Сергеевич Пушкин.
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
2 слайд: Забвенья нет,
как нет
Старенья,
угасанья,
И камня тоже нет,
и бронзы тоже нет, -
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь,
есть свет земной,
И есть
для нас
Поэт.
(А. Краснов)
Классный руководитель: Сегодня мы вспомним произведения А.С.Пушкина. И тема классного часа звучит так : «И есть
для нас Поэт!». В 16 лет Пушкин написал:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть!
Мы, его потомки, ведаем – исполнил. Потому Пушкин для России – незабвенный и бессмертный. Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя - Пушкин, имя, которое стало олицетворением России. Его читали и продолжают читать. Он воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и неизъяснимый талант владения русским языком, этим океаном сокровищ. В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, знала английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка. Он первым так широко, полно, и, главное, поэтично показал нам удивительно прекрасный мир, в котором мы живем. Белинский называл пушкинские картины природы ''живописью в поэзии''.
3 слайд: картины природы, сопровождающиеся чтением стихотворений.
1. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
2. Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
3. Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
4. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
5. Кавказ! Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
6. Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет -
И вдруг утих и смирен стал.
Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
4 слайд: "Отличительною чертою Пушкина была память сердца; он любил старых знакомых и был благодарен за оказанную ему дружбу - особенно тем, которые любили в нем его личность, а не его знаменитость…" С.А. Соболевский. Из воспоминаний о Пушкине
Классный руководитель: Среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы и любви. Отношения Пушкина с людьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлены в его стихах, откуда приоткрывается для нас душа поэта. Отношения эти и сегодня остаются прекрасным образцом верности, преданности и постоянства.
2 чтец: «И.И. Пущину»
Классный руководитель: Несомненно, одной из причин создания ярких, живых стихов была глубокая эмоциональность поэта, способность переживать пылкие, сильные чувства. Он увлекался и увлекал, очаровывая людей, которые к нему приближались. Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.
3 чтец: О Вас поэт мечтал, Вас называл Мадонной,
Страдал душою страстной, непокорной.
Ему вручили ключ от сердца без сомненья
И подарили радость вдохновенья.
Средь миллионов томных женских лиц
Лишь Вы – красавица двух царственных столиц,
Божественная и земная Натали –
Поэта имя сквозь столетья пронесли!
Классный руководитель: Чувство красоты развито у Пушкина до высшей степени, как ни у кого. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко... Его муза - не бледное существо, с расстроенными нервами, закутанное в саван, это - женщина горячая, окружённая ореолом здоровья, слишком богатая истинными чувствами, чтобы искать воображаемых, достаточно несчастная, чтобы не выдумывать несчастья искусственные. Одним из произведений, где мы встречаем такую женщину, является роман в стихах «Евгений Онегин». Вспомните его краткое содержание. Вашему вниманию предлагаю постановку отрывка этого романа «Письмо Татьяны к Онегину».
5 слайд (фон постановки): отрывок «Онегин читает письмо Татьяны» из фильма «Евгений Онегин».
Постановка отрывка «Письмо Татьяны к Онегину» из романа «Евгений Онегин».
Классный руководитель: Последнее время замечается новое оживление в изучении Пушкина. Появился ряд очень интересных, частью весьма ценных работ о Пушкине, его биографии, его творчестве, его рукописях. Посмотрите на нашу выставку. Здесь представлены: издание "Атенея", под заглавием "Неизданный Пушкин", где впервые опубликованы пушкинские рукописи, хранящиеся в Париже, в "Онегинском музее"; новое издание "Гавриилиады", тщательно проредактированное по всем известным спискам поэмы Томашевским; материалы, собранные А. С. Поляковым "О смерти Пушкина"; работы М. Гофмана - "Пропущенные строфы "Евгения Онегина", "Посмертные произведения Пушкина" и "Пушкин, вступительная глава науки о Пушкине"; сборник М.Цветаевой «Мой Пушкин». В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин - величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остается огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно. Но Пушкин также оказывает влияние и на личность человека. Каждый в творчестве этого гениального писателя найдёт произведение, повлиявшее на судьбу этого человека, оставившее след в душе. Какое влияние оказало творчество Пушкина на вашу жизнь? Расскажите о своём Пушкине. (ответы воспитанниц, чтение любимых произведений)
Классный руководитель: Перенося жестокую насмешку судьбы, драму одиночества, Пушкин оставался жизнерадостным и благодарным жизни. Он любил жизнь, принимал ее со всеми радостями и невзгодами, он наслаждался ею. Все творчество Пушкина – великий гимн жизни.
4 чтец:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Просмотр отрывка «Смерть Пушкина» из фильма «Последняя дуэль».
Звучит «Реквием по мечте» Моцарта.
6 слайд: портрет Пушкина А.С.
5 чтец: Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
6 чтец: И всё еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
7 слайд: музеи А.С.Пушкина.
Классный руководитель: 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина, 175 лет со дня гибели поэта. В этот день Государственный музей А.С. Пушкина на Пречистенке и его филиал Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате открыты для свободного посещения. Специальная концертная программа, подготовленная музеем к этому дню, откроется в Усадебном дворе на Пречистенке в 14.45 (в этот час остановилось сердце поэта) традиционной Минутой молчания.
Музей-квартира Александра Пушкина в Санкт-Петербурге, находящаяся на набережной реки Мойки, в пятницу, в день памяти великого поэта, откроет свои двери. Посетители пройдут тем маршрутом, каким шли современники поэта в последние дни января 1837 года.
Классный руководитель: Пушкин подарил нам такую гамму переживаний, что она живет и заполняет духовный мир разумного человека и сегодня. Он собственной судьбой убеждает нас в непреходящих ценностях: «Самостоянье человека — залог величия его». Он научил нас, что быть счастливым — это состояние редчайших минут. Пушкин точен и доступен, так как создал мир литературных героев, шагнувших в нашу обыкновенную жизнь. Их мечты — не великие завоевательные подвиги, а та частная жизнь человека, что становится лучшим разъяснением жизни всего общества. Читайте произведения этого великого поэта и вы познаете великий смысл человеческой жизни!
- Подведение итогов мероприятия, выводы.
Классный руководитель: Какие у вас возникли чувства? Что полезного для себя открыли? О чём задумались?
Литература.
- www.pushkin.niv.ru
- www.newsdetect.ru
- Версаев В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. //М.: московский рабочий, 1984 – 703с.
- Новиков И. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. 2-е издание. //Гос. издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР. Москва – Ленинград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).
Это воспитательное мероприятие носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...
Стихотворение "Что есть душа поэта?"
Пахунов Роман, ученик 11 класса города Сарова Нижегородской области наставник Кабаченко Веры Николаевны, учителя русского языка и литературы. Литературным творчеством Роман занимается на пр...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной " Есть память обо мне , есть в мире сердце, где живу я..."(посвящается великому русскому поэту А.С.Пушкину).
Сценарий предназначен для школьников старших классов. Данная методическая разработка поможет ввести учащихся в атмосферу жизни и творчества поэта, раскрыть "тайну бессмертия" великого мастера слова, в...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы
Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....