Активные работы с родителями.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Халилова Кашифа Мусафеевна

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

. Формы организации занятий разнообразны . Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.
  • творческие мастерские

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_s_roditelyami.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные формы работы с родителями

                                                      Педагогика должна стать наукой для всех –    

                                                       и для учителей, и для родителей.

                                                                                  В. А. Сухомлинский

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо;  сам  не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в школах  Школы классных руководителей, где основными  формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?»  Ответы, как правило, повторяются:

  1. Высокий уровень образования – 89 %
  2. Сохранение психологического и физического здоровья детей -   76%
  3. Повышение культуры – 43%

Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».

Направления в работе:

  1. Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
  2. Пропаганда  здорового образа жизни
  3. Организация работы Академии  любящих родителей

Академия любящих родителей -  это   форма   психолого-педагогического   просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической  культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны .
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.
  • творческие мастерские

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы: 

  1. Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)
  2. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
  3. Самостоятельность решения творческих задач
  4. Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
  5. Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Предлагаемые  темы занятий:

Карманные деньги как средство воспитания

День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?

Режим дня : за и против

Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка

Умеете ли вы наказывать детей?

Семейные традиции

Роль отца в воспитании детей

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Родительское собрание на тему «Взаимодействие родителей и учителя в воспитании ребёнка».

 Вступительное слово классного руководителя. Наше родительское собрание посвящено теме сотрудничества родителей и учителя в воспитании детей. Сейчас я предоставляю слово школьному психологу.

 Выступление школьного психолога. Психолог говорит о необходимости работы по этой теме, т.к. дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность некоторым образом подавляется и т.д.   В связи с чем, нами (классным руководителем и психологом было принято решение провести такое не совсем обычное родительское собрание). Сейчас я вам предлагаю провести мини-дискуссию на тему «Что такое семья» по следующим вопросам:

  • Семья – это …
  • для чего люди создают семью?
  • что такое семейное счастье?
  • Как принять общее решение в семье? и т.д.

Подумайте, пожалуйста, несколько минут, обсудите в группах и постарайтесь сделать вывод о том, что же такое семья.

По итогам обсуждения делается вывод о  том, что семья – это ячейка общества, где нас любят и ценят такими, какие мы есть.

Психолог предлагает родителям обсудить представленные их вниманию «Правила взаимоотношений между людьми»:

  1. Взаимоотношения между людьми будут нормальными, если они смогут выслушать друг друга, не перебивая, до конца, и понять желания своего собеседника.
  2. Выполняются те желания собеседника, которые соответствуют нравственным нормам и которые вы в состоянии выполнить.
  3. Если невозможно выполнить желание собеседника в данном месте, необходимо это сделать в другом месте.
  4. Если невозможно выполнить желание собеседника в данный момент, необходимо это сделать в другое время.
  5. Если вы не можете выполнить желание собеседника, посоветуйте ему обратиться к человеку, который сумеет выполнить его желание.
  6. Предлагайте человеку несколько вариантов выполнения его желания, пусть он выбирает лучший, однако не решайте вместо него.
  7. Если вы не можете выполнить своевременно поручение, заранее предупредите человека об этом и попросите перенести сроки.
  8. Хорошее о человеке можно говорить всем, плохое – только ему одному.

обсуждение происходит с точки зрения их применения в семейном общении с детьми.

3. Практический этап собрания.

1) Учащиеся  показывают родителям сценку на тему «Как убедить ребёнка выполнить то, чего от него хотят родители». Дальше проходит обсуждение возможных вариантов поведения родителей в предложенной их вниманию ситуации. К обсуждению принимаются все предлагаемые способы поведения родителей (приказ, уговор, дискуссия с достижением компромисса и т.д.), т.е.  какие способы воздействия на ребёнка можно использовать, чтобы достигнуть желаемого результата. В результате –  делается вывод о том, как взрослые могут повести себя, чтобы ситуация не закончилась конфликтом. Также родителям было предложено подумать над такой темой, как «Поощрение и наказание детей в школе и дома», для ведения дискуссии использовались следующие вопросы:

        - какие способы поощрения детей вы используете дома,

        - что может делать учитель, чтобы поощрить ребёнка,

        - можно ли наказывать детей, если да, то, как это можно делать и может ли учитель наказывать детей и каким образом.

 Родители говорят о том, как они дома наказывают детей и разрешают учителю наказывать и поощрять ребёнка, но посредством имеющихся в его распоряжении методов (например, замечания в дневник – наказание, похвалить и приобнять – поощрение и т.д.). Вывод по обсуждению –  может ли учитель наказывать детей и, если да, то, как он может это делать.

Примечание: в ходе всей этой работы психолог фиксирует все предлагаемые родителями варианты и способы поведения, подключая к обсуждению и учителя, но сам не предлагает готовых сценариев поведения в той или иной ситуации. Вместо этого он направляет дискуссию так, чтобы родители и учитель сами нашли наиболее оптимальные способы взаимодействия с детьми в школе и дома Родители рисуют эмблему взаимодействия семьи и школы  и учитель с родителями совместно принимают решение  следовать тому, что на ней изображено.

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

Золотые правила воспитания для родителей

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).

прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.).

выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).

Памятка для родителей.

1.не принимайтесь за воспитание ребенка в плохом настроении.

2.ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.не подсказывайте ребенку своих готовых решений.

4.Не унижайте ребенка словами типа: « А у тебя вообще голова на плечах есть?»

5.Не угрожайте: « Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь»

6.Не вымогайте обещаний. Для ребенка они вообще ничего не значат.

7.Оцените поступок, а не личность; лучше сказать: « Ты поступил плохо», чем « Ты плохой»

8.После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

Наказывая ребенка, помните:

1.Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступков.

2.Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3.Нельзя подчеркивать свою власть над ребенком.

4 наказывать следует за проступок, а не за то, что у вас плохое настроение.

Анкета для учащихся.

1.наказывают ли вас родители? За что?

2.Какое наказание вам особенно запомнилось?

3.Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?

4.Если бы ты был(а) папой( мамой) , наказывал (А) бы свого ребенка? Почему?

5.Часто ли хвалят вас родители? За что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

активные формы работы с родителями

Помощь семье в воспитании детейФормы взаимодействия классного руководителя с родителямиСоздание традиций...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

«Новые активные формы работы с родителями»

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем, в школах и детских садах складывалось снисходительное отношен...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

"Активные формы работы с родителями"

Выступление об активных формах с родителями....

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...