Феномен толерантности
учебно-методический материал на тему

В материале представлены теоретические материалы о таком социальном явлении как толерантность. Кроме того, в помощь классному руководителю размещен конспект классного часа по данной теме. Далее представлен опыт работы по формированию толерантности среди учащихся вечерней школы и диагностические данные за несколько лет по этому направлению работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fenomen_tolerantnosti.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен толерантности.

Толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп.

        Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

        Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным.

        Принятие – это положительное отношение к его  инаковости.

        Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

        Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним.

        Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.

        Понятие «толерантность» непосредственно связывается с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Проблема ценностного отношения человека к другому человеку интересует людей с давних времен. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве, лидерстве, успехе, стремлением к власти и т.д. Объяснить же возможность альтруистического, гуманного, толерантного поведения невозможно без обращения к нравственной стороне человека. Такие социальные инстинкты как инстинкты самопожертвования и взаимопомощи сыграли решающую роль в эволюции человека. Но это не означает, что такие качества как гуманность, альтруизм, толерантность будут проявлены сами собой, их актуализация зависит от усилий самого человека и связан с таким специфически человеческим свойством как свобода. Свобода в выборе своего поведения, своих ценностей, в выборе самого себя.

        Таким образом, можно сказать, что процесс становления толерантной личности – это проистекающий из человеческой свободы процесс становления самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма.

        Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям, массовой ксенофобии и предрассудкам, противостоять восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.

        Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

        Основными чертами толерантной личности являются:

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- чувство юмора;

- чуткость;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к национальным, религиозным и другим различиям;

- умение владеть собой;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- способность к сопереживанию

        

Классный час на тему:

Толерантная и интолерантная личность.

Форма: беседа с элементами практикума.

Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

        Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным.

        Принятие – это положительное отношение к его  инаковости.

        Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

        Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним.

        Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.

Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям, массовой ксенофобии и предрассудкам, противостоять восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.

        Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Черты толерантной и интолерантной личности.

Черты личности

Толерантная личность

Интолерантная личность

1. Знание самого себя

- Стремление разобраться в своих достоинствах и недостатках, критическое отношение к себе

- Разрыв между «Я-идеальным» (каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (какой я есть)

- Менее удовлетворены собой, высокий потенциал саморазвития

- Замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, в своих проблемах склонны обвинять окружающих

- Практически нет разрыва «Я-идеальным» (каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (какой я есть)

- Низкий потенциал для саморазвития

2. Защищенность

- Чувствует себя в безопасности, не стремится защищаться от других людей

- Живет с ощущением постоянной угрозы, боится своего окружения и самого себя

3. Ответственность

- Не перекладывают ответственность за других, всегда готовы отвечать за свои поступки

- Считает, что происходящие события от него не зависят, стремится снять с себя ответственность за происходящее вокруг

4. Потребность в определении

- Видят мир во всем его многообразии

- Делят мир на две части – «черное» и «белое», «плохое» и «хорошее», делают акцент на различия между «своими» и «чужими»

5. Ориентация на себя – ориентация на других

- Больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, размышлениях, стремятся к личностной независимости

- Больше ориентированы на других, стремятся «спрятаться» за внешними институтами и авторитетами

6. Способность к эмпатии (умение формулировать верные суждения о других людях)

- Более точны в своих суждениях, способны более адекватно оценивать людей

- Суждения о людях менее адекватны, оценивают людей «по своему образу и подобию»

7. Чувство юмора

- Присуще чувство юмора и способность посмеяться над собой, не стремятся к превосходству над другими

- Отсутствует чувство юмора и способность смеяться над своими недостатками. Стремление к превосходству над другими

8. Авторитаризм

- Предпочитают жить в свободной демократическом обществе

- Важна общественная иерархия и жесткая дисциплина, предпочитают жить в авторитарном обществе с сильной властью

        Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный.

        Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.

        Второй путь – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Формирование толерантности -  

одна из важнейших гуманистических ценностных ориентаций

у обучающихся вечерней школы.

        Формирование гуманистических ориентаций – одна из основных задач общеобразовательной школы.

        Основой содержания формирования ценностных ориентаций старшеклассников и учащейся молодежи  являются ценности, воплощенные в общечеловеческой морали: справедливость, гуманизм, патриотизм, трудолюбие, толерантность и другие.

        Словарно-справочная литература и публикации отечественных ученых С.К. Бондырева, А.В. Петровского, А.П. Садохина, Л.Л. Супруновой представляют толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним. Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.

        Все это позволяет нам выделить основные направления формирования толерантности у старших школьников и учащейся молодежи:

        - формирование представления о толерантности как о свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культуре и образу жизни;

        - понимание обусловленности самосознания чувств и  поведения человека общечеловеческими и национальными ценностями, культурными традициями;

        - знание способов конструктивного разрешения конфликтов;

        - признание права другого человека на свободное выражение своих взглядов и убеждений при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям;

        - уважительное отношение к мнениям других людей, несовпадающим с собственной позицией;

        - готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные убеждения;

        - нетерпимое отношение к жестокости, насилию;

        - умение непредвзято оценивать свое поведение и поведение других людей;

        - умение оценить проблемную ситуацию и способность найти оптимальный выход из проблемной ситуации.

        Проводимая в нашей школе в течение нескольких лет диагностика позволяет сделать выводы о том, что уровень сформированности такого качества как толерантность у наших учащихся находится на достаточно низком уровне. Сравнительный анализ проводимой диагностики показывает, что средний показатель уровня толерантности среди учащихся 10-12 классов вечерней школы располагается в диапазоне от 19 баллов в 2012-2013 учебном году до 25 баллов в 2013-2014 учебном году при том, что максимально возможный уровень толерантности  при проведении данной диагностики определяется в  90 баллов.

Низкий уровень толерантности у учащихся школы свидетельствует о снижении толерантности в обществе в целом, ведь школу можно считать индикатором всех происходящих в обществе процессов. В обществе складывается тенденция к делению на «своих» и «чужих», растет нетерпимость к людям, отличающихся от остальных цветом кожи, национальностью, религией или чем-то ещё, все другое, чуждое становится объектом неприятия и даже ненависти.

        Работа над формированием такого качества как толерантность осуществляется, прежде всего, через содержание учебных курсов. Я как учитель, при планировании своей деятельности на уроке практически на каждом уроке  истории, на многих уроках обществознания и географии обязательно в число воспитательных задач включаю такие задачи как:

        - воспитывать  способность сопереживать другим людям и сочувственно воспринимать опыт других эпох и поколений;

        - воспитывать  интерес к истории своего и других народов;

        - воспитывать  интерес и уважение к культурному многообразию народов мира;

        - воспитывать уважение к личности и её правам;

        - воспитывать толерантное отношение к миру;

        - воспитывать уважительное отношение к мнению других людей и др.

        Реализация этих задач осуществляется через различные формы деятельности учащихся на уроке, наиболее результативными из них являются решение проблемных задач, дискуссии, практикумы, тренинги, выполнение учебных задач при работе в группах

        Кроме того, формирование толерантного отношения к миру, к себе и к людям осуществляется через систему классных часов:

        - «Мы разные – мы вместе» - дискуссия

        - «Толерантная и интолерантная личность» - беседа с элементами практикума

        - «Я глазами других» - беседа с элементами игровой деятельности

        - «Сильнее всех – владеющий собой» - беседа с элементами дискуссии

        - «Уважая себя, учимся уважать других» - беседа с элементами дискуссии и др.

Определить изменения, которые происходят в личности подростка или молодого человека, в характере его отношения к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, можно различными способами: через наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся во время ролевых игр, проблемных дискуссий, через групповую рефлексию, через анализ письменных работ (сочинений, эссе), через анкетирование.

Анализ диагностики сформированности толерантности у учащихся моего класса позволяет сделать выводы о положительной динамике отношения учащихся к окружающему миру и людям за период обучения в вечерней школе.  Так, в 2011-2012 учебном году средний показатель толерантности в 10 классе был наименьшим по школе и составил 15 баллов, в следующем учебном году у учащихся 11 класса он вырос на 4 балла и составил 19 баллов. В 2013-2014 учебном году средний показатель толерантности в 12 классе составил 29 баллов.

В заключение хочу сказать, что формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Только общими усилиями родителей, педагогов, общественности мы сможем решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, не нарушая при этом прав других людей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сравнительный анализ сформированности толерантности

у обучающихся 10-12 классов вечерней школы.

Динамика показателя сформированности толерантности

у учащихся одного класса за период обучения в вечерней школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»

Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпыва...

Феномен Гагарина

Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....

Урбанизация - феномен ХХ века

Одной из задач современной школы является  качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту за...

Феномен традиции в поликультурном образовании

Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует  всех участников образовательного процесса на стремление  к идеалу гуманистического образования на основе  интеграции...

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...

Урок как педагогический феномен

Прецентация "Урок как педагогический феномен" поможет учителю спланировать свой урок правильно и интересно....