Феномен толерантности
учебно-методический материал на тему
В материале представлены теоретические материалы о таком социальном явлении как толерантность. Кроме того, в помощь классному руководителю размещен конспект классного часа по данной теме. Далее представлен опыт работы по формированию толерантности среди учащихся вечерней школы и диагностические данные за несколько лет по этому направлению работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fenomen_tolerantnosti.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Феномен толерантности.
Толерантность можно рассматривать в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп.
Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным.
Принятие – это положительное отношение к его инаковости.
Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.
Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним.
Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.
Понятие «толерантность» непосредственно связывается с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Проблема ценностного отношения человека к другому человеку интересует людей с давних времен. Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве, лидерстве, успехе, стремлением к власти и т.д. Объяснить же возможность альтруистического, гуманного, толерантного поведения невозможно без обращения к нравственной стороне человека. Такие социальные инстинкты как инстинкты самопожертвования и взаимопомощи сыграли решающую роль в эволюции человека. Но это не означает, что такие качества как гуманность, альтруизм, толерантность будут проявлены сами собой, их актуализация зависит от усилий самого человека и связан с таким специфически человеческим свойством как свобода. Свобода в выборе своего поведения, своих ценностей, в выборе самого себя.
Таким образом, можно сказать, что процесс становления толерантной личности – это проистекающий из человеческой свободы процесс становления самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма.
Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям, массовой ксенофобии и предрассудкам, противостоять восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Основными чертами толерантной личности являются:
- расположенность к другим людям;
- снисходительность;
- терпение;
- чувство юмора;
- чуткость;
- доверие;
- альтруизм;
- терпимость к национальным, религиозным и другим различиям;
- умение владеть собой;
- гуманизм;
- умение слушать собеседника;
- способность к сопереживанию
Классный час на тему:
Толерантная и интолерантная личность.
Форма: беседа с элементами практикума.
Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни, а также осознание его права быть иным.
Принятие – это положительное отношение к его инаковости.
Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.
Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним.
Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.
Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям, массовой ксенофобии и предрассудкам, противостоять восприятию инаковости как отклонения от нормы, как проявления чуждости и враждебности по отношению к себе.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Черты толерантной и интолерантной личности.
Черты личности | Толерантная личность | Интолерантная личность |
1. Знание самого себя | - Стремление разобраться в своих достоинствах и недостатках, критическое отношение к себе - Разрыв между «Я-идеальным» (каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (какой я есть) - Менее удовлетворены собой, высокий потенциал саморазвития | - Замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, в своих проблемах склонны обвинять окружающих - Практически нет разрыва «Я-идеальным» (каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (какой я есть) - Низкий потенциал для саморазвития |
2. Защищенность | - Чувствует себя в безопасности, не стремится защищаться от других людей | - Живет с ощущением постоянной угрозы, боится своего окружения и самого себя |
3. Ответственность | - Не перекладывают ответственность за других, всегда готовы отвечать за свои поступки | - Считает, что происходящие события от него не зависят, стремится снять с себя ответственность за происходящее вокруг |
4. Потребность в определении | - Видят мир во всем его многообразии | - Делят мир на две части – «черное» и «белое», «плохое» и «хорошее», делают акцент на различия между «своими» и «чужими» |
5. Ориентация на себя – ориентация на других | - Больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, размышлениях, стремятся к личностной независимости | - Больше ориентированы на других, стремятся «спрятаться» за внешними институтами и авторитетами |
6. Способность к эмпатии (умение формулировать верные суждения о других людях) | - Более точны в своих суждениях, способны более адекватно оценивать людей | - Суждения о людях менее адекватны, оценивают людей «по своему образу и подобию» |
7. Чувство юмора | - Присуще чувство юмора и способность посмеяться над собой, не стремятся к превосходству над другими | - Отсутствует чувство юмора и способность смеяться над своими недостатками. Стремление к превосходству над другими |
8. Авторитаризм | - Предпочитают жить в свободной демократическом обществе | - Важна общественная иерархия и жесткая дисциплина, предпочитают жить в авторитарном обществе с сильной властью |
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный.
Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.
Второй путь – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Формирование толерантности -
одна из важнейших гуманистических ценностных ориентаций
у обучающихся вечерней школы.
Формирование гуманистических ориентаций – одна из основных задач общеобразовательной школы.
Основой содержания формирования ценностных ориентаций старшеклассников и учащейся молодежи являются ценности, воплощенные в общечеловеческой морали: справедливость, гуманизм, патриотизм, трудолюбие, толерантность и другие.
Словарно-справочная литература и публикации отечественных ученых С.К. Бондырева, А.В. Петровского, А.П. Садохина, Л.Л. Супруновой представляют толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур. Для толерантности характерно проявления интереса к другому человеку, стремление понять его и взаимодействовать с ним. Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий, толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит и взгляды на этот мир не могут сводиться к единообразию.
Все это позволяет нам выделить основные направления формирования толерантности у старших школьников и учащейся молодежи:
- формирование представления о толерантности как о свойстве личности, проявляющемся в непредвзятом, уважительном отношении к людям, социальным группам, их культуре и образу жизни;
- понимание обусловленности самосознания чувств и поведения человека общечеловеческими и национальными ценностями, культурными традициями;
- знание способов конструктивного разрешения конфликтов;
- признание права другого человека на свободное выражение своих взглядов и убеждений при условии, что они не противоречат общечеловеческим ценностям;
- уважительное отношение к мнениям других людей, несовпадающим с собственной позицией;
- готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные убеждения;
- нетерпимое отношение к жестокости, насилию;
- умение непредвзято оценивать свое поведение и поведение других людей;
- умение оценить проблемную ситуацию и способность найти оптимальный выход из проблемной ситуации.
Проводимая в нашей школе в течение нескольких лет диагностика позволяет сделать выводы о том, что уровень сформированности такого качества как толерантность у наших учащихся находится на достаточно низком уровне. Сравнительный анализ проводимой диагностики показывает, что средний показатель уровня толерантности среди учащихся 10-12 классов вечерней школы располагается в диапазоне от 19 баллов в 2012-2013 учебном году до 25 баллов в 2013-2014 учебном году при том, что максимально возможный уровень толерантности при проведении данной диагностики определяется в 90 баллов.
Низкий уровень толерантности у учащихся школы свидетельствует о снижении толерантности в обществе в целом, ведь школу можно считать индикатором всех происходящих в обществе процессов. В обществе складывается тенденция к делению на «своих» и «чужих», растет нетерпимость к людям, отличающихся от остальных цветом кожи, национальностью, религией или чем-то ещё, все другое, чуждое становится объектом неприятия и даже ненависти.
Работа над формированием такого качества как толерантность осуществляется, прежде всего, через содержание учебных курсов. Я как учитель, при планировании своей деятельности на уроке практически на каждом уроке истории, на многих уроках обществознания и географии обязательно в число воспитательных задач включаю такие задачи как:
- воспитывать способность сопереживать другим людям и сочувственно воспринимать опыт других эпох и поколений;
- воспитывать интерес к истории своего и других народов;
- воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию народов мира;
- воспитывать уважение к личности и её правам;
- воспитывать толерантное отношение к миру;
- воспитывать уважительное отношение к мнению других людей и др.
Реализация этих задач осуществляется через различные формы деятельности учащихся на уроке, наиболее результативными из них являются решение проблемных задач, дискуссии, практикумы, тренинги, выполнение учебных задач при работе в группах
Кроме того, формирование толерантного отношения к миру, к себе и к людям осуществляется через систему классных часов:
- «Мы разные – мы вместе» - дискуссия
- «Толерантная и интолерантная личность» - беседа с элементами практикума
- «Я глазами других» - беседа с элементами игровой деятельности
- «Сильнее всех – владеющий собой» - беседа с элементами дискуссии
- «Уважая себя, учимся уважать других» - беседа с элементами дискуссии и др.
Определить изменения, которые происходят в личности подростка или молодого человека, в характере его отношения к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, можно различными способами: через наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся во время ролевых игр, проблемных дискуссий, через групповую рефлексию, через анализ письменных работ (сочинений, эссе), через анкетирование.
Анализ диагностики сформированности толерантности у учащихся моего класса позволяет сделать выводы о положительной динамике отношения учащихся к окружающему миру и людям за период обучения в вечерней школе. Так, в 2011-2012 учебном году средний показатель толерантности в 10 классе был наименьшим по школе и составил 15 баллов, в следующем учебном году у учащихся 11 класса он вырос на 4 балла и составил 19 баллов. В 2013-2014 учебном году средний показатель толерантности в 12 классе составил 29 баллов.
В заключение хочу сказать, что формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Только общими усилиями родителей, педагогов, общественности мы сможем решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, не нарушая при этом прав других людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сравнительный анализ сформированности толерантности
у обучающихся 10-12 классов вечерней школы.
Динамика показателя сформированности толерантности
у учащихся одного класса за период обучения в вечерней школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. А. Акимов, В. В. Клименко «Феномен края»
Статья из журнала «Юный техник» 1988 г. №1-3Статья поможет лучше понять одарённых детей, избежать главных ошибок их воспитания. Хотя, по большому счету, эта статья - лишь постановка вопроса. Исчерпыва...
Феномен Гагарина
Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....
Анализ книги В.И.Россошанского "Феномен Гагарина"
работа по книге...
Урбанизация - феномен ХХ века
Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту за...
Феномен традиции в поликультурном образовании
Миссия школы, сформировавшаяся в предшествующие годы , ориентирует всех участников образовательного процесса на стремление к идеалу гуманистического образования на основе интеграции...
«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...
Урок как педагогический феномен
Прецентация "Урок как педагогический феномен" поможет учителю спланировать свой урок правильно и интересно....