Программа по здоровьесбережению "Азбука здоровья"
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная программа разработана для обучающихся среднего звена с 6 по 8 класс на три года. Направление здоровьесбережения в школе является одним из самых актуальных направлений в работе классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МО ГО «Сыктывкар»
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
Программа по здоровьесбережению
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Автор: классный руководитель
Соболева Я.В.
Сыктывкар
2014
Пояснительная записка
Здоровье – состояние полного физического,
душевного и социального благополучия.
Устав Всемирной организации здравоохранения.
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений брала своё начало еще в начальных классах. Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети среднего и старшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно обучение детей здоровому образу жизни.
Для себя я поставила задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Программа рассчитана на 3 года, до 8 класса. Для формирования привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний должен расширяться, углубляться и дополняться.
В содержании курса несколько составляющих: здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, экологическая, биологическая, коммуникационная.
Важнейшую роль играют определенные крупные, стержневые темы, постоянно раскрывающиеся и обогащающиеся по мере перехода детей из одного класса в другой:
- физическое и психическое здоровье;
- здоровый жизненный стиль;
- культура безопасности жизнедеятельности;
- правильное, рациональное питание;
- профилактика вредных привычек.
В основе курса лежит личностный и проектный подход. Предполагается, что каждый ученик выстраивает собственное представление об изучаемом предмете через свой личный опыт, через переживание некоторых значимых для себя феноменов и через участие в определенной совокупности практических проектов.
Программа построена на основе принципов:
- Раскрой себя в каждом деле.
- Помни, что твоя сила, ценность для тебя и окружающих – это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям, поступкам.
- Оказывая помощь, обучая, не унижай достоинства человека.
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Занятия в классе проводятся на классных часах и внеклассных занятиях. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в классе.
Цель курса: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи:
- профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности ученика;
- формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;
- организация мониторинга здоровья и физического развития;
- признание ответственности за психическое и физическое состояние учащихся и их родителей.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика состояния здоровья школьников, снижение заболеваемости;
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- валеологическая просвещенность учащихся;
- увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;
- повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
- повышение приоритета здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
- Интегрированный подход к обучению, осмысление, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.
- Основные формы занятий: игра, заочное путешествие, защита проекта, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления, пантомимы, газета Классздрав сообщает…
Систематически проводится диагностика в начале учебного года с целью определения:
- Индивидуального уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
- Состояния здоровья.
- Планирования оздоровительной работы с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.
Выявление интересов детей и родителей.
В конце учебного года (май) проводится повторное обследование и тестирование с целью:
- Определения динамики роста и развития всех показателей.
- Определения индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности.
- Изучения влияния на ребенка факторов окружающей среды, учебно-воспитательной и двигательной деятельности.
- Определения оценки эффективности дифференциации учебного процесса, коррекционно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
- На основании полученной информации и повторной диагностики можно определить направление работы на следующий учебный год в целом по учебно-воспитательному процессу.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
- Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания;
- Эффективная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.
- Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.
- лекции, семинары, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей.
Участники программы:
Обучающиеся, родители, классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог, школьный психолог, администрация школы.
Тематическое планирование
Разделы программы | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Гигиена школьника | 5 часов. | 3 часа. | 3 часа. |
Основы безопасности жизнедеятельности | 12 часов. | 15 часов. | 15 часов. |
Разговор о правильном питании | 5 часов | 4 часа | 4 часа |
Экология | 6 часов. | 6 часов. | 6 часов. |
Этикет | 5часов | 5часов | 5часов |
Встреча с мед. работником | 1 час | 1 час | 1 час |
Содержание программы
Раздел 1. Самопознание и саморегуляция – 10 ч.
1. Я такой, как все, но другой…
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: я умею слышать и слушать. Выбор своего мнения и умение прислушиваться к чужому мнению
Практическая работа: Оформление странички в дневнике «Я - самостоятельный»
2. Моя семья.
Самое дорогое у человека – семья. Значение семьи в жизни человека. Что связывает членов семьи (любовь, нежность, забота друг о друге). Правила семейного общения.
Практическая работа:
- Диагностика взаимоотношений в семье: тест «Семь плюс я: кто главный в семье»
3. Я как член коллектива.
Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе.
Практическая работа:
- тест «Я в классе»
- Диагностика межличностных отношений
4. Путешествие в “Страну Здоровья”.
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
Практическая работа:
- проект «Какие уроки дают нам сказки»
- собери пословицу
5. Мои эмоции, чувства и здоровье.
Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Практическая работа: Организация шумового оркестра
6. Режим дня.
Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья шестиклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 6 класса.
Практическая работа: Составление режима дня.
- тест «Правильно ли я веду себя за столом»
- фотовыставка «Мы в школьной столовой»
7. Учёба и здоровье.
Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.
Практическая работа: Разучивание физминуток в стихотворной форме.
8. Домашние задания и здоровье.
Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Комнатные растения, как одно из условий комфортности рабочего места. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий.
Практическая работа: Размножение комнатных растений отводками и листьями
9. Отдых для здоровья.
Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Электронные физминутки для глаз
10. Зачем и как я одеваюсь?
Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская и коми одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде»
Раздел 2. Личная безопасность и профилактика травматизма – 3 ч.
Я и опасность.
Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой.
Практическая работа: Защита проекта «Улица полна неожиданностей»
Раздел 3. Организм человека и охрана его здоровья – 15 ч.
С чего все началось.
Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Основа развития всего живого - клетка. Клетка – это маленький кирпичик в большом многоэтажном доме и мельчайшая часть целого организма. Элементарное строение и функции клетки. Меню из трех блюд на всю жизнь. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека.
Удивительные превращения.
Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Мать с младенцем как источник вдохновения художников. Дарим мамам и папам добрые слова. Все живое в природе растет и изменяется.
Органы и их роль в организме человека Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при переломах. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека.
Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Правила здорового образа жизни.
Физические занятия и спорт, и их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура.
Практическая работа:
- оформление раскладушки «Здоровый образ жизни».
- оформление слайд - фильма «Всё начинается со школьного звонка»
- подготовка выставки фотографий: “Моя семья”, “Наши мамы”, “Наши папы”.
- освоение комплекса упражнений для формирования правильной осанки;
- подготовка и проведение праздника «Мама, папа, я – дружная семья»”,
Раздел 4. Мой здоровый образ жизни и моя программа здоровья –3 ч.
Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Правила здорового образа жизни. Программа здоровья и ее роль. Провести конкурс рабочих тетрадей.
Практическая работа:
- работа над проектом «Я и здоровье»
Содержание программы 6 класс.
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Организация питания учащихся. Проведение физкультминуток.
Участие в спортивно-массовых соревнованиях школьных соревнованиях, днях здоровья, Кроссе Наций, Безопасном колесе.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ПДД. Безопасный путь в школу.
Защита проекта «Правила общения с животными»
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка класса к зиме, совместно с родителями.
Участие в школьных спортивных мероприятий и соревнований.
Беседы: «Дружи с водой» Советы доктора Мойдодыра - викторина
Друзья Вода и Мыло-игра
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Ноябрь
Праздник к Дню матери «Мои рекорды – маме»
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Быть здоровым здорово». Итог: выпуск плакатов.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании.
Защита проекта «Безопасность на улице»
Беседа мед. работника «Соблюдение личной гигиены»
Декабрь
Участие в общешкольных соревнованиях.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся. Беседа «Лук и чеснок победят грипп»
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Безопасность в общественном транспорте»
Второе полугодие
Январь
Классный час «Чистая вода для хвори беда», Тренинг здорового образа жизни.
Весёлые старты.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамин С – помощник в борьбе с простудой»
Защита проекта «Пожарная безопасность»
Вместе на лыжах.
Февраль
День защитника Отечества, совместно с отцами класса.
Соревнования по лыжам.
Физкультминутки и динамические паузы.
Лыжня России.
Участие в КТД «Служу России»
Защита проекта «Улица полна неожиданностей»
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
«Хороши наши девчонки» соревнования девочек, посвящённые 8 марта.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Взятие снежного городка. (масленица)
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Защита проекта «Безопасность на воде»
Классный час: «Час здоровья»
Если хочешь быть здоров – КВН
Надёжная защита организма - беседа
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Легкоатлетическая эстафета, посвященная 9 мая
Весёлые старты.
Проведение экскурсий в природу, с родителями.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Весенняя легкоатлетическая эстафета.
Содержание программы 7 класс.
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Почему мы говорим неправду. Поможет ли тебе обман? Классный час.
Конкурс пословиц и поговорок на тему: «Неправда-ложь»
Проведение физкультминуток
Участие в туристическом слёте. Кросс Наций, Безопасном колесе.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ПДД. Безопасный путь в школу.
Защита проекта «Мы - пешеходы»
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка класса к зиме.
Участие в общешкольных спортивных мероприятий и соревнований.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни: «Умей себя сдерживать!»
Все ли желания выполнимы – беседа
Как воспитать в себе сдержанность- викторина
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Один дома»
Ноябрь
Спортивный праздник к Дню матери «Моя мама – самая спортивная»
Проведение классных часов и мероприятий по теме «Здоровый образ жизни». Выпуск плакатов.
Беседа-диалог «Борьба за здоровый образ жизни»
Как отучить себя от вредных привычек – тренинг.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании.
Защита проекта «Полезные привычки и я»
Беседа мед. работника «Профилактика простудных заболеваний»
Декабрь
Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья».
Классный час «Мы идём в театр».
Поведение в театре – игра
Поздравления с праздником – беседа
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся. Мой любимый овощ. Конкурс рисунков и листовок.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Чеснок и лук от семи недуг»
Второе полугодие
Январь
Тренинг здорового образа жизни.
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся. Беседа «Витамины для здоровья»
Защита проекта «Огонь – друг, огонь - враг»
Вместе на лыжах.
Транспортная культура поведения.
Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.
Февраль
День защитника Отечества. Быстрее, выше, сильнее!
Соревнования по лыжам, совместно с родителями. Лыжня России.
Физкультминутки и динамические паузы.
Защита проекта «Перекрёстки и их виды. Правила перехода перекрёстка»
Вредные привычки Беседа: «Умей сказать «Нет»»
Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Весёлые старты
Мы – одна семья! Игра-путешествие: «Откуда берутся грязнули»
КВН «Наше здоровье»
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Апрель
Всемирный день здоровья.
Операция «Милосердие», операция «Память».
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Защита проекта «Правила поведения на воде»
Классный час: «Злой волшебник-табак» Что мы знаем о курении.
Презентация «Злой волшебник Никотин»
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.( родители)
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Проведение экскурсий в природу.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Весенняя легкоатлетическая эстафета.
Классный час «Чистота и здоровье». Урок-КВН « Будьте здоровы!»
Содержание программы 8 класс.
Первое полугодие
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классу.
Налаживание работы кружков и секций.
Включение в план родительского всеобуча, рабочую программу, план воспитательной работы мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Природная среда и безопасность человека – классный час. Выпуск листовок.
Проведение физкультминуток.
Участие в туристическом слёте. Кросс Наций. Безопасное колесо.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
ПДД. Безопасный путь в школу.
Сдача осенних спортивных нормативов.
Защита проекта «Путешествие в природу. По следам уходящего лета.» Оформление фотовыставки.
Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в классе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка класса к зиме.
Участие в общешкольных спортивных мероприятий и соревнований.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни:
« Ядовитые растения, грибы» Викторина: «Знаешь ли ты растения»
Физкультминутки (ежедневно).
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Причины пожаров» Выпуск листовок.
Ноябрь
Спортивный праздник к Дню матери «Мама и я - друзья»
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме: «Здоровый образ жизни». Занятие – «Помоги себе сам»
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровьесбережению на родительском собрании.
Классный час: «Как сохранить здоровье» Практикум «Чувства и поступки»
Что такое эмоции – диспут
Классный час: «Наше здоровье» Игра «Что? Зачем? Как?
Беседа мед. работника «Зачем нужны прививки»
Декабрь
Проведение конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья».
Классный час «Нехорошие слова. Недобрые шутки».
Вежливое общение – игра
Умеем ли мы разговаривать по телефону – беседа
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Витаминизация питания учащихся. Фотовыставка «Мы в столовой»
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Защита проекта «Здоровая пища для всей семьи»
Классный час: «Как следует питаться»
Второе полугодие
Январь
Инфекционные болезни - беседа
Игра «Полезно - вредно»
Физкультминутки и динамические паузы.
Витаминизация питания учащихся. Защита проекта «Загадка витаминов»
Классный час: «Как сделать сон полезным»
Сон-лучшее лекарство-беседа Театрализованная постановка: «В гостях у Сони»
Вместе на лыжах.
Февраль
День защитника Отечества. Вперёд, мальчишки!
Соревнования по лыжам, совместно с родителями. Лыжня России.
Физкультминутки и динамические паузы.
Классный час: «Домашняя аптечка»
Урок творчества «Как здоровье?»
Игра «Светофор Здоровья»
Март
Физкультминутки и динамические паузы.
Соревнования для девочек, посвящённые 8 марта.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. Как закаляться. Обтирание и обливание-беседа
Ролевые игры «Уроки здоровья»
Весёлые старты
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Классный час: «Дружба» Что такое дружба - беседа
Конкурс сочинений на тему: «Кто может считаться настоящим другом»
Апрель
Всемирный день здоровья.
Классный час: «Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья».
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Защита проекта «Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью»
Классный час: «Злой волшебник – алкоголь» Алкоголь-ошибка (беседа)
Презентация «Злой волшебник Алкоголь»
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.
Мероприятия, посвящённые победе в ВОВ.
Проведение экскурсий в природу. Ядовитые змеи и насекомые. Великая страна КРОССВОРДИЯ –составление кроссворда.
Инструктаж на каникулы по ПДД и ППБ
Весенняя легкоатлетическая эстафета.
Классный час. Общие правила купания в открытых водоёмах.
Конкурс «Алло! Мы ищем таланты» под девизом «Мы – за здоровый образ жизни»
Результативность программы
Умения и навыки обучающихся в ходе реализации программы:
Предметно-информационная составляющая образованности:
- представление о культуре здоровья и путях ее развития;
-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;
- умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;
-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- освоение основ культуры физического здоровья;
- овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;
-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу организма;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.
Применение разнообразных форм работы:
1.Учет состояния детей:
- анализ медицинских карт;
- учет посещаемости занятий;
- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- отслеживание работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- дни здоровья;
- физкульминутка для учащихся;
3.Урочная и внеурочная работа:
- классные часы
- классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции.
Литература:
- Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
- Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
- Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
- Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996.
- Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
- Егорова Л.А. Родительские собрания, ООО «Вако», 2014
- Касаткин В.Н. Школа здоровья // Школа здоровья. - 1994. -Т.1.- № 1.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
- Симонова О.К. Родительские собрания с психологом (1 – 11 классы). ООО «Планета», 2011
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- просветительская программа по формированию здорового образа жизни "Здоровым быть-счастливо жить" для 2-9 классов
Учебно-просветительская программа "Здоровым быть- счастливо жить" направлена на совершенствование методов и форм сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Программа призвана реализовать основ...
Программа по созданию здоровье сберегающей среды в театральном коллективе"Здорово живем"
Специфика театральной деятельности позволяет создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников творческого объединения. В программе описаны технологии и мет...
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"
Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она интересна и нужна подростка...
Программа ЗОЖ "Быть здоровым-здорово!"
Программа "Быть здоровым-здорово!" направлена на формирование навыков ЗОЖ обучающихся.В ней отражены основные виды деятельности классного руководителя в данном направлении....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...