Программа профилактической работы
методическая разработка на тему


отражены цели , задачи и мероприятия профилактической работы с обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilakticheskoy_raboty.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картамышева Ольга Николаевна

Профилактическая работа

Программа «Право на выбор»

Цель: адаптация обучающихся в социуме и формирование нравственных качеств.

Задачи:

  1. Вовлечение обучающихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Формирование  личной ответственности за свое поведение.
  4. Способность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
  5. Координация совместной работы с семьями.
  6. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.
  7. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально-значимой деятельности.

Концептуальные основы программы

  • Принцип  личной направленности – учет индивидуальных  склонностей и интересов.
  • Комплексный и системный подход к диагностики, профилактики.
  • Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.

Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Обучение навыкам социального поведения.

Удовлетворение  разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.

Работа классного руководителя по профилактике  правонарушений, суицида, употребление ПАВ, сексуальное воспитание.

Основные направления работы.

Таблица 1

Направления работы

Значение

Ответственные , направление деятельности

Как проявляется

1

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся

важный компонент  в системе  профилактики асоциального поведения

Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы».

2

Борьба с прогулами занятий

Обеспечивает успешную профилактику правонарушений.

Классный руководитель должен установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением ученика склонного к пропуску учебных занятий.

Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

3

Организация досуга учащихся

Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Классный руководитель должен принимать меры по привлечению обучающихся в спортивные секции, кружки особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Организация их активности в школе, кружках значительно ограничивает риск мотивации на асоциальное поведение.

4

Пропаганда здорового образа жизни

 Формирование потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия: беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся; беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками; встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни; «классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

Участие в  дискуссии и подведении  итогов, предоставление максимальной возможности детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.

5

Правовое воспитание

Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

Противоправные поступки

Отвожу место в воспитательной работе мероприятиям  по профилактике  правонарушений

Таблица 2

Мероприятия

Ответственные

Сотрудничество с родителями

Режим учебы, труда и отдыха:

- о вреде занятий ночью;

- рациональное питание

  Классный руководитель, контроль со стороны родителей

 контроль со стороны родителей  

Беседа «Физические и умственные нагрузки учащихся старших классов»

Классный руководитель

  контроль со стороны родителей

Дисгармония между половой зрелостью и уровнем психологической и социальной зрелостью

    Педагог - психолог, классный руководитель

Индивидуальные беседы

Таблица 3

Гигиенические аспекты полового воспитания

1Анатомо-физиологические особенности мужского организма. Гигиена юноши

  медсестра, врач, классный руководитель, учитель биологии

Индивидуальные беседы

Анатомо-физиологические особенности женского организма. Гигиена девушки

  медсестра, врач, классный руководитель, учитель биологии

Индивидуальные беседы

Половое воспитание ранней беременности. Заболевания, передающиеся половым путем.

Врач, классный руководитель

Индивидуальные беседы

Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков

Таблица 4

Понятие о  наркомании, токсикомании, алкоголизме. Действие наркотиков и алкоголя на разных стадиях. Вред однократного приема наркотиков.

 Классный руководитель

Контроль, индивидуальные беседы

Предупреждение употребления психоактивных веществ

   Классный руководитель

Контроль, индивидуальные беседы

СПИД-чума XXI века

Классный руководитель

Контроль, индивидуальные беседы

Профилактика медиабезопасности играет важную роль в воспитательной работе.  Мероприятия, проводимые по данному направлению, способствуют формированию медиакультуры, что является одним из необходимых условий эффективного развития и воспитания. На родительских собрания рассматриваю вопросы медиабезопасности : «Как научить ребенка быть осторожными при знакомстве с новыми людьми в Интернете», «Как распознать Интернет - и игровую зависимость», совместно рассматриваем вопросы по обеспечению безопасности детей  в Интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы по программе профилактической работы «Я выбираю!»

Программа профилактической работы  «Я выбираю!»1 класс    У воспитанных ребят все дела идут на лад!2 класс    Необычное путешествие по школе3 класс    Как избеж...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.

    Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...

Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...

Программа профилактической работы с проблемными детьми и семьями

Целью программы является оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей; укреплении института семьи, ...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...