Мы родом не из детства
материал (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Мы родом не из детства…»
67-летию окончания Великой Отечественной войны.
На берегу моря сидит мальчик. Его одежда и волосы развеваются на ветру. Слышен шум морского прибоя. Звучит легкая музыка. Голос за сценой:
Он любил рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждал волну, большую-пребольшую, и старался запомнить её, а потом зарисовывал в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывал тетрадку, а мальчик с досадой прижимал уголок камушком. Он любил рисовать синие и зелёные горы, где они играли с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, он стал бы художником. А может быть моряком. Или инженером. Он был быстрый, толковый, сообразительный мальчик… Никто ещё не знал, что он станет мужественным... отважным… находчивым разведчиком.
Мигает свет. Звук бомбёжки. Подросток (встает в центр сцены и обращается в зал)
А мы не стали памяти перечить, И, вспомнив дни далёкие, когда, Упала нам на слабенькие плечи Огромная, не детская игра. Года идут, но эти дни и ночи, Придут не раз во сне тебе и мне. И, пусть мы были маленькие очень, Мы тоже победили в той войне.
На сцене появляются чтецы. На экране первые минуты войны. Звучит отрывок из песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача).
Ч т е ц 1. Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина. А потом обвал. И сразу пятна. Красные. И – вот она – война.
Ч т е ц 2. Вот она – гремучая, шальная,
Вся в лоскутьях дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в меня.
На экране фрагменты военной кинохроники на тему «Война и дети».
Ч т е ц 3. Была земля и жесткой, и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ч т е ц 2. Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война. А седины ребячьих челок… Разве этому есть цена?
Ч т е ц 1. Мальчишки мужали, девчонки взрослели, Им только бы жить начинать сорванцам, Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам.
Свет, затемнение. На сцене читает девочка в черном
«…Из счастливого детства я шагнула в войну… Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце: это фашисты или полицейские. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как-то поздно ночью пришел отец. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. А через несколько часов в дверь постучали, в дом вломись каратели. Вытолкнули его на улицу. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала: «Папочка, папочка!..» Дома причитала бабушка… Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла. В доме никого больше не осталось».
Выходит группа детей. Они рассказывают по очереди:
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел…»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы пойдем домой!»
Девочка в черном берет за руки детей и уводит со сцены. Музыкальная композиция
Ведущий 1: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети… Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны своими детскими силами:
- собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей;
- выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях;
- работали на заводах и в полях;
- воевали в партизанских отрядах;
- переживали блокаду Ленинграда
Ведущий 2: Дети военной поры могут еще рассказать, как тосковали, когда наступило 1 сентября 41-го года, и не надо было идти в школу. Сразу повзрослели они, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, делать снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, набивали патронами пулеметные ленты, собирали ягоды и грибы для фронта, собирали боеприпасы для солдат.
Ведущий 1: Но дети не только помогали взрослым в тылу. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки… Девчонки...
Ведущий 2: Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено испытаниями.
Ведущий 1: Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Марат Казей ... В деревню, где жил Марат ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. За связь с партизанами была схвачена и казнена мама. Тогда, вместе с сестрой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в лес и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ведущий 1: Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Когда она стала разведчицей в партизанском отряде ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её местные жители. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Ведущий 2: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстр ашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Ведущий 1: Сегодня мы с вами вспомнили только нескольких маленьких солдат Великой войны. А их сотни и сотни. Вглядитесь в эти лица, запомните их, тех кто отдал свои жизни за наше светлое сегодня.
На экране портреты героев- пионеров. Проводится перекличка.
Ч т е ц 1. Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.
Ч т е ц 2. Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Ч т е ц 3. Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.
Ч т е ц 2. Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчищать заминированные тропы.
Ч т е ц . Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.
Ведущий 1:Были в этой в жестокой войне и те, кому не понадобилось брать в руки оружие, чтобы стать маленькими героями.
Стук метронома. На экране кадры о блокадном Ленинграде. Стоит стол, на нем стакан воды и кусочек черного хлеба.
Ч т е ц 3. Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова Голодных умирающих детей.
Ведущий 1: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что- то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Ленинградские дети ещё в первую зиму разучились шалить, играть, смеяться. Они падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
На экране кадр: тетрадь Тани Савичевой.
Ведущий 2: Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг. Пионерка-ленинградка, потрясает твой дневник! Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
На экране в тишине (под звук метронома, голос за сценой) кадры из дневника
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
Ведущий 2: Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник – В нем звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик.
Голос за сценой: Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. (На экране кадры Ленинградской блокады и детские фотографии той поры)
Голос за сценой.
Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
Объявляется минута молчания.
Ведущий 1: Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? Только память… Только она поможет нам
Девочка в черном выходит на сцену, читает и снимает черный плащ.
«Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто лез сам… Залезали друг на дружку, третий ли четвертый малыш доставал до черной тарелки и целовал ее. Потом менялись. Всем хотелось поцеловать слово «Победа».
Подросток :
На небо глянешь ты... Что стало, люди, Ни выстрела, ни гула… Ти-ши-на-а-а. Уже зачехлены стволы орудий… Окончена война!!!
Ветер, солнечное освещение сцены. Подросток берет в руки блокнот, присаживается на ступеньки, рисует.
Голос за сценой:
Он любит рисовать. Сидя на каменистом пляже, он ждет волну, большую-пребольшую, и старается запомнить её, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывает тетрадку, а мальчик с досадой прижимает уголок камушком. Он любит рисовать синие и зелёные горы, где они играют с мальчишками в «необыкновенные приключения».Может быть, он станет художником. А может быть моряком. Или инженером. Он станет мужественным, отважным, находчивым,… Но пусть его мечта обязательно сбудется, пусть над его головой светит ясное солнце и слышится ото всюду только бесконечный смех детей.
Музыка усиливается.
У ч е н и к 1. По рассказам и книжкам я знаю войну, Что сиротами сделала многих детей, Что заставила плакать седых матерей. По рассказам и книжкам я знаю войну.
У ч е н и к 2. По рассказам и книжкам я вижу войну. Вижу стены, разорванный бомбами дом. Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом. По рассказам и книжкам я вижу войну.
У ч е н и к 3. По рассказам и книжкам я слышу войну. Слышу грохот орудий и раненых крик. Слышу вздох партизан, замеревших на миг. По рассказам и книжкам я слышу войну.
У ч е н и к 4. Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте. Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде Знали б лишь о прошедшей войне.
Звучит фонограмма песни «Нам мир завещали беречь» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы родом не из детства - из войны. Методическая разработка внеклассного мероприятия
Документально-поэтическая музыкальная композиция с элементами театрализации для учащихся 8-11 классов...
Классный час-встреча "Я родом не из детства-из войны"
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвящённая Дню ракетных войск и артиллерии (19 ноября)...
Вечер поэзии Юлии Друниной "Я родом не из детства - из войны..."
Внеклассное мероприятие по творчеству Юлии Друниной...
Литературно-музыкальная композиция "Я родом не из детства-из войны"
В композиции использованы отрывки из стихотворений кировских и горьковских поэтов: М. Чебышевой, П. Маракулина, Т. Николаевой, Л. Лопуховой, В. Кумакшева, В. Шамшурина, А. Ревы. Цель урок...
Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"
Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"...
Я родом не из детства – из войны! (литературная гостиная)
Я родом не из детства – из войны! Что такое «патриотизм»? Как растить патриотов? По Далю «патриот – любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизник». Отсюда следует, что патриотизм – понятие ...
Я родом не из детства – из войны
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый пионерам-героям...