Опыт организации воспитательной работы в кадетских корпусах России
статья (5 класс) на тему
Исторический обзор воспитательных систем кадетских корпусов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Петронюк И.С.,
кандидат педагогических наук
Смирнов А.И.,
г.Санкт-Петербург, Россия
Опыт организации воспитательной работы в кадетских корпусах России
Честь и слава Родины покоится на совести офицерского корпуса,
ибо сила армий не в количестве войск, а в качестве их руководителей
А. Резанов
Армия – совокупность вооруженных сил государства. Так определяют слово «армия» толковый, энциклопедический, военный словари. Армия всегда была важнейшим инструментом складывания русского государства и орудием международной политики. Уже по определению армия является ценностью для государства, общества, человека как члена этого общества и существует независимо от индивидуального, личного отношения человека к ней.
История России является ярким свидетельством того, как бережно относились наши предки к своим силовым структурам, которые использовались в борьбе за целостность, суверенитет и независимость родной земли. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Л.Красавин писал: «Армия является наиболее ярким и наиболее стойким, организованным носителем народных идеалов и традиций. Именно потому, что наша армия традиционалистичнее, чем другие объединения и организации, именно потому народные идеалы живы в армии ещё тогда, когда в обществе они уже не существуют или перерождаются. Но именно в связи со своей обращенностью к прошлому армия более обращена к реальному будущему народа, чем так называемые «прогрессивные» элементы общества. В силу своей консервативности армия истинно прогрессивна».
Целенаправленная подготовка подростков к военной службе в офицерском звании появилась с рождением регулярной армии, а точнее с появлением двух потешных полков молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зрелый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса связывают появление патриотизма, как выражение сущности людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества.
Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офицерства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобретателями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Православной церковью. Например, первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721—1726).
Во всех армиях мира есть офицерские корпуса. Но только словосочетание «русский офицер» вызывает яркий образ в сознании, за которым стоит ряд ассоциаций с легендарными образцами высоко патриотичной службы, в критические моменты истории перетягивавшие чашу весов борющихся сторон в пользу России. Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование своеобразных черт русского офицерского корпуса, явился также и национальный характер. Среди отличительных черт русского офицера можно назвать такие, как беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь; непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение в любых условиях; высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и передаваемые рядовому составу; стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения; преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям; уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира; героическое поведение в плену; готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде; личный пример офицера своим подчиненным; мастерское владение своей профессией от полководца до рядового. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира, ни один офицерский корпус.
Предварительная подготовка юношества к служению Отечеству, сознательному выбору военной профессии в России имеет богатую историю. Об этом свидетельствуют публикации об истории военного образования в России дореволюционных военноначальников и педагогов, а так же исследования посвященные становлению и развитию кадетских корпусов в дореволюционной России.
В 1701 г. император Петр, движимый заботой о защите государства от внешних врагов и подготовке грамотного командного состава для постоянного войска, основал “Школу математических и навигацких наук”, которая была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. В школу принимали юношей 12-17-летнего возраста. Учебная программа школы включала русскую грамоту, арифметику, геометрию и тригонометрию, с практическими приложениями к геодезии и мореплаванию; в школе также обучали фехтованию. Здесь же впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в школах при архиерейских домах и монастырях, в адмиралтейских и “цифирных школах”. Ученики из дворян по окончании полного курса школы выпускались во флот, в инженеры, в артиллерию и «к архитектурным делам». Ученики, принадлежащие к нижним сословиям, обучались в школе грамоте и счету и предназначались на службу в писари, в помощники к архитекторам и в разных должностях в адмиралтействе.
В 1712 г. в Москве и в 1719 г. в Санкт-Петербурге создаются инженерные школы. В 1712 г. в Санкт-Петербурге учреждена школа при артиллерийском полку. В 1721 г. по указу Петра в каждом из 50-ти пехотных гарнизонов учреждаются гарнизонные школы для солдатских сыновей от 7-15-летнего возраста, в которых обучали “словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной науке”.
В 1732 году в Санкт-Петербурге указом императрицы Анны Иоанновны учрежден Корпус кадет шляхетских, проект положения о котором разработан президентом Военной коллегии графом Б.К. Минихом по предложению посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов. Основные положения устава заключались в следующем: все кадеты проживают вместе на территории корпуса, и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим; из числа офицеров одни капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами; в корпус принимаются исключительно дворяне 13-15 лет, обученные грамоте; учебный курс разделяется на четыре класса и в трех высших продолжается 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторяется в высших; в процессе учебы кадеты руководствуются расписанием занятий на неделю; надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками; кадетов обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года — публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников.
В программу обучения среди прочих включены «российская словесность» (язык и литература), история, геральдика и генеалогия и специальные военные дисциплины. В кадетском корпусе работали преподаватели исключительно высокой квалификации.
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора. Высшим проявлением благосклонности к корпусу считалось принятие царствующей особой на себя звания шефа корпуса. Александра I ввел практику направления в корпус для обучения “фронту” (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. Предполагалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование.
В 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус.
В 1762 г. по указу Екатерины II на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: “2-й кадетский императора Петра Великого корпус”. (Ныне Академия Можайского и Военно-космический Петра Великого кадетский корпус).
Кадетские корпуса в России сыграли значительную роль в деле подготовки юношей к государственной службе. На протяжении трехсот лет своего существования деятельность этих учебных заведений была нацелена на подготовку и воспитание достойных защитников Отечества, обладающих высоким профессионализмом, а главное преданных избранному делу. Выпускники кадетских корпусов отличались образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, чести, любовью к отечественной истории и армии, что и являлось основной целью педагогического процесса в кадетских корпусах.
Большая заслуга в реализации идей в области образования и воспитания подрастающего поколения в кадетских корпусах принадлежит тайному советнику, затем генерал-поручику И.И.Бецкому, который стал автором устава кадетского корпуса, утвержденного Екатериной II 11 сентября 1766 г. [1] И.И.Бецкой благоволил перед просвещенными деятелями, отличавшимися напористостью, ловкостью при достижении околотронных целей, и в то же время без должного уважения относился к офицерам, способным, по его мнению, лишь сражаться на поле брани.
Разработанные Бецким “твердые правила, по которым было назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное”, требовали, чтобы “воспитание в кадетском корпусе было более практическим”. В уставе, представленном Бецким на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”.[1, 8].
В качестве главных условий правильного, с точки зрения Бецкого, воспитания “новых людей” необходимым было принимать в корпус детей не старше шести лет (в этом-де возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и безотлучное пребывание воспитанников в корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (для изоляция от вредного влияния со стороны “старой породы”). По новому уставу предполагалось иметь в корпусе детей пяти возрастов: 5-9 лет, 9-12, 12-15, 15-18 и 18- 21-го года.
Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и “даже во временные отпуски брать не будут”.
Кадеты младшего первого возраста разделялись на десять отделений по 12 воспитанников в отделении и вверялись воспитательнице; общее руководство над первой возрастной группой поручалось женщине - управительнице возрастом. Кадеты второго возраста составляли восемь отделений по пятнадцать человек каждое; в каждом отделении был свой воспитатель, а во главе возрастной группы находился инспектор. В третьем возрасте в каждом из шести отделений было по 20 воспитанников. Каждый из двух старших возрастов подразделялся на два подразделения — военное и гражданское. Первое в каждом возрасте состояло из двух рот, которыми командовали капитаны; над воспитанниками гражданского подразделения в обоих возрастах командовал инспектор. Кадеты находились под бдительным надзором не только в спальнях и рекреационных залах, но также и в классах, преподавательскому персоналу было поручено «научение», а офицеры-воспитатели повсюду наблюдали за поведением кадетов. По мысли И.И. Бецкого, внутренний порядок в заведении должен был способствовать тому, чтобы кадеты приучались к самостоятельному труду, уходу за собой, а игры на свежем воздухе должны были способствовать их возмужанию и выработке силы и выносливости.
Кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России во второй четверти XVIII в. В 1774 г. указом Екатерины II было разрешено принимать в гарнизонные школы кроме солдатских сыновей и “неимущих дворянских детей”. В 1778 году генерал Зорич в г. Шклове открыл на свои средства Шкловское благородное училище для бедных дворян, которое впоследствии было преобразовано в Шкловский кадетский корпус, а в 1824 г. переведен в Москву и получил название Московского кадетского корпуса. Последнее его название — 1-й Московский императрицы Екатерины II кадетский корпус (просуществовал до революции). За первые 70 лет существования 1-го кадетского корпуса из его стен было выпущено 3300 воспитанников, многие из которых добились выдающихся достижений на поприще государственной службы, науки и искусства. Корпус окончили знаменитый русский полководец П.А. Румянцев-Задунайский, князь М.Н. Волконский, князь А.А. Прозоровский, директора кадетских корпусов генералы М.И. Мордвинов, П.И. Меллисино, драматурги А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.А. Озеров, фельдмаршал М.Ф. Каменский, генерал А.С. Милорадович, герои войны 1812 г. генералы П.П. Коновицын, И.И. Кульнев, граф К. Ф. Толь. [7].
В первый же год царствования Александра I князь Платон Зубов с согласия императора подготовил проект закона, в соответствии с которым предполагалось учредить 17 военных училищ, воспитанники которых получали бы общее начальное образование и затем могли бы продолжить учебу в кадетских корпусах. Такие училища были открыты в г. Туле (1801 г.), в г. Тамбове и в Оренбурге (1825 г.) В 1805 г. при непосредственном участии императора разрабатывается «План военного воспитания». Военные училища (в некоторых губерниях они получили название дворянских училищ) должны были создаваться теперь уже в каждой губернии, а их выпускники направляться исключительно в кадетские корпуса. По указу в том же году учреждается особый “Совет о военно-учебных заведениях”, первейшая задача которого состояла в унификации всей системы воспитания и образования в кадетских корпусах.
В 1802 году в Санкт-Петербурге учреждается Пажеский корпус, которому в системе кадетских корпусов принадлежало особое место, был исключительно элитарным учебным заведением. В число пажей могли попасть лишь сыновья и внуки полных генералов от кавалерии, инфантерии и артиллерии. Некоторые исключения делались лишь для отпрысков наиболее знатных русских, грузинских или польских родов. Учебная программа устанавливала восьмилетний срок обучения и включала Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, латынь, чистописание, рисование, арифметику, этику, геометрию, статику и механику, артиллерию, фортификацию, историю, географию, законоведение, а также обязательные для молодого аристократа танцы, верховую езду и дополнительно музыку (по желанию). Все предметы преподавались на русском языке, за редким исключением, что было вызвано необходимостью иметь в России высокообразованных аристократов, хорошо владеющих русским языком.
Пажеский корпус представлял собой военно-учебное заведение закрытого типа, в уставе которого отмечалось, что “корпус сей есть такое военное установление, где благородное юношество через воспитание приуготовляется к воинской службе строгим повиновением, совершенною подчиненностью и строгим принуждением, но добровольным выполнением должностей своих. Пажеский корпус — привилегированное учебное заведение, цель которого — доставить сыновьям заслуженных родителей, предназначенным к офицерской службе преимущественно в войсках гвардии, как общее военное образование, так и соответствующее их предназначению воспитание”.
В 1810 г. Пажеский корпус переведен в здание бывшего Воронцовского дворца, где до 1801 г. располагался Капитул Мальтийского ордена. Этот факт чисто внешней преемственности получил неожиданное развитие в системе воспитания пажей. Заветы мальтийских рыцарей, выбитые на стенах капеллы, были взяты воспитанниками Пажеского корпуса в качестве моральных и этических норм. Они гласили: «Ты будешь верить всему тому, чему учит церковь», «Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником», «Ты будешь любить страну, в которой родился», «Ты не отступишь перед врагом», «Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову», «Ты будешь щедр и будешь всем благотворить», «Ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла» [5, 8].
Для повышения престижности педагогов, в 1810 г. преподавателям 1-го и 2-го кадетских корпусов были пожалованы преимущества одного чина против их армейских коллег. При этом размеры жалованья существенно не возросли, но зато была затронута слабая струнка в сердце любого человека. К этому времени в кадетских корпусах сложились коллективы образованных корпусных офицеров, избранных главным образом из числа выпускников тех же корпусов. В кадетской среде укореняются собственные понятия о чувстве чести и долга, прочно связывавшие однокашников духом бескорыстной дружбы не только в стенах корпуса, но и за стенами корпуса в течение долгих лет жизни. Воспитанники разных выпусков встречались между собой как родные братья. По приезде в Петербург каждый из них первым долгом считал посетить свой корпус.
По мнению Николая I, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров. Все существовавшие к этому времени кадетские корпуса были переименованы в военные гимназии или расформированы. Во вновь созданных общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено правильное, согласно тогдашним требованиям педагогики, воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров из старших кадетов.
В основу воспитательного процесса в военных гимназиях легли следующие положения:
1) Каждый воспитатель лично несет ответственность за воспитание находящегося в его подчинении воспитанника.
2) Необходимое знакомство со всей деятельностью воспитанников, с их нуждами, понятиями и убеждениями может быть достигнуто только частым пребыванием воспитателя в среде воспитанников его отделения; во время приготовления ими уроков воспитатель прямо исполняет обязанности репетитора или же организует во всей подробности учебные занятия своих воспитанников вне класса.
3) Воспитатель следит за опрятностью воспитанников, исправностью их одежды, помещения и продовольствия, за всеми физическими их упражнениями, за всем образом жизни порученных ему воспитанников как в заведении, так по возможности и вне его.
4) Дежурный воспитатель неотлучно остается в заведении в течение суток и наблюдает как за поведением воспитанников своего возраста, так и за своевременным исполнением всех назначенных по расписанию дневных занятий.
5) На собраниях педагогического комитета всесторонне обсуждаются вытекающие из жизни заведения вопросы учебно-воспитательной практики с целью установления единства во взглядах и действиях всех наставников каждой гимназии.
Однако, 22 июля 1882 года по военному ведомству было объявлено, что “принимая во внимание заслуги бывших в Империи кадетских корпусов, питомцы которых, “прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения Престолу и Отечеству”, император повелел все военные гимназии именовать впредь кадетскими корпусами.
Восстановленные в 1882 г. и основанные впоследствии кадетские корпуса являлись средними военно-учебными заведениями. В них были общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе. Корпуса имели военную организацию и строгие нормы поведения кадетов, во многом определявшие формирование личности будущего офицера российской армии. Каждому кадету надлежало быть благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны. Кадет был обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе, добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах. В течение первого года обучения кадет должен был хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни, иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид, соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести. Кадет обязан был вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках, помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.
В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» отмечается, что успех достижения основной цели учрежденных заведений настоятельно требует, чтобы все доступные им воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на питомцем, как и вся обстановка жизни сих последних, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в каждом из них живой интерес к военному делу и славе русского оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность принести себя в жертву Родине.
Организация жизни в кадетов в корпусе (деление на роты с командирами во главе, ношение формы, военная дисциплина, постоянное общение с офицерами-воспитателями) играла большую роль в формировании у них «расположения к военной службе». Педагогам, служившим в кадетских корпусах в большинстве случаев удавалось пробудить у воспитанников интерес к военной службе, так как «мальчик, поступивший в корпус, сразу окунался в атмосферу великодержавности нашей России». Мемуары свидетельствуют, что особым авторитетом в кадетских корпусах пользовались сотрудники, являвшиеся участниками различных воин. В годы Русско-японской и Первой Мировой войн побеги кадетов на фронт в действующую армию не были редкостью. Для мировоззрения большинства кадетов было характерно преклонение перед всем военным. Их сознанию был свойственен дух товарищества и корпоративности. Его укрепление считалось, наряду с развитием любви к военному делу, одним из важнейших условий успешности воспитательной работы. «Особняком держали себя юноши, носившие имя «кадет», как бы осознавая себя членами особого ордена». Согласно «Инструкции по воспитательной части» педагоги должны были делать всё, чтобы между воспитанниками не ощущалась разница в материальном положении. Кадетская спайка всегда основывалась на чувстве абсолютного равенства между кадетами. Между носящими одни и те же погоны не было «ни эллина, ни иудея», а были они кадеты. Снобизм кадетам был чужд. О сплоченности кадетов свидетельствует быстрота, с которой в эмиграции возникли общества воспитанников различных корпусов, слившихся затем в Общекадетское объединение.
Одним из условий педагогического процесса в кадетских корпусах являлась по-военному строгая дисциплина. Основные педагогические функции в кадетских корпусах выполняли армейские офицеры, окончившие высшие учебные заведения и прослужившие в офицерском звании не менее четырех лет, из которых не менее двух лет – в строю, располагающие обширным арсеналом мер наказания. Однако, Инструкция по воспитательной части требовала учитывать при определении меры наказание только степень провинности, но и особенности характера кадета. По большинству свидетельств, офицерам и преподавателям корпусов, все же удавалось снискать доверие и авторитет у кадетов.
Быт кадетских корпусов был подчеркнуто аскетичным, что приучить кадетов «к деятельной заботе о самом себе, к воздержанности и довольству своим положением, к аккуратности и строгой расчетливости в пользовании средствами». Одновременно в подчеркивалось, что «следует противопоставить разумное и твердое противодействие развитию в юношах меркантильного направления». [4,5]. Выбор развлечений для кадетов был минимальным, исключены балы, так как по мнению педагогов они развивали вкусы и требования, которые не сможет удовлетворить «скромная, трудовая и сопряженная с лишениями жизнь армейского офицера». Весь педагогический процесс в был проникнут военным духом. Кадетские корпуса прививали любовь к Отечественной истории, своим армии и флоту; создавали военную касту, проникнутую лучшими историческими традициями; вырабатывали тот слой разношерстного русского общества, на костях и крови которого создавалась российская слава. Сама среда и обстановка воспитывали жертвенность. Сотрудникам кадетских корпусов удалось воспитать у большинства кадет искреннюю веру в монархические идеалы, сознание нерушимости присяги и преданность воинскому долгу. Об этом свидетельствует позиция, занятая кадетами во время политических событий начала ХХ века. Революционные события были встречены ими крайне враждебно, кровавая развязка была неизбежна, так как кадеты всех корпусов приняли активное участие в сопротивлении большивистскому правительству, а с началом Гражданской войны бывшие кадеты составили костяк Белой армии.
После революции 29 кадетских корпусов России были упразднены новой властью. В 1920-1944 годах воспитанники пятнадцати Российских кадетских корпусов оказались за рубежом. Обучение продолжали несколько корпусов, сохраняя традиции кадетского воспитания и образования, что позволило практически всем воспитанникам этих корпусов занять в жизни достойное положение, некоторые стали известными и уважаемыми людьми стран своего проживания. В силу отсутствия системы дальнейшего военного образования все выпускники продолжили обучение в высших гражданских учебных заведениях. Во Франции существовал корпус-лицей Императора Николая II до 1964 г.
В системе образования России как во второй половине XIX – начале XX века, так и с 1943-44 гг. кадетские образовательные учреждения (суворовские и нахимовские училища) осуществляют предварительную подготовку воспитанников к поступлению в военные училища и академии. С 1943 г. созданная по типу кадетских корпусов система воспитания и образования в суворовских и нахимовских училищах повторила опыт кадетских корпусов дореволюционной России. В вопросах воспитания и целях обучения различий практически нет. С 1993 г. – наряду с кадетскими корпусами Министерства обороны РФ повились и многие другие учебные заведения, именующие себя кадетскими корпусами, кадетскими школы, кадетскими интернатами и т.д., которые осуществляют подготовку воспитанников по разным программам и с разной целью.
Таким образом, кадетские корпуса дореволюционной России успешно справлялись с поставленными задачами, прививая юношам готовность сражаться «за государство, Царю врученное, за род свой, за Православную Веру и Церковь». Вся организация педагогического процесса была подчинена профессиональной ориентации. Этому способствовали такие педагогические условия организации ценностной направленности педагогического процесса в кадетских корпусах как особый уклад жизни, сочетающий в себе «атмосферу великодержавности» и некоторый аскетизм в бытовых условиях, создавало соответствующий эмоциональный фон; осуществление педагогических функций строевыми офицерами, организационная структура кадетских корпусов, военная дисциплина приобщали подростков к военному образу жизни армейского офицера, позволяли кадетам ощущать свою принадлежность к профессиональной группе военнослужащих, осознавать свою сопричастность с социокультурным пространством. Ценностно-смысловая сфера кадет формировалась в результате понимания значимости ратного труда для общества, эмоционального принятия и наделения собственным смыслом событий и явлений повседневной жизнедеятельности, в результате чего происходило их самоопределение. Опыт профессионального самоопределения востребован современными учебными заведениями довузовской подготовки.
Литература:
1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. – М.: «Учпедгиз», 1965. – 224с.
2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: «Речь», 2005. – 208с.
3. Бацов В.И. Беседы о воинском воспитании. Второе издание. – СПб.: Военная типография императрицы Екатерины Великой, 1915. – 59с.
4. Волков С.В. Русский офицерский корпус.- М.: «Воениздат», 1993. – 365с.
5. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. – М.: Издательство «Белый берег», 2005. – 263с
6. Инструкция по воспитательной части для военных гимназий, однородных с ними заведений и военных прогимназий. - СПб.: тип. Стасюлевича, 1905. – 154с.
7. Красавин О.А. В Суворовском кадетском корпусе. - М.: «Менеджер», 1999 г. - 80с.
8. Седьмая кадетская памятка юбилейная 1920-1995. -Нью-Йорк: Объединение Кадет Российских Кадетских Корпусов за Рубежом, 1997.- 461с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ воспитательной работы в кадетском классе (5В) за 2012-2013 учебный год
Анализ воспитательной работы в кадетском классе (5В) за 2012-2013 учебный годКлассный руководитель Гагарина М.Е....
Анализ воспитательной работы в кадетском классе (5В) за 2012-2013 учебный год
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и военно-патриотической работе. С этой целью в систему воспитательной работы класса введен комплекс мероприятий военно-патриотической напр...
Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".
В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...
План воспитательной работы в кадетском классе.
План воспитательной работы. Кодекс классного руковдителя. Примерная цуиклограмма работы классного руководителя....
Планы воспитательной работы в кадетском классе
Формы проведения военно-патриотической работы в кадетском классе 1-го года обучения...
Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
Статья для педагогов и родителей. Хорошая психологическая обстановка в семье - залог успешности вашего ребенка. Педагогу необходимо профессионально относиться к вопросу детско-родительских отношений, ...
Статья "Опыт организации воспитательной деятельности в гимназии"
Исходя из понимания, что создание положительного опыта взаимодействия гимназии с субъектами воспитательного пространства города возможно при условии признания достижений гимназии этими суб...