Мы за здоровый образ жизни
классный час (5 класс) на тему

Лопатина Елена Николаевна

Сценарий классного часа для учащихся 5-7 классов, целью которого является формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_za_zdorovyy_obraz_zhizni.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы за здоровый образ жизни!

Внеклассное мероприятие в рамках акции «Спорт вместо наркотиков».

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи: 

  • Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое вредные привычки оказывают на здоровье человека, способствовать отрицательному отношению к курению, алкоголю и наркотикам.
  • Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
  • Содействовать воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, способной планировать свое будущее.
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование:

  • Плакаты, рисунки, фотографии, посвященные вредному воздействию алкоголя, никотина и наркотиков.
  • Компьютерная презентация о вреде курения.
  • Видеофрагмент о вреде наркотиков.
  • Карточки- задания для команд.
  • Таблица: Способы борьбы с вредными привычками.

                                  Ход мероприятия

  Дорогие ребята! Здравствуйте! Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

  Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят различные элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

  Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

  В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

  Сегодня мы познакомимся с очень важной информацией по проблеме алкоголизма, наркомании и курения, которую  ваши товарищи подготовили для вас. Но сначала давайте посмотрим, к чему приводят вредные привычки.

(демонстрация компьютерной презентации о вреде курения, алкоголизма и наркотиков)

(выступление учащихся)

1 ученик: Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Колумбом в XV веке и получили название «табак». У курящих быстро наступает тяга к курению, и с ней трудно бороться. Доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них- яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относится к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком.

2 ученик: 

  • Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы.
  • Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут.
  • За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек.
  • Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением.

  А сейчас  послушайте сказку С. Маршака «Как медведь трубку нашел.» (исполняют ученики)

Рассказчик. Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашёл. С того всё и началось! Стал Медведь трубку курить. И так он к этой трубке привык, что когда табак в кисете весь вышел, Медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всём Медведь забыл – набьёт трубку, закурит, да и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал Миша прихварывать… Шёл как-то он опушкой, встретил лису. Увидела Лиса медведя, так и ахнула.

Лиса.

Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы всё лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?

Медведь (истощённо).

Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…

Лиса (бодро).

Что ж ты к дятлу не пойдёшь?
К Дятлу надо б обратиться!
Он у нас такая птица!
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.

Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивлённо.)

Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?

Медведь Да. Хвораю.

Волк. Что с тобою?

Медведь. Сам не знаю…
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…
Пропадаю..

Волк. Пропадёшь,
Если к Дятлу не пойдёшь!
Надо к дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберётся, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!

Медведь. Завтра я к нему пойду!

Волк. А найдёшь его?

Медведь. Найду.

Рассказчик. Разыскал медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошёл Медведь к сосне, голову кверху задрал.

Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!

Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?

Медведь. Видно, нет! Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться –
Да не сплю! Никак не спится!
Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь…

Дятел. Верно, куришь или пьёшь?

Медведь. Да, курю? Откуда знаешь?

Дятел. Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук.
Дай-ка спину…Тук-тук-тук!
Да-с! выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с… Мне всё как будто ясно.

Медведь. Не смертельно? Не опасно?

Дятел. Накопилась в лёгких копоть –
От куренья вся беда!
Ты, топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!

Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!

Дятел. Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!

Рассказчик. Поблагодарил медведь Дятла за совет и поплёлся домой. Приплёлся, присел на пенёк, достал трубку, набил её сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

День не курит, два не курит, на третий не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Искал, искал – насилу нашёл. Закурил. Сидит, дым пускает, а сам прислушивается: нет ли где Дятла поблизости? Так всё лето, всю осень до самой зимы то бросал медведь трубку, то вновь находил. Так и не бросил. Наступила зима.

Пошёл как-то лесник в лес за дровами. Глядь – из медвежьей берлоги дым валит. Удивился лесник, заглянул в берлогу, а там Медведь от курения так ослаб, что зарычать на лесника не может. Бери Медведя голыми руками. Стоит бедняга против лесника на своих четырёх лапах – качается. Глаза от дыма слезятся, шерсть клочьями, а в зубах трубка1

Узнал лесник свою трубку, вынул её из пасти Медведя, вот уж не ожидал её вновь увидеть. Выбросил трубку подальше, а Медведя домой привёл.

Лесничиха. Ты кого привёл к нам, Федя?

Лесник. Посмотри, привёл Медведя!

Лесничиха. Настоящий?

Лесник. Настоящий!
Да к тому ж ещё курящий!

Лесничиха. Что ж теперь нам делать с ним?

Лесник. Как что делать? Продадим!
Завтра утром на возу
В город, в цирк его свезу!

Рассказчик. В нашем цирке есть Медведь,
Приходите посмотреть.

Лесничиха. Смел и ловок Мишка бурый,
И ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой
Самый лучший акробат!

Медведь. Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой, - запах дыма
Мишка чует за версту.

Рассказчик. И тотчас на задних лапах
Начинает вдруг реветь.
Потому что этот запах
Не выносит наш Медведь!

3 ученик: Алкоголь называют похитителем рассудка. Слово «алкоголь» означает «одурманивающий». Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится агрессивным, теряет контроль над собой, становится психически неуравновешенным. Алкоголь особенно опасен для растущего организма, и «взрослые» дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности.

(демонстрируются плакаты и фотографии о вреде пьянства)

А сейчас мы проведем небольшой конкурс между командами. Народная мудрость – это неоспоримая истина, веками собранные наблюдения. Такая мудрость заключена в пословицах и поговорках. Вам предлагается составить 10 пословиц о вреде пьянства. Каждую пословицу нужно собрать из двух половинок.

  • Пословицы:
  • Хмель шумит, | а ум молчит.
  • Дали вина, | так и стал без ума.
  • Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
  • И худой квас лучше | хорошей водки.
  • Кто вино любит, | тот сам себя губит.
  • Работа денежки копит, | хмель их топит.
  • Вино полюбил – | семью разорил.
  • Водка и труд | рядом не идут.
  • Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.
  • Невинно вино, | но проклято пьянство.

4 ученик: Наркотики- это химические вещества растительного или химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение. К наркотикам привыкают очень быстро, а вылечить эту зависимость трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Подросток, попробовавший наркотики, к 25 годам становится законченным наркоманом, и вылечить его намного труднее.

(демонстрация видеофрагмента о вреде и последствиях наркомании)

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении наркотиков, алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек? На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах: 

  • причины курения;
  • последствия курения;
  • причины употребления алкоголя, пива;
  • последствия употребления алкоголя, пива;

Результаты фиксируют на рабочих листах и их представляют.

Причины (мотивы) употребления табака,  алкоголя и наркотиков: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Наиболее характерные для  табакокурения заболевания:

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
  • Раковые заболевания легких, гортани.
  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике. .
  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
  • Расстроена работа потовых и сальных желез.
  • Волосы истончены, секутся и выпадают.
  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние. 
  • Понижается острота слуха.
  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
  • “Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

  • Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
  • Гибель клеток головного мозга, снижение памяти. 
  • Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт. 
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит. 
  • “Синдром хронической усталости”.
  • Снижение иммунитета.
  • Раннее старение (особенно девушек).
  • Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

Приоритет позитивных ценностей.

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”

Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить?

(все вместе заполняют правую часть таблицы)

Каковы отрицательные моменты употребления наркотиков

Чем заменим

Потеря здоровья

Купание, прогулка, хобби, спорт и т.д.

Разрыв отношений с близкими

Участие в общественной жизни класса, школы, достижение успехов в какой-либо деятельности.

Общественное порицание

Быть самому интересным собеседником, а для этого: чтение книг, хобби, посещение творческих групп.

Вовлечение в криминальные группы, совершение противоправных поступков

Послушать музыку, пообщаться с друзьями.

В нашем классе есть немало ребят, которые ведут активную, интересную, а главное здоровую жизнь. Давайте послушаем об их увлечениях и достижениях.

(Группа учащихся рассказывает о своих занятиях спортом, демонстрируя медали, дипломы, кубки. Другие учащиеся рассказывают о занятиях в творческих коллективах, об участии в концертах, спектаклях, и также демонстрируют грамоты и дипломы. Некоторые ученики рассказывают о своих хобби, показывая коллекции, фотографии и т.д.)

Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из нашего мероприятия?

(ученики высказываются по проблемам вредных привычек)

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!” Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!

Вредные привычки, которые притягивают молодых людей, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, болезней, бед. Давайте не будем рабами вредных привычек! Наш совет- никогда на пить и не курить!

(под красивую музыку ребята высказывают свои впечатления от проведенного мероприятия, свои мысли, чувства, выводы)

Список литературы. 

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. №2. 2006.
  2. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007
  3. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. Волгоград. Панорама; Москва. Глобус..
  4. Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 1985. - №8.
  5. www.festival 1st september


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...