Классный час по теме " Блокада Ленинграда"
классный час (6 класс) на тему
Классный час по теме "Блокада Ленинграда" воспитывает уважительное отношение к старшему поколению и памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Классный час по теме:
- « Блокада Ленинграда».
- Учитель: Дятлова Л.И.
Класс – 6
Цель классного часа:
совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.
Оснащение: презентация « Блокадный Ленинград».
Учитель: 27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко – фашистской блокады с Ленинграда.
Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Осада города продолжалась приблизительно 900 дней, с 8 сентября 1941г. до 27 января 1944 г. Два миллиона 887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения .Сюда попали и войска, защищавшие город; никто из них даже и не рассматривал никаких призывов сдаться. ( Слайды1-4)
На защиту родного города поднялись все её жители .В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы. ( Слайды 5-8 )
Ученик: Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим!..
( О. Берггольц)
Продовольствие и топливные запасы – всё было очень ограничено ( только на 1-2 месяца )
Весь общественный транспорт остановился. К зиме 1941/42 г. г не осталось никаких топливных запасов, водных поставок, почти никакой электроэнергии и очень небольшой запас продовольствия. В январе 1942 г. в разгар необычно холодной зимы было зарегистрировано самое низкое количество продовольствия в городе: на человека приходилось только по 125 граммов хлеба в день. Только за два месяца, - январь и февраль 1942г., - 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода. (Слайды 10 -13)
Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей: ( Слайд 14 )
Ученик: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Учитель:Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.
Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. ( Слайд 15 )
Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье
( О. Берггольц )
В связи с прекращением связи с Большой землёй особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной « Дорогой жизни». По этой дороге вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи. ( Слайд 16)
Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях.
Ученик: И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
( О. Берггольц)
Наступила весна 1942года. 25 марта 1942 года было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведён в порядок силами измождённых ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи. ( Слайд 17 )
В городе работали театры, музеи. Всё то время, когда шла блокада, не замолкал ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.
Голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах.. ( Слайд 18)
2июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде. ( Слайд 19 )
22декабря1942 года была учреждена медаль « За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. ( Слайд 20 )
В январе 1943г. блокада была прорвана советскими войсками, а годом позже – 27 января 1944г. – была полностью снята. ( Слайд 21 )
В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа салюта.
Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
( В. Рождественский)
Учитель: Ленинградская битва имела огромное политическое и стратегическое значение. Советские войска в битве за Ленинград оттянули на себя до 15-20% вражеских сил на Восточном фронте и всю финскую армию, разгромили до 50 немецких дивизий.
Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников. (Слайды 22 – 30).
Ученица: Мне и самой порою не понять,
Всего, что выдержали мы с тобою…
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
Мы выдержали испытанье боем.
И, каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
( О. Берггольц)
Ученик: Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот...
Но вышел на проспект Международный
Вооружённый трудовой народ.
Он шёл с бессмертным
возгласом в груди:
- Умрём, но Красный Питер
не сдадим!..
( О. Берггольц)
Ученик: Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
И если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье
( О. Берггольц )
Ученик: И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
- Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
( О. Берггольц)
Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
( В. Рождественский)
Ученица: Мне и самой порою не понять,
Всего, что выдержали мы с тобою…
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
Мы выдержали испытанье боем.
И, каждый, защищавший Ленинград,
Вложивший руку в пламенные раны,
Не просто горожанин, а солдат,
По мужеству подобный ветерану.
( О. Берггольц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка классного часа по теме "Блокада Ленинграда"
конспект + презентация к классному часу "Блокада Ленинграда" для 7 класса...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...
классный час по теме "Блокада Ленинграда"
Классный час по теме "Блокада Ленинграда"...
Классный час на тему "Блокада Ленинграда"
Цели классного часа:1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственног...
Классный час на тему "Блокада Ленинграда" 7 класс
Сегодня мы будем говорить о войне. 75 лет назад закончилась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня, погибло более 800 тысяч человек. Люди которые жили в то военное, суровое, страшное время, пе...
Классный час на тему: «Блокада Ленинграда»
Цель: показ приёмов формирования ключевых компетентностей через системно - деятельностный подход.Аксиологическая задача: формирование чувства патриотизма и гордости за героическое прошлое своей с...
Классный час по теме "Блокада Ленинграда", 6 класс.
Материал знакомит учащихся с основной фактической информацией, относящейся к теме, - цифры, даты, имена....