классный час"Юные герои"
классный час (6 класс) на тему

Смирнова Жанна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_geroi.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московский кадетский корпус»

«Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

классного часа « Юные герои».

                                                                                   Подготовила: Смирнова Ж.В.                                                    

Москва 2014

ЭПИГРАФ: «Долг перед Отечеством - святыня человека. От нас, отцов, матерей, педагогов зависит, чтобы каждый юный гражданин дорожил этой святыней».                                                                             В.А.Сухомлинский

Актуальность: Одной из задач нравственного воспитания является воспитание патриотизма.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию воспитанниц чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

 Данное открытое мероприятие посвящено Великой Отечественной войне.

    Хроника, литературно-художественные произведения, стихи военных лет содержат огромный заряд нравственности и патриотизма, что отражает выбранное направление воспитательной деятельности.

        Участие в мероприятии воспитанниц активизирует их внеурочную деятельность, развивает жизненную позицию.

       Мероприятие строилось с опорой на знания и навыки, полученные ранее,   т.е.  учитывался принцип преемственности.

     Цели:  

  • расширить представление воспитанниц о Великой Отечественной войне;
  • формировать отношение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения;
  • побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий, к изучению корней своей семьи, рода.

Задачи: создать необходимый эмоциональный настрой, побудить воспитанниц к размышлению о долге, памяти, патриотизме

(Технологии: коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, педагогика сотрудничества)

Оборудование:

Компьютер, мультимедийная презентация, фонотека.

Форма проведения:   классный час с  элементами литературно-музыкальной композиции

Подготовительная работа:

  1. Просмотр кинофильмов о Великой Отечественной войне;
  2. Беседа: «Что значит для меня Победа»;

Оформление:  плакаты, фотографии военных лет, стенгазета «Юные герои»

План классного часа:

  1. Вступление.
  2. Сообщения воспитанниц.
  3. Минута молчания.
  4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия:

Вступление (слайд1)

Классный руководитель: Дорогие воспитанницы, наш классный час мы посвящаем самому главному событию нашей страны, годовщине победы нашей страны над фашистской Германией. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

“Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

(слайд2)

Классный руководитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.(Звучит голос Ю.Левитана, песня «Священная война) Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Воспитанница:

Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы”. Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой. (Слайд3)

Классный руководитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.

Воспитанница :

Под вечер в гестапо её привели.

 Прикладами били сначала.

 Стояла она чернее земли,

 Как каменная, молчала.

 Когда ей руки стали ломать

 На исходе бессонной ночи,

 Плюнула партизанская мать

 Немцу в бесстыжие очи.

 Сказала (были острые, как нож,

 Глухие её слова);

 Труд твой напрасный.

 Меня убьёшь –

 Россия будет жива.

 Россия тысячу лет жила,

 Множила племя своё.

 Сила твоя, убийца, мала,

 Чтобы убить её!

Классный руководитель :Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

(Тексты к фотографиям читают воспитанницы)

Валентин Котик (слайд4)

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Галя Комлева(слайд8)

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Саша Ковалев

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден — орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, — ордена Отечественной войны I степени — юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Сколько же их было?

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Воспитанница:

Люди! Покуда сердца стучатся,

 Помните.

 Какой ценой завоёвано счастье,

 Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,

 Помните!

 О тех, кто уже никогда не споёт,

Помните!

Р. Рождественский

(Звучит голос Ю.Левитана)

Классный руководитель:  Вот и подошел к концу наш час памяти. Мы сегодня предлагаем всем собравшимся здесь написать письмо будущему поколению, тем, кто будет учиться в Пансионе после нас. В нем мы попробуем убедить потомков в том, что война - это самое страшное явление в мире, это смерть миллионов людей. Пусть это письмо хранится в музее нашего Пансиона, его прочитают будущее поколение на 100-летие со Дня Победы.

И это обязательно будет в мирное время.

Звучит песня «  День Победы»

                                        Интернет ресурсы:

  1. http://images.yandex.ru/
  2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://blokada.otrok.ru/poetry.php
  4. http://bestmymusic.com/267-pesni- -.htm
  5. http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/135/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов

Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....

Юные герои-богатыри

Урок музыки в 5 классе по теме "Юные герои-богатыри" затрагивает тему - "Место подвига в жизни человека". В ходе урока учащиеся знакомятся с подвигами героев-молодогвардейцев и Зои Космодемьянской в г...

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." был проведён накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и ветера...

Внеклассное мероприятие "Памяти юных героев посвящается" 5 кл

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Памяти юных героев посвящается..." было проведено накануне празднования 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне с участием общественности города и вете...

Линейка, посвященная Дню памяти юных героев-антифашистов

Сценарий торжественной линейки для пионерской организации, посвященной Дню памяти юных героев-антифашистов (8.02). Приложена презентация с фотографиями пионеров-героев. На линейке члены пионерской дру...

Мероприятие, посвященное Дню героев Отечества « Юные герои Кубани»

Это внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов, направленное на воспитание патриотизма, чувства уважения к историческому прошлому своей родины. Учащиеся знакомятся с историей возникновения празд...