классный час "Мы строим дом" -11 класс
классный час (11 класс) на тему
классный час "Мы строим дом" -11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Кл. час – игра « МЫ СТРОИМ ДОМ»
Цель урока: - сплотить ученический коллектив, повышение взаимопонимания и взаимодействия
- заставить ребят задуматься над ценностями – дом, дружба, взаимопонимание, любовь.
- способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, учимся слышать другого человека.
- способствовать формированию у уч-ся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки
- создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и примерить разные социальные роли
- содействовать развитию у уч-ся чувства эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и к другим
оборудование : - нарисовать на ватмане дом и разрезать его на кирпичи
- каждой группе – конверт со строительным материалом ( конверт со словами – дружба,
- результаты анкетирования
- симфония №40 Моцарта
- картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
- муз Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»
- презентация о детстве
ХОД ИГРЫ
1. Учитель: Деление класс на 2 команды: взять с закрытыми глазами жетон(по цвету)
«Золотые правила» работы в группе
- Каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают;
- Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует;
- Каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; Если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»;
- Не говорят о том, кто сейчас отсутствует
Человеческая жизнь похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем.
+Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране ДЕТСТВА. Перед вами наши истоки, корни. ( презентация ) Отсюда начался наш путь по ДОРОГЕ к себе и другим.
У каждого человека должен быть дом. Дом – своего рода, крепость, где мы себя чувствуем в безопасности; где каждый из нас окружен заботой и любовью близких.. Рано или поздно у каждого из вас будет свой дом, но сегодня нам предстоит построить дом, в котором мы проживем почти два года, и в который вы будете возвращаться только на юбилеи 5,10 и т.д. лет, из которого никогда не хотелось бы никогда уйти, а если это случится, то туда всегда можно было бы с легким сердцем вернуться.
Любой дом имеет свои составляющие : это фундамент, стены из кирпичей и крыша.
+Как вы думаете, какие ценности сделают наш дом крепким, нерушимым, уютным и счастливым? ( называют нравственные ценности, которые по их мнению , создадут такой дом)
2. Побудем «строителями» : каждая группа получает конверт, в нем необходимый строительный материал. Вы будете строить на парте, я на доске вместе с вами.
+Подумайте, что станет фундаментом нашего дома?
3. Фундамент нашего дома – дружба. Есть старое правило: хочешь иметь друга – будь им. Потрудись душой для рядом находящегося человека.. Восприми его радости и горести как свои подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств.
Учитель : первый конкурс нашей программы посвящен пословицам о дружбе. +ВСПОМНИТЕ пословицы о дружбе
- с иным водиться, что в крапиву садиться
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
- Дерево держится корнями, а человек – друзьями
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
- Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.
- Ласковыми словами и камень растопишь
- Хороший человек предъявляет требования к себе, а плохой –другим
- Не копай другому яму, сам в нее свалишься
Итак, фундамент готов. Приступим к строительству стен из кирпичей.
1 КИРПИЧ Конкурс ЗНАНИЯ
1. Давайте сначала определимся – КТО МЫ? К КАКОЙ ГРУППЕ ОТНОСИМСЯ?
Послушайте идею психолога Э. Берна.
«ПРИНЦЫ» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. У принцев могут быть кривые ноги, большой нос – все это не мешает им быть принцами. Они себя все равно любят. Принцы никогда не притворяются, что знают все. Они могут чего-то не знать, не уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. Принцы уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.
«ЛЯГУШКИ» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от принцев, они не живт в настоящем, а убивают время, ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. Лягушки во все сомневаются – в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить, любить и быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других людей, не доверяя себе. У лягушек в их бедах виноваты окружающие условия жизни, они разхочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода.
Я не прошу у вас ответа. Задумайтесь. Я только скажу, Лягушками рождаются, а принцами становятся
2.( интеллектуальная разминка)
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге
- Какой русский царь любил плотничать
- Кого из русских царей прозвали тишайший
- назовите фамилию друга Шерлока Холмса (Ватсон)
- Сколько недель в году (52)
- Главная площадь Москвы (красная
- Кто говорит:Сим-сим , откройся (Али-баба
- т-ф пожарной охраны – о1
- хвостатая звезда –комета
- самое быстрое животное –гепард
- часть слова. стоит перед корнем – приставка
- самая близкая к нам звезда - солнце
Кирпич лег хорош, прочно
2 КИРПИЧ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
Перед вами репродукция голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Кисти этого худ-ка принадлежит более 650 картин. Эту картину вы сможете увидеть в Эрмитаже. Написанная в последний год жизни худ-ка, он стала своеобразной лебединой песнью, в которой запечатлена и трагедия жизни самого Рембрандта : из жизни ушел его единственный сын Титус. ( см на экран)
Сюжет о блудном сыне, я полагаю, вам известен. Кто может передать содержание библейской притчи?
Анализ картины:
-Где происходит действие?
( в доме, точнее на пороге дома)
- Как вы считаете, почему художник выбрал именно это пространство?
(порог – своеобразный символ преграды. Это препятствие, выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, гордостью и смирением, обидой и прощением)
- Какие несоответствия с текстом притчи вы заметили?
( Изменилось пространство : в притче- действие вне дома, а в картине – на пороге дома;
разное поведение героев: в притче- отец бросился навстречу сыну, а на полотне – сын стоит на коленях ; В картине – есть свидетели встречи, а в притче – нет)
Учитель : вы наблюдательны, от вашего внимания не ускользнула ни одна деталь. А как вы считаете, отец простит сына или нет? Герои на картине молчат, но это молчание красноречиво. И если мы умеем видеть и чувствовать, то мы сможем предположить из диалог.
Зад: оживите картину, заставьте отца и сына заговорить. Первая группа будет отцом, а вторая – сыном. ( поработайте в парах). Составьте диалог на 2-3 минуты. ( музыка – симфония №40 Моцарта)
- Кто из них начинает разговор?
- С какими словами обращается сын к отцу?
- Скажите, трудно было выполнить это задание? А почему?( трудно подобрать слова, трудно просить прощение)
- А труднее, просить прощение или прощать? Просили ли вы в своей жизни прощение? Отвечать не надо. Вспомните, а у вас просили прощения? Отвечать не надо. Сначала подумайте.
- Так что же труднее: просить прощения или прощать?
- Отцы, кто из вас простил сына. Поднимите руку.
- Значит, вам более симпатичен сын?
- Кому же больше симпатизирует худ-к? Всмотритесь в полотно. Все золото палитры выплеснуто на фигуру сына. И зритель не замечает его лохмотьев, босых ног, вы видите больше чем запечатлел худ-к.
Рембрандт – мудрый худ-к-психолог, он сумел передать тончайшее движение души героев и явно выразил свое к ним отношение. ( Незрячие глаза полны : страдания и просветленной радости)
- Какова основная идея произведения? (Дает урок любви к человеку: понимания и прощения)умейте прощать, и тогда вы становитесь нравственно богаче; умейте просить прощение и тогда вы станете нравственно чище)
3. КИРПИЧ _- ЗДОРОВЬЕ
Здоровье – самая большая ценность и для самого человека, и для государства. Крепкое зд – это залог бодрости, работоспособности, долголетия.
КОНКУРС – тест на состояние здоровья. (См на экран)
1. Как часто в этом году у вас была простуда?
0- ни разу
1 – от 1-до 4 раз
2 – более 4 раз
2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания: (бронхит, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?
0- нет
1. одно заболевание
2. комплекс заболеваний
3. Бывают ли у вас дни общего недомогания ( вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.)?
0 – крайне редко
1.- часто
2. очень часто.
Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке
2 -4 балла – вы в группе риска
5-6 баллов – ваш организм ослаблен
4.КИРПИЧ _- НАХОДЧИВОСТЬ
1. Игра – перевертыши
вопросы : всегда забыто – чтобы помнили
вечерняя бандероль – утренняя почта
собака на тропе – дорожный патруль
завод медалей – фабрика звезд
первый трус – последний герой
глупцы и тупцы – умники
дружба по привилегиям – бои без правил
открытый объектив – скрытая камера
2. Задание: ( в конкурсе участвуют все по очереди)Назовите свое имя, присоединив к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения.. Условие – прилагательное должно начинаться с первой буквы имени.
Например, Таня – трудолюбивая
5.КИРПИЧ - КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ : учимся строить отношения
В жизни вы являетесь носителями разных социальных ролей ( дочь, сын, ученик, девушка) и в течение жизни у каждого меняется взгляд на самого себя и других. В семье порой возникают разногласия. (М.Твен: «Когда мне было 16 лет, мне казалось, что мой отец полный дурак, когда мне исполнилось 20 лет – я начал думать, что этот полный дурак поумнел за короткое время, а когда мне исполнилось 30 лет -, я понял, каким дураком я был в 16 и 20 лет») Но, умение правильно понять ситуацию и найти из нее выход позволяют сохранить равновесие семейных отношений
Наш КОНКУРС – СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ ( РАБОТА В ГРУППАХ) позволит узнать мнение участников. Необходимо найти правильное конструктивное решение или мягкое противостояние. (Чтобы предотвратить конфликт и сохранить собственное достоинство)Обсуждение – 1 минута. Рассмотрим конкретные ситуации.
1. Ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими
( почему возник конфликт? Каковы позиции участников конфликта?
какими могут быть пути развития данного конфликта и его последствия?
благодаря чему удалось избежать конфликта?
- чувства участников конфликта
- развитие конфликта : договариваться или не договариваться
2. Подруга обещала принести диск, но отдала мальчику)
( почему возник конфликт? Каковы позиции участников конфликта?
какими могут быть пути развития данного конфликта и его последствия?
благодаря чему удалось избежать конфликта?
- чувства участников конфликта
- развитие конфликта : договариваться или не договариваться
3. Папа ругает сына за то, что пришел поздно с прогулки, хотя обещал прийти вовремя.
( почему возник конфликт? Каковы позиции участников конфликта?
какими могут быть пути развития данного конфликта и его последствия?
благодаря чему удалось избежать конфликта?
- чувства участников конфликта
- развитие конфликта : договариваться или не договариваться
4. Мама пришла с работы уставшая, а дочь прогуляла и дома не убрала.
( почему возник конфликт? Каковы позиции участников конфликта?
какими могут быть пути развития данного конфликта и его последствия?
благодаря чему удалось избежать конфликта?
- чувства участников конфликта
- развитие конфликта : договариваться или не договариваться
- разрешен или не разрешен конфликт
( Ответ: отказ от решения проблемы
попытка разрешить с позиции силы
диалог
компромисс, консенсус)
ДИСКУССИЯ:
Учитель: иногда очень трудно найти правильное решение:
+ Что для человека важнее в межличностных отношениях :доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?
+ Выберите из предложенных качеств те, которые помогают вам договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.
скромность злость
справедливость стыдливость
честолюбие грубость
честность милосердие
искренность ответственность
порядочность терпимость
гибкость стремление к доминированию
попробуйте «спрятаться за чужую спину»
постоянно критиковать
не отступать, быть принципиальным.
отказ от своего мнения
готовность понять
доброе отношение к людям
.
В человеческих отношениях всегда присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, что все люди хотят воспитывать в себе и видеть в других. И вот какие результаты были получены.
Люди хотели развить в себе качества
- уверенности, решительности -46% опрошенных
- выдержки, уравновешенности – 30%
- целеустремленности, силы воли -30%
- доброжелательности -10%
А вот окружающим людям все хотели добавить
- доброты, человечности – 50%
- честности, порядочности – 30%
- взаимопонимания, сочувствия – 22%
- терпимости – 16%
- щедрости – 12%
Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим – мягкости. Но ведь и окружающие ждут от вас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. У многих народов веками в том или ином варианте существовало «Золотое правило», которое гласит «не делай другому того, чего бы вы не желали себе самому». На протяжении многих тыс. оно является эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называли добродетелями.
Задание: Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.
- Давайте составим ПАМЯТКУ погашения конфликта, назовем ее «Шесть шагов к миру» (Ступени разрешения конфликта)
Честно и четко необходимо ответить на вопросы
1. Из-за чего возник конфликт - четко сформулируйте предмет конфликта
2. Какое мое желание привело к конфликту - выясните противоречия
3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, что хотим
4. К чему приведет предлагаемое решение. Буду ли я доволен этим решением? А противник?
5. Какое решение устроит обоих? постарайтесь найти общие позиции .Будем ли мы выполнять эти решения? посмотреть на проблему глазами оппонента -
признать значимость партнера - проявляйте гибкость, ищите компромисс
6. С чего начать наше перемирие? (рукопожатия)
Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса – важные качества, качества делового человека. Если в его основе решения лежит доброе отношение друг к другу, то всегда можно рассчитывать на успех, добавив немного терпения и мудрости.
6. КИРПИЧ - ВЕЖЛИВОСТЬ
Валя, как дается определение данного понятия в словаре
Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Это элементарное требование культуры поведения.
Она включает внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всему, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность , такт.
1. КОНКУРС –«Комплимент»
Задание: - Приглашаются 6 человек –работают в парах.
- В течение 1 минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент.
- Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент
2. Задание. послушайте песню Б.Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться». Назовите ту строчку, которая более всего тронула душу.( По-моему, здесь в каждой строчке стих. заложена мудрость, открывающая дорогу к себе и к другим)
7.КИРПИЧ – ТРУДОЛЮБИЕ
это моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Его проявление – трудовая активность, старание
УПРАЖНЕНИЕ - тренинг «Взаимодействие»
8.КИРПИЧ – ЛЮБОВЬ
Юношеская любовь близка к дружбе, похожа на нее, вырастает из нее. Она выражается в стремлении быть вместе, в радости общения и создания душевной близости, в стремлении видеть друг друга. ожидании взаимного нежного внимания. Важно бережно относиться к любимому человеку. Не хвастаться своей любовью. Не ставить в неудобное положение предмет своей любви, оберегать его от насмешек и самому не давать для этого повода.
9.КИРПИЧ – ИГРОВОЙ
В нашем доме должны быть игры, конкурсы, вечера
10.КРЫША – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Очень важна в любом доме хорошая атмосфера, а ее создает хорошее настроение. Учитесь работать над собой, владеть своими чувствами и эмоциями.
УЧИТЕЛЬ : Посмотрите внимательно на макет дома . Скажите чего в нем не хватает?
(трубы)
- Что необходимо выбросить в трубу?
( зависть, грубость, высокомерие, эгоизм, злость, жадность)
РЕФЛЕКСИЯ : Вот и Дом наш достроен. Большое спасибо за активную работу. Осталось подвести итог. У вас на столах смайлики, дорисуйте их (веселые, грустные, нейтральные) и прикрепите к макету дома.
Давайте по кругу скажем, что на сегодняшнем кл.часе для нас оказалось интересным и полезным. .: поднимите руку те, кто считает, что проведенный кл.час заставил задуматься над отношением к себе и другим
Наш урок помог всем убедиться в том, что всем не безразлично в каком доме мы будем с вами жить 1,5 года)Дорога к себе и к другим – это нелегкий, но интересный путь. Хочется пожелать, чтобы наш дом – был для каждого из нас опорой Веры, Надежды и Любви..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 5 класса "Доброе слово дом строит, а горькое разрушает"
Классный час «Доброе слово дом строит, а горькое разрушает»Цели. Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважен...

Классный час "Строим дом твоего здоровья"
Классный час " Строим дом твоего здоровья" для обучающихся 6-7 классов...

Классный час игра "Мы строим дом". 5 класс
Игра посвящена для того, чтобы сплотить ученический коллектив, выявить неформальных лидеров, заставить ребят задуматься над ценностями - дом, дружба, взаимопонимание, любовь и т.д....

классный час "Строим дом своего здоровья"
классный час проводится в форме обучающего семинара с элементами тренинга, с целью формирования ценностного отношения школьников к своему здоровью....

Разработка классного часа для учащихся 6 класса "Строим дом своего здоровья"
Дать представление учащимся 6 класса о важнейших жизненных ценностях и их значении через создание коллажа по теме «Здоровье»...

Классный час "Строим дом своего здоровья" 9 класс
Классный час рассчитан для учащихся 9 -го класса школы VIII вида. Дает представление учащимся о важнейших жизненных ценностях и их значении, убеждает в необходимости здорового образ...