Авторы: Кряжова А.Н. и Борисова Ю.С. Внеклассное мероприятие "Что я знаю о городе, в котором проучился много лет?"
методическая разработка (10 класс) по теме
Данное мероприятие можно использовать как классный час, который воспитывает чувство патриотизма к малой Родине. Основную часть мероприятия составляет викторина, которую можно поместить в стенгазету, в информационную рубрику, например, "Улицы родного города". Материал рассчитан на старшие классы, которые изучили курс исторического краеведения. Конспект занятия основывается на региональном компоненте, который необходимо включать в уроки русского языка и литературы. Мероприятие может проводиться руководителем, а также самостоятельно обучающимися, заранее подготовив материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 60.5 КБ |
prilozhenie_1.docx | 546.54 КБ |
prilozhenie_2.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
Что я знаю о городе, в котором проучился много лет?
Цели:
- способствовать формированию мышления;
- помочь суворовцам осознать необходимость знания исторического краеведения;
- создать условия для формирования способности воспитанников сознательно изучать историю родного края, чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, училищу;
- способствовать воспитанию чувства ответственности и патриотизма.
Задачи:
- познакомить воспитанников с историей названия улиц, архитектурных и исторических памятников, достопримечательностей города;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- развивать аналитические навыки и навык самостоятельной работы.
Участники: обучающиеся 10 класса.
Педагогическая технология: интерактивная беседа с элементами этического диалога.
Тип занятия: викторина.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование и материалы: мультимедиа, ноутбук, презентация, цитаты по теме, раздаточный материал.
План мероприятия:
1.Организационный момент: вступительное слово воспитателя - подготовка к восприятию темы.(5 мин.)
2.Основная часть: (35 мин.)
- восприятие темы: работа с вопросами, просмотр презентации,
- анализ результатов работы в группах, выводы.
3. Заключительная часть: рефлексия.(5 мин.)
Ход мероприятия
Организационный момент.
Вступительное слово.
Воспитатель: Послушайте стихотворение симбирского литератора Петра Александрова и ответьте на вопрос: о каком городе идет речь в этом произведении?
Он стоит в красоте живописной своей
Высоко над окрестными сёлами.
Только крыши домов, да макушки церквей
Поднялись над садами весёлыми.
Величавая Волга, царица-река,
И Свияга лазурная, чистая
Близ него проложили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая…
Чуть займётся заря — оне обе в огне,
И краса его в них отражается,
И, ласкаясь, его обнимают оне,
Эти тихие реки-красавицы.
За Свиягой — деревни, а дальше — луга
В беспредельном просторе теряются.
Их зеленый ковёр разорвала река
И капризно течёт, извивается.
Как гляжу я на город с соседних лугов
Под лучами заката румяными,
Вспоминаю я были минувших годов
И беседы веду с поселянами.
Волга вторит речам говорливой волной.
В этом говоре слышны предания:
Про богатых купцов и про смелый разбой
И хмельных удальцов ликования.
Предполагаемые ответы обучающихся: Ульяновск, Симбирск.
Воспитатель: Правильно. В этом стихотворении, которое было написано по случаю 250-летия города, идет речь о нашем славном городе Ульяновске. Оно так и называется Симбирск. Александров внес большой вклад в сохранение памяти о Д. Д. Минаеве, И. А. Гончарове, великих русских классиков, родившихся в Симбирске.
Наша встреча будет посвящена нашему любимому городу, а пройдет она в форме викторины. Я попрошу от каждого взвода пройти за круглые столы 8 человек-знатоков истории Симбирского края, придумать название команды и выбрать капитана.
Оставшиеся будут группой поддержки своей команды и активно помогать отвечать на вопросы, с которыми команда не справится.
Основная часть.
1 конкурс. «Разминка».
Воспитатель: Речь пойдет о названиях улиц. Если команда отвечает на вопрос с первой попытки, то она получает 3 балла. С каждой последующей подсказкой количество баллов уменьшается на один. Команда, которая знает ответ, поднимает руку.
Первый вопрос:
- с XVII по XIX вв. эта улица носила название Панская (3 балла);
- она была основана сосланными в Симбирск пленными полякам (2 балла);
- в 1918 году ее переименовали в честь друга и соратника К. Маркса, одного из основоположников научного коммунизма (1 балл).
Ответ: улица Энгельса
Второй вопрос:
- эта улица была так названа ещё до революции в 1900 году, в связи со 100-ем со дня рождения великого русского поэта (3 балла);
- в сентябре 1803 года поэт побывал в нашем городе, чтобы собрать материал о Е. Пугачёве (2 балла);
- близкими друзьями и знакомыми этого поэта были Карамзин, Тургенев, Языков, Давыдов (1 балл).
Ответ: улица Пушкинская
Третий вопрос:
- эта улица была образована в 1960 году слиянием двух переулков и была названа в честь первого русского ученного-естествоиспытателя (3 балла);
- его личность знаменита ещё и тем, что он был поэтом, преобразователем русского литературного языка, художником, историком, внёсший огромный вклад в развитие русской науки, просвещения и экономики (2 балла);
- он стал первым русским академиком Петербургской академии наук (1745), по его инициативе был основан Московский университет, который сейчас носит его имя (1 балл).
Ответ: улица Ломоносова
Четвёртый вопрос:
- эта улица образовалась на месте Беляевского и Жарковского переулков, в советский период носивших название – ул.Красных Партизан и пер.Коммунаров (3 балла);
- современное название он носит с 1973 года, в честь рядового гвардии стрелкового полка, погибшего 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки (2 балла);
- герой Советского Союза воспитывался в Ивановском детском доме Ульяновской области, закрывший своим телом амбразуру пулемётного дзота и обеспечив тем самым своему подразделению продвижение вперёд (1 балл).
Ответ: улица Александра Матросова
Пятый вопрос:
- в XIX веке носила название Слободская и была переименована в 1963 году в честь маршала Советского Союза, участника Гражданской войны, ученного-теоретика в области военной науки (3 балла);
- летом 1918 года он был назначен командующим 1 Революционной армией Восточного фронта, под его руководством был разработан план по освобождению Симбирска от белогвардейцев (2 балла);
- на этой улице в настоящее время находится Военный госпиталь, где проходят лечение военнослужащие (1 балл).
Ответ: улица Тухачевского
Шестой вопрос:
- эта улица названа в 1967 году в память о подвиге 12 бойцов, которые в 1944 году около города Лодейное Поле сделали разведку боем (3 балла);
- они обеспечили успешное наступление наших войск, получили звание Героев Советского Союза, среди них было пятеро ульяновцев (2 балла);
- они выявили огневые точки противника, переплыв через реку Свирь, в память их открыт музей в Железнодорожном районе в школе № 31 (1 балл).
Ответ: улица Героев Свири
Седьмой вопрос:
- это шоссе было переименовано в феврале 1967 года в проспект (3 балла);
- проспект был назван в честь героя гражданской войны в связи с 80-летием со дня рождения (2 балла);
- он был командиром прославленной Железной дивизии, который в сентябре 1918 года освобождал Симбирск (1 балл).
Ответ: проспект Гая
Восьмой вопрос:
- проспект был назван в 1979г. в честь советского военоначальника, генерала армии, Героя Советского Союза (3 балла);
- он был участником первой мировой войны, в 1917 году вступил в ряды Красной Гвардии (2 балла);
- родился в селе Шатрашаны Сурского района Ульяновской области, в Великую Отечественную войну командовал войсками Южного и Закавказского фронтов (1 балл).
Ответ: проспект генерала Тюленева
Девятый вопрос:
- улица носит свое название в честь военнослужащего, переводчика, уроженца города Ульяновска (3 балла);
- он закончил ульяновскую среднюю школу № 13, работал в Военном институте Министерства обороны СССР (2 балла);
- в 1985 году, выполняя интернациональный долг, героически погиб в Народной республике Ангола. Посмертно награжден орденом Красной Звезды (1 балл).
Ответ: улица Шолмова
Десятый вопрос:
- улица была названа в честь военврача Второго ранга, Героя Советского Союза в 1965 году (3 балла);
- до революции он служил матросом на крейсере «Николаев», участвовал в бунте матросов и был приговорен к расстрелу (2 балла);
- работа главврачом в больнице п. Языкова, в 1941 году работал на оккупированной территории в г. Славуте, был выдан провокатором и публично казнен (1 балл).
Ответ: улица Врача Михайлова
2 конкурс. Конкурс капитанов.
Воспитатель: На слайде вашему вниманию будет показана историческая архитектурная достопримечательность г. Ульяновска, которую вы должны будете назвать правильно на английском языке и ответить на несколько вопросов о ней. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.(см. Приложение)
3 конкурс. «Публичное выступление».
Воспитатель: Речь пойдет о памятниках г. Ульяновска. Прошу капитанов выбрать карточку с заданием. (см. Приложение)
(Задание на карточке. Подготовить публичное выступление на заданную тему. Время на подготовку 5 минут).
Суворовцы готовятся, используя интернет ресурсы.
Воспитатель: Группа поддержки внимательно слушает публичное выступление соперника и готовит вопросы по данной теме выступления.
Воспитатель: Слово предоставляется жюри для подведения итогов викторины.
Заключительная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашем любимом городе, это административный центр Ульяновской области, основанный в 1648 году Богданом Хитрово. Население составляет более 623,1 тыс. чел. (2005). Особенность нашего города в его расположении на берегах Волги и Свияги, течение которых противоположно друг другу. Не случайно астрологи говорят, что именно это обстоятельство помогает рождению великих личностей. Наш город знаменит не только рождением революционера-большевика В.И. Ленина, но и таких великих классиков русской литературы, как И.А. Гончаров, Г.Р. Державин, М.И. Карамзин, художников А.А. Пластов, Н. Сафронов. Словом, любой из нас, родившийся в Ульяновске, может стать знаменитым, так как этому способствует географическое положение.
Здесь в преданиях края встаёт старина.
Холм Петра над рекою виднеется,
Где ладьи его в бурю прибила волна, -
Там убогая церковь белеется;
И посажена царской рукой, есть молва,
Ель, в церковной ограде хранимая…
Край — отчизна поэтов! Здесь всюду жива
Память их, населением чтимая.
Здесь Языковских песен не замер призыв…
Карамзинская статуя медная…
Гончаровым прославленный в роще обрыв…
И могила Минаева бедная…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме: Город в котором мы живем
Об архитекторе Свиязеве,название улиц города...
Астрахань - город, в котором мы живём
Основная цель в этом мероприятии :раскрыть и изучить особенности родного города, воспитывать патриота своей родины, развивать интер...
Своя игра "Люби и знай свой город"
Презентация выполненная в виде Своей игры. Пять категорий вопросов по истории Серпухова. Вопрос выбирается на втором слайде. При втором щелчке на слайде с вопросом появляется правильный ответ....
Как ты знаешь город, в котором учишься?
Данная презентация дает возможность проверить знания учащихся по истории Санкт-Петербурга....
Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 5 классов по теме "Город от которого нельзя устать"
Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 5 классов по теме "Город от которого нельзя устать"...
Авторы: Борисова Ю.С. и Кряжова А.Н. Внеклассное мероприятие: "Что я знаю о городе, в котором проучился много лет?"
Данная методическая разработка позволит провести классный час в старших классах в форме викторины, в основу которой положено историческое краеведение. Цель мероприятия - воспитать чувство патриотизма ...
Топ-10 ошибок в воспитании, которые совершают многие родители
Топ-10 ошибок в воспитании, которые совершают многие родители...