Исследовательская работа:" Мир духовных ценностей".
проект по теме
Мир духовных ценностей
Исследовательская работа
Учащиеся 9 «г» класса
Научный руководитель: Храпова Ю.Е.
ГБОУ школа № 489 Московского района СПб
Считаем, что наш проект будет полезен классным руководителям и, конечно же, самим учащимся.
Актуальность данного исследования - общество существует не только в мире вещей и предметов, человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наша страна богата культурными традициями, но современное общество очень быстро развивается и меняется. Могут ли поменяться ценности?
Причина исследования - как сохранить духовные ценности в обществе?
В работе объектом исследования являются духовные ценности, а предметом – мир ценностей: прошлого и настоящего.
Для данной работы нами была сформулирована следующая цель - расширение кругозора о духовных ценностях и изучение роли духовной жизни в развитие общества.
Для этого поставлены задачи:
Углубить и обобщить знания учащихся о таких компонентах духовной жизни общества, как наука, образование, искусство, религия.
Изучить дополнительную литературу.
Провести опрос среди учащихся.
Сформировать творческую самостоятельность в выполнении проекта с применением компьютера.
Развить умения находить и структурировать информацию.
Провести анализ проделанной работы и подготовиться к защите исследовательской работы.
В данной работе мы предполагаем, выяснить представление у детей о духовных ценностях и узнать поменялись ли они у человека сегодня.
Для того чтобы достичь поставленную цель в работе и выполнить все поставленные задачи мы сделали план работы:
Разработка проекта;
Проведение классного часа «Что вы знаете о духовных ценностях в обществе»;
Подготовка презентации «Мир духовных ценностей»;
Проведение анкетирования среди учащихся 5 «а», 6 «а», 7 «а, б», 9 «в, г» классов ГБОУ школа № 489;
Сделать выводы о проделанной работе.
Для разработки проекта все учащиеся нашего класса были разбиты на группы:
Ø Группа юристов.
Ø Группа социологов.
Ø Группа оформителей.
Ø Группа экономистов.
При разработке исследовательской работы образовательной средой служили:
персональный компьютер учителя;
мультимедийный проектор;
сканер;
принтер;
интерактивная доска;
персональные компьютеры учащихся.
Ожидаемый результат от проделанной работы:
Ø Осознание обучающимися духовных ценностей.
Ø Определение для себя основной ценности, роль которой значима в жизни общества и человека.
Ø В ходе проекта у учащихся совершенствуются познавательные и организационные способности, а также коммуникативные умения.
Ø Развиваются навыки работы с компьютером: поиск необходимой информации в сети Интернет, скачивание, копирование, удаление, создание слайдов презентации.
Ø Развитие учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Ø Развитие памяти, речи, увеличение словарного запаса.
Партнеры при разработке нашей работы:
Учащиеся 9г, 6а классов школы № 489;
Родители;
Администрация школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_duhovnyh_tsennostey.ppsx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Наша страна богата культурными традициями, но современное общество очень быстро развивается и меняется. Могут ли поменяться ценности ?
Проблема: Как сохранить духовные ценности в обществе? Объектом исследования являются духовные ценности, а предметом – мир ценностей: прошлого и настоящего.
Цель работы: Расширение кругозора о духовных ценностях и изучение роли духовной жизни в развитие общества.
Задачи исследования: Углубить и обобщить знания учащихся о таких компонентах духовной жизни общества, как наука, образование, искусство, религия. Изучить дополнительную литературу. Провести опрос среди учащихся. Сформировать творческую самостоятельность в выполнении проекта с применением компьютера. Развить умения находить и структурировать информацию. Провести анализ проделанной работы и подготовиться к защите исследовательской работы.
Гипотеза: ..состояла в том, чтобы выяснить представление у детей о духовных ценностях и узнать поменялись ли они у человека сегодня.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации. (Википедия)
Уместно употреблять в данном исследовании, что духовная культура – это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смыслообразующие идеи; Формирует ценностные ориентиры; Способствует самопознанию; Помогает самоутверждаться; Приводит к самореализации.
План работы: Разработка проекта; Проведение классного часа «В чем разница между понятиями «цена» и «ценность»»; Подготовка презентации «Мир духовных ценностей»; Проведение анкетирования среди учащихся 5«а», 6«а», 7«а, б», 9 «в, г» классов ГБОУ школа № 489; Сделать выводы о проделанной работе.
Ответственные специалисты: Группа юристов; Группа социологов; Группа оформителей; Группа экономистов. Каждая группа ответственно выполняла свои обязанности, а также оказывала помощь другим.
Образовательная среда: персональные компьютеры учащихся; мультимедийный проектор; сканер; принтер; интерактивная доска; персональный компьютер учителя.
Ценными для русских людей в прошлом были : Душа человека, обращение внутрь себя. Связь поколений (семья ). Победа добра над злом. Общество (дружба, заступничество ).
ЭПИГРАФ: «Ценности – общее название для мнимых ценностей, имеющих свою цену, и для ценностей подлинных, которые становятся мнимыми, как только им назначается цена» Из книги В.Г. Кротова «Массаж мысли».
ЦЕНА ЦЕННОСТЬ 1 Это материальные предметы (шуба, машина). Большинство – это духовные предметы, или материальные предметы, имеющие ценность для человека или общества (воспоминания, фотографии, письма, произведения искусства и т.д.) 2 Цена подвергается захвату и насилию. Ценность нельзя захватить. Человек может умереть, но ценности остаются в памяти. 3 Цена исчерпаема . Стареет вещь – цена снижается. Ценность не стареет, она неисчерпаема, не сгорает, не тонет и т.д. 4 Цена всегда заменима (товар – товар). Ценность незаменима
В мире цены счастлив не будешь. Роскошь развращает. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все. А нам хочется с семгой, с икрой. Важно не подчинить жизнь культу еды.
Игра «Купи – продай» Цель: определить, что имеет ценность, а что – цену. Условия игры: и гра в парах, задача одного – уговорить продать вещь. Другой должен как можно дольше сопротивляться, выдвигая веские аргументы.
Вывод: Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе. Ц ена – это стоимость чего – либо, выраженная в денежных единицах. Есть вещи, которые не продаются – они дороги как память. В крайнем случае, можно отдать в музей.
Игра «Я – волшебник» «Я все могу, я – волшебник, я в вашем доме могу поменять все неживое, но я добрый волшебник, поэтому одну-единственную вещь я могу оставить неизменной. Выбирайте, какую.»
Вещи, которые ребята не поменяли бы никогда: фотографии близких; раритетные и памятные вещи семьи; письма от родственников; диски с записями своего детства и событий из жизни семьи.
Ценности современного общества: Социологический опрос учащихся школы.
Социологический опрос учащихся школы.
Социологический опрос учащихся школы.
Вывод: основными ценностями для наших одноклассников являются: семья и образование (учёба, знания), тот же показатель у 5а и 6а классов, у 7б – образование, деньги, но для учащихся 7а, 9в класса- это деньги и семья.
К духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний.
Виды духовной жизни Духовно-теоретическая Мысли; Идеи; Теории; Идеалы; Художественные образы. Духовно-практическая Сохранение; Воспроизведение; Распределение; Распространение; Потребление. Результат: изменение сознания людей
У всех народов ценности практически одинаковые: добро, защита слабого, дружба, трудолюбие и др.
Пути приращения духовного богатства Путь преемственности- сохранение и передача ценностей от одного поколения другому Путь новаторства - культура развивается за счет пополнения новыми ценностями. Новаторы-творцы создают шедевры искусства, делают научные открытия, изобретения.
Как и когда определить важность ценностей?
Ценности Пояснение Природа Дом человечества Человек Носитель и творец культуры Общество Зависимость друг от друга Образ жизни, достойный Человека (добро, истина, красота как принципы собственной жизни) Воля, деятельность, твор-чество человека (активное взаимодействие с миром) Индивидуальность, «моё Я» Внутренний мир каждого человека, его особенности
В ыводы : Духовные ценности – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить. Поставленная цель в начале исследования достигнута .
Ожидаемый результат: Осознание обучающимися духовных ценностей. Определение для себя основной ценности, роль которой значима в жизни общества и человека . В ходе проекта у учащихся совершенствуются познавательные и организационные способности, а так же коммуникативные умения. Развиваются навыки работы с компьютером: поиск необходимой информации в сети Интернет, скачивание, копирование, удаление , создание слайдов презентации. Развитие учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Развитие памяти, речи, увеличение словарного запаса .
Партнеры: Учащиеся 9г класса школы № 489; Родители; Администрация школы.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
Исследовательская работа "Формирование семейных ценностей, изучаемых в курсе литературы 5-7 классов"
Роль семьи велика в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения.Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование у учащихся нравственных и духовных це...
Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)
В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....
Научно-исследовательский проект "Духовные ценности подростков"
Проект расскрывает проблему утери молодым поколением духовных ценностей. Исследование показало,что современнику необходимо чтить народные традиции....
Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"
Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания....
Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей
Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе....
Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых (из опыта работы)
Воспитание детей на примере святых угодников Божьих....