Формирование самосознания учащихся в ходе коллективных творческих дел
статья (9 класс) на тему
Как заинтересовать и увлечь интересными идеями подростка в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samosoznaniya_uchashchikhsya.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самосознания учащихся
в ходе коллективных творческих дел
Несколько лет назад, когда было принято решение, что наше учреждение будет работать в режиме школы полного дня, нам казалось, что это приведет только к положительным результатам. Родители наших учеников тоже были заинтересованы в работе школы в режиме полного дня. Дети целый день находятся под присмотром опытных педагогов и воспитателей, обеспечены двухразовым горячим питанием. Домашнее задание дети выполняют полностью в школе, а в свободное от занятий время ребята посвящают себя спортивным мероприятиям, творческой деятельности.
Целью нашей работы стало: развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению; выявление и развитие природных задатков каждого ребенка.
Первые проблемы и негативное отношение к такому режиму работы педагогический коллектив школы ощутил с первых дней сентября. Администрация школы авторитарно заявила, что вторую половину дня должны посещать все дети, так как работаем в режиме полного дня. Если для начальной школы практически ничего не изменилось, то старшеклассники запротестовали. Я работала воспитателем в группе девятиклассников. Вместе с классным руководителем мы пытались объяснить все положительные стороны такой организации учебного процесса. Но никакие убеждения не действовали на наших воспитанников, которые всячески пытались «вырваться на свободу», отказываясь от горячих обедов и выпрашивая у родителей записки для директора школы. Желание педагогов помочь ребятам превращалось в ущемление их свободы выбора. Многие педагоги оказались не готовы что-либо менять в своей деятельности. Тем более, что в начале нашей работы воспитателями были назначены учителя-предметники, многие из которых не желали работать с утра до позднего вечера.
Возникли противоречия между: возможностью образовательного учреждения реализовать запросы социума и потребностей детей и взрослых и пожеланиями самих подростков; социальным заказом на воспитателя, обладающего методической компетентностью педагога школы полного дня и инертностью многих преподавателей в отношении приведения своих знаний и умений в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу.
Всё вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования: какое содержание и какие формы методической работы воспитателя могут обеспечить интеграцию основного и дополнительного образования, создать условия для самовыражения личности каждого подростка и формирования самосознания в соответствии с их индивидуальными интересами и возможностями.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью была выдвинута гипотеза о том, что методическая работа воспитателя в школе полного дня становится эффективной, если будут разработаны ее формы и методы, для чего необходимо:
- выявить творческие способности, лидерские качества учащихся группы;
- разработать эффективные формы работы с учащимися;
- разработать методы и средства работы воспитателя в школе полного дня.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
- создание в группе условий для проявления и раскрытия личностных качеств каждого учащегося группы;
- обеспечить занятость всех учащихся, что особенно важно для работы с детьми «группы риска»;
- осуществление принципа преемственности, воспитание ценностного отношения подростков к своему здоровью.
Мы ещё раз убедились, что невозможно формально подходить к жизни ребенка, особенно если это подросток, который очень быстро и непредсказуемо реагирует на новшества, происходящие сейчас в школах. Тем более, если ущемляются их интересы и ограничивается свобода. В пятнадцать лет всё кажется необыкновенно насыщенным – если это радость, то безгранична, если неудачи, то полны драматизма и безысходности. Школа сейчас для подростков теряет свою значимость как место сосредоточения основных интересов и переживаний, воспринимается как место, где «проходит часть жизни, требующей немалых интеллектуальных, физических и эмоциональных сил». Воспитателю, работающему с девятиклассниками во второй половине дня, необходимы безмерное терпение, необыкновенная любовь и вера в детские силы, полная мобилизация чувств, педагогических и просто человеческих знаний. Вначале необходимо было выявить личностные качества каждого ученика, их физические возможности, способности, желания. В начале учебного года был проведен классный час, на котором ребята сами выбрали органы самоуправления, позволяя каждому взять ответственность за определенный сектор деятельности класса.
Нами было проведено: анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, по вопросам здоровьесбережения и питания учащихся, классные часы, беседы. Очень важно было выяснить, чего хотят подростки и что реально сделать на данном этапе. У многих девятиклассников проявились предметные интересы, направленные на интенсивную подготовку к экзаменам. Они с удовольствием включили в свои планы дополнительные часы для занятий с учителями – предметниками. Но было в классе много учеников, которым, мягко сказать, не очень нравилось учиться. И в то же время мы выяснили, что эти ребята с удовольствием занимались бы фотографией, моделированием, они очень любят рисовать. Вне школы реализация этих увлечений требует финансовых затрат и определенной базы для занятий. При отсутствии таковых подросток ориентирует свое свободное время только на развлечение, бесцельно гуляя по улицам, играя в карты, а зачастую и увлекаясь алкоголем. Мы понимали, что нельзя допустить бездеятельность подростков. Не найдя полноценного приложения своей энергии, они могут использовать ее деструктивно. Тогда было принято решение изменить составленный план воспитательной работы, используя разнообразные нетрадиционные формы коллективной деятельности своих воспитанников. Коллективная творческая деятельность позволяет создать широкое игровое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, создания чего-то нового. В процессе такой деятельности подростки приобретают навыки общения, учатся работать вместе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Во время планирования и организации коллективной деятельности приобретается большой организаторский опыт, каждый имеет возможность подать идею, предложить новый способ действия. Таким образом, коллективная деятельность становится мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивает широкую внеурочную занятость учащихся. Было принято решение – заинтересовать учащихся теми видами деятельности, в которой они раньше не участвовали. В нашей школе давно практикуется «экскурсия в чемодане». Это условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Принципы работы такого вида деятельности мы позаимствовали у работников музея. Эта деятельность оказалась очень интересной для наших подростков. Они самостоятельно разрабатывали великолепные мероприятия для младших школьников и дошкольной группы. Для них были разработаны занятия по здоровьесбережению. Чтобы увлечь ребят, мы старались все занятия дополнить активной формой познания, где они имели возможность не только наблюдать, но обязательно высказывались, делали выводы. По темам здоровьесбережения с малышами проводятся занятия с элементами рисования, лепки. Практически на каждом занятии старшеклассники дарят дошколятам сувениры, сделанные своими руками. В завершении таких игровых занятий дети вырезают силуэты своих рук из цветной бумаги, символизирующие полезные, вредные и нейтральные для здоровья продукты питания. Эти заготовки служат листочками на «Деревьях здоровья». Аналогично можно изготовить «Светофоры здоровья», вырезая цветные круги. В такой работе девятиклассники выступают наставниками, с большим удовольствием планируют самостоятельно подобные мероприятия. Нашей следующей задачей стало создание повода, причем достаточно эмоционально привлекательного, чтобы побудить собраться группе вместе. Этим поводом стали игровые вечера. Причем пригласительные билеты готовятся самостоятельно. Учащиеся продумывают, как привлечь или пригласить ребят к ним на мероприятие. Для этого создаются рекламные плакаты-объявления, афиша, придумываются символы, эмблемы, если необходимо, для участников изготавливаются бейджики. Материалы к дисскусиям, диспутам, выставкам, конкурсам ребята готовили самостоятельно.
В школе, кроме традиционных «Дней открытых дверей», часто проводятся встречи с уважаемыми людьми, артистами, представителями власти. Уже много лет учащиеся нашей школы ведут шефскую работу над ветеранами Великой Отечественной войны, которые являются почётными гостями на каждом школьном мероприятии.
Самые активные подростки нашей школы дают превосходные результаты на сцене. Все наши силы были приложены к тому, чтобы у ребят появилась возможность показать себя в художественной, сценической, спортивной, хореографической, вокальной деятельности. При проведении мероприятий очень важно снять напряженность у учащихся. Вся работа с коллективом класса была построена по принципу интереса.
Какой деятельностью не занимались бы дети, им необходим отдых. Нами были выбраны активные виды отдыха, которые чаще всего осуществляются в спортивном зале школы. Проведение спортивных мероприятий рассматривалось нами как неотъемлемый элемент здорового образа жизни, а также как основное условие при достижении подростком жизненного успеха. Только в игре, в частности в спортивном состязании, подросток преодолевает социальные и этнические различия, снимает эмоциональную напряженность, в итоге создается эмоциональный баланс личности и социальной среды. Это и является основным условием достижения жизненного успеха. Для спортивных занятий в школе созданы такие условия, при которых каждый учащийся может заниматься любым видом спорта независимо от его физического состояния и возраста, начиная от пионербола, волейбола и заканчивая спортивной борьбой, аэробикой, а также кен-до.
Результатом нашей работы стало формирование положительной установки у подростков к учреждению как к базе, на основе которой постоянно реализуется наша деятельность, где создана возможность для широкой отдачи своих результатов деятельности, которыми стали: проведение конкурсных мероприятий, организация встреч с интересными людьми. В процессе встречи демонстрируются результаты творческой работы подростков. Формы встреч различны: выступления, вечер вопросов и ответов, концерт, подготовленный силами членов коллектива, экскурсия по выставке результатов деятельности, концерты самодеятельных коллективов, выставки любительского творчества, дискотеки, игровые вечера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...
Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"
Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...
Воспитание и социализация учащихся в процессе коллективного творческого дела
Этапы реализации КТД:1. Определение ключевой идеи литературно-музыкальной гостиной и распределение поручений.2. Поиск информационного, музыкального и художественного материала.3. Композици...
Коллективные творческие дела в формировании творческой личности учащихся
Выступление на педагогическом совете заместителя директора по воспитательной работе....
«Коллективное творческое дело на основе оформления фотозон как эффективный способ формирования эстетической компетентности у учащихся».
Современные изменения, происходящие в обществе, требуют реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем «детском» мире. Учиться сотрудничеству в общей забо...
Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы
Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...