викторина "Да здравствуют гусары бравые!"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Г(О)ОУ НПО ПУ №14 г. Грязи
Подготовила
Чулкова Наталия Юрьевна,
преподаватель истории
2012г.
Материалы викторины
Цели: популяризация знаний о гусарах; расширение кругозора обучающихся; развитие познавательной активности; воспитывать уважение к памяти наших героических предков.
Задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с историей возникновения гусар, историческими событиями, связанными с именами гусар; вспомнить о ратных подвигах защитников нашей Родины.
Оборудование: презентация.
Ход викторины. Проходит в форме рассказа преподавателя с демонстрацией слайдов и выполнением заданий викторины.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня проводится познавательная игра - викторина, посвященная бравым гусарам. Она приурочена к 200-летию Отечественной войны 1812г.
Каждый в жизни не раз что-нибудь слышал о гусарах, более того, у большинства сложился определенный стереотип представления о них. Давайте убедимся в этом. Назовите литературные, художественные или музыкальные произведения, где упоминается слово «гусар». ( Фильмы «Эскадрон гусар летучих», «Гусарская баллада», «О бедном гусаре замолвите слово», «Денис Давыдов»; рассказ Л.Толстого «Два гусара», т.д.).
Откуда появились гусары?
В 1458 году венгерский король Матвей Корвин (Матьяш Корш) приказал образовать новый вид кавалерии для участия в войнах с турками. Этот вид ополчения составляли дворяне. В гусары должен был идти каждый 20-й дворянин с 1/20 частью своих вооруженных людей – оттуда и пошло слово гусар. По одной из версий, huszár от венг. húsz «двадцать», потому что по венг. законам из двадцати новобранцев один должен был стать кавалеристом. С 17 века начинают формироваться гусарские полки во Франции, Австрии, Пруссии. В России первые полки были сформированы из сербов, молдаван, поляков. Потом из украинского казачества, которое привлекалось на службу только по необходимости. А с 1784г. гусарские полки получают статус регулярных легкоконных полков.
Какие качества характера были присущи гусарам? (храбрость, отвага, безрассудство, удаль, бравада).
Много говорится о гусарах в романе Л. Толстого «Война и мир». Кто вспомнит, на что поспорил гусар Долохов в этом романе? (Долохов поспорил, что, сидя на покатом карнизе окна четвертого этажа, свесив ноги вниз и не держась руками, выпьет, не отрываясь, бутылку рома.)
У персонажа Долохова было несколько прототипов. Только в знаменитой галерее военных, прославленных в Отечественной войне 1812г., несколько героев с похожей фамилией - Дорохов. Сколько всего портретов в этой галерее? (332) Кто их написал? ( Дж. Доу) Где находится эта галерея? (Зимний дворец в Петербурге)
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги...
За каждым портретом - судьба героя. Вот только один маленький эпизод. Иван Семенович Дорохов командовал авангардом войск Барклая де Толли в 1812г. Армия отступала, а Дорохову забыли послать приказ об отступлении. Время шло, с промедлением возрастал риск потери людей. И он принимает решение самостоятельно пробиваться к П. Багратиону. Дорохов умело просчитал маршрут, разбил французские разъезды, обошел дозоры. Лошади были отданы под артиллерию и раненых, люди шли пешком, выносили на себе ослабленных товарищей. Практически без потерь войско Дорохова смогло соединиться с войском П.Багратиона.
Кто сможет вспомнить несколько строчек М.Ю.Лермонтова из поэмы «Бородино», где описывается ожидание боя?
Давайте обратим внимание на эти слова:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Сейчас будет демонстрироваться форма гусар 19 века. Постарайтесь дать название каждому элементу одежды.
Доломан - куртка со стоячим воротником и шнурами;
ментик - короткая куртка, обшитая мехом;
чикчиры - рейтузы, расшитые шнуром;
ботики - сапоги;
кивер - шапка с султаном, шнурами (этишкетами);
портупея - ременная или галунная перевязь в виде ремней (галуна) различной длины и ширины, перекинутая военнослужащим через плечо (плечи), для ношения холодного оружия;
ташка - сумка.
А как же разобраться с непонятными для нас словами «кирасиры», «уланы», «драгуны»? Помните строки из «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Ольга умчалась с ветреным уланом»? Кто из них относился к тяжелой, а кто к легкой кавалерии?
Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую (кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря). Основной боевой единицей являлся полк. Полк тяжелой кавалерии (кирасирский или драгунский) состоял из четырех эскадронов. Каждый эскадрон состоял из четырех взводов. Два полка составляли бригаду: кирасирскую или драгунскую. Бригады сводились в кавалерийские дивизии и корпуса.
Русские женщины делили все тяготы войны.
Войне 1812 года было посвящено множество мемуарной и художественной литературы, очерков, писем, записок очевидцев событий тех лет. Из этих писем мы узнаем, что, и женщины всех сословий не могли оставаться глухими к военным событиям 1812 года.
И, в первую очередь, это относится к знаменитой «кавалер девице» – Надежде Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при ее жизни стала легендой. В своих многочисленных походах она вела записки, нечто вроде дневника, по которым и были написаны впоследствии многие ее произведения.
Надежда Андреевна Дурова родилась 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда ей принесли новорожденную дочь, сразу невзлюбила ее. Неудивительно, что дочь стала тянуться к отцу. Уже маленькой она проводила много времени в седле его лошади. Но у маленькой Надежды постоянно возникали конфликты с матерью. Вот что писала Дурова в своей книге «Кавалерист – Девица»: «Матушка имела неосторожность говорить отцу моему, что она не имеет сил управиться с воспитанницей Астахова, что это гусарское воспитание пустило глубокие корни, что огонь глаз моих пугает ее, и что она желала бы лучше видеть меня мертвую, нежели с такими наклонностями. Батюшка отвечал, что я еще дитя, что не надобно замечать меня и что с летами я получу другие наклонности и все пройдет само собою: «Не приписывай этому ребячеству такой важности, друг мой!» – говорил батюшка. Судьбе угодно было, чтоб мать моя не поверила и не последовала доброму совету мужа своего. Она продолжала держать меня
взаперти и не дозволять мне ни одной юношеской радости. Я молчала и покорялась, но угнетение дало зрелость уму моему; я приняла твердое намерение свергнуть тягостное иго и как взрослая начала обдумывать план успеть в этом. Я решила употребить все способности выучиться ездить верхом, стрелять из ружья и, переодевшись, уйти из дома отцовского». Много лет пройдет, пока ее мечта осуществиться.
И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова (потом она носила фамилию Соколова или Александрова). Бегство Дуровой из дома в большой степени стихийный порыв, это устремление в неизведанные просторы. Однако эта желанная свобода потребовала от нее дорогой платы – одиночества. Одиночества в суровом походном быту. Поневоле пришлось вести жизнь замкнутую, скрытую.
Уединяясь на биваках, Дурова кипела необыкновенной энергией в сражениях, – она ходила вместе с товарищами в тяжелейшие атаки на французов. Командир выговаривал ей даже, что она ходит в бой со всеми эскадронами полка поочередно, а не только со своим, как полагается. Журили ее и за то, что она, рискуя жизнью, стремится спасать «встречного и поперечного», выводит раненых из боя. За подлинный подвиг, за спасение от гибели русского офицера (женщина с пикой в руке бросилась на нескольких французских кавалеристов) ей был дан самый почетный воинский орден – Георгиевский крест.
Слух об отважной девушке, переодетой в мужскую одежду и сражающейся против наполеоновской армии, давно ходил по стране. Следствием прошения отца о пропавшей дочери и слухов стал вызов Н.А.Дуровой к царю. В фильме Э.Рязанова «Гусарская баллада» между Кутузовым и Шурочкой Азаровой происходит разговор, аналогичный тому, что произошел между Александром I и Надеждой. В заключение разговора государь добавил... «Будете называться по моему имени - Александровым! Не сомневаюсь, что вы сделаетесь достойною этой чести отличностию вашего поведения и поступков...»
Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность обогреться или сменить мокрый мундир.… Обо всем этом Дурова говорит в своих записках. Никто не слышал от нее никаких жалоб, даже тогда, когда она была сильно ранена ядром в ногу и оставалась в строю.
Позади страшное сражение за Смоленск и снова отступление. Уже недалеко до Москвы. 26 августа 1812г. состоялось знаменитое Бородинское сражение.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Из записок Н.Дуровой: « Адский день! Я едва не оглохла от дикого, неумолчного рева обеих артиллерий. Ружейные пули не обращали на себя ничьего внимания, даже тех, кого ранили: до них ли нам было! Эскадрон наш ходил несколько раз в атаку... У меня нет перчаток, руки мои окоченели от холодного ветра... Левая нога очень ощутительно дает мне знать, что я имею ее: она распухла, почернела и ломит нестерпимо: я получила контузию от ядра».
"Из всех моих сражений, - вспоминал Бонапарт, - самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми". За Бородино Кутузов получил чин фельдмаршала. Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не дала Наполеону возможности одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
В 1817г. Н.Дурова была уволена в отставку в чине штабс-ротмистра и с правом ношения уланского мундира. Военный мундир с георгиевским крестом она носила до самой смерти и очень сердилась, если кто-нибудь называл ее женским именем. Умерла Дурова в возрасте 83 лет, уважаемая и любимая всеми.
В потоке военных мемуаров «Записки Кавалер девицы» принесли Дуровой славу. Так как образ автора прочно слился с образом героини записок. Записки Дуровой – это еще и точка зрения рядового участника событий, для которого война состоит не столько из генеральных сражений и смотров, сколько из ежедневной тяжелой работы и трудностей быта. Причем не чужд ей и более широкий, общий взгляд на положение дел (например, ее рассуждения о судьбе Наполеона). Дурова, по словам Белинского, была «дивный феномен нравственного мира».
Задание. Криптограмма «Карта 1812г»
Здесь зашифрованы названия населенных пунктов, связанных с военными событиями 1812г. Ваша задача - правильно расставить пропущенные буквы и определить лишнюю букву. Вписав эту букву в колонку 9, вы сможете прочитать название еще одного населенного пункта. Можете воспользоваться подсказками.
1В этой деревне 1 сентября 1812г. на военном совете Кутузов принял решение об оставлении Москвы.
2.Одна из столиц нашего государства.
3. Город, возле которого соединились две наши армии в 1812г.
4. Здесь Наполеон бросил свою армию: «Что мне до этих уродов! Пусть выпутываются, как смогут».
5. В октябре 1812г. около этого города русская армия одержала победу над французами, отступавшими к Смоленску.
6. Деревня, где размещался русский пункт обороны.
7. Место в 80 км. от Москвы, где размещался русский лагерь.
8. Один из центров формирования ополчения, столица Российской империи.
|
|
По возвращении из Франции в 1814г. русские войска приветствовали как спасителей Отечества. Гусары, на которых лежал отблеск славы, пользовались особой популярностью. Увлечения гусарской романтикой не избежал и один юный лицеист. Кто это? (А.С.Пушкин).
В круг своих товарищей - гусар А.С.Пушкина ввел П.Я.Чаадаев, 22-летний офицер лейб-гвардии Гусарского полка, квартировавшего недалеко от Царскосельского лицея. За резкую антикрепостническую направленность «Философических писем» его сильно критиковали, и в 1821г. Чаадаев вышел в отставку, а после опубликования этого произведения в 1836г. его сочли сумасшедшим. Не менее суровое наказание ожидало еще одного лейб-гусара.
В феврале 1837г. после ареста в ссылку на Кавказ был направлен командир взвода 7-го эскадрона лейб-гвардии Гусарского полка поручик М.Ю.Лермонтов, автор стихотворения «На смерть поэта». Во второй раз в ссылку его отправили из лейб-гвардии Гродненского полка. В боевых действиях , развернувшихся против горцев осенью 1840г., Лермонтов командовал отдельным отрядом, проявил незаурядное мужество и храбрость, был представлен к награде - золотой сабле, но получить ее ему уже не удалось.
Оригинал храма Христа Спасителя был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. На стенах храма выбиты имена героев Отечественной войны 1812г.
Осада Плевны (Плевена) — эпизод Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., военная операция русско-румынских войск против укрепившихся в городе Плевне турецких войск Османа-паши. Упорная оборона турецких войск задержала продвижение российской армии и позволила османскому правительству укрепить Стамбул и Адрианополь, однако из-за неумелых действий высшего турецкого командования гарнизон Плевны был принуждён к капитуляции.
Гусары участвовали в осаде Плевеы. Лейб-гвардии Гусарский и Гродненский полки совершили в составе отряда генерала В.И.Гурко беспримерный переход через Балканы! Вы только представьте переход через горы зимой на лошадях. Отважно сражались гусары Нарвского полка, которым командовал Александр Александрович Пушкин - старший сын великого поэта.
С 1917г. было сформировано несколько гусарских полков. И в отличие от других частей Красной Армии гусарские полки получали полную амуницию и сытых коней. И сейчас гусары ассоциируются с удалью, веселостью, отвагой и любовью к Отечеству. Да здравствуют гусары бравые!
Подведение итогов викторины.
Вопросы и ответы
1. В каком году была написана картина «Военный совет в Филях». Назовите фамилию художника. Кто изображен на картине?
Ответ:Картина была написана в 1880 году (1879) художником А.Д. Кившенко. На картине изображены: фельдмаршал М.И. Кутузов; генералы М.Б. Барклай де Толли, Ф.П. Уваров, Д.С. Дохтуров, А.П. Ермолов, П.Н. Коновницын, А.И. Остерман-Толстой, П.П. Беннигсен, Н.Н. Раевский; полковники К.Ф. Толь и П.С. Кайсаров – всего 11 человек. Здесь же изображена внучка хозяина избы Малаша, затаившаяся на печке.
2. Какое важное решение было принято на военном совете в Филях?
Ответ: Оставить Москву без боя и готовиться к отступлению.
3. Как назывались военные формирования, создававшиеся во время Отечественной войны 1812 года из горожан, крестьян, дворян?
Ответ: Народное ополчение.
4. Где похоронен герой войны 1812 года Денис Давыдов?
Ответ: Свой жизненный путь он закончил в селе Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. Могила Д.В. Давыдова находится на Новодевичьем кладбище в Москве.
5. В ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года поставлено множество памятников и мемориалов. Назовите наиболее известные из них.
Ответ: Наиболее известными из них являются храм Христа Спасителя (Москва) и ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной (Санкт-Петербург); военно-исторический музей Бородино, музей-панорама «Бородинская битва». Кроме того, много памятников в Михайловском районе Московской области, а также в городе Смоленске и Смоленской области.
6. Он, бесспорно, принадлежал к числу выдающихся военных и государственных деятелей России. По отзыву декабриста М.Ф. Орлова, имя его «должно служить украшением нашей истории». «Подвиги Ваши – достояние Отечества, и Ваша слава принадлежит России», - писал ему А.С. Пушкин. Его воспели в своих стихах Пушкин, Лермонтов, Жуковский, декабрист Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Назовите этого человека.
Ответ: Генерал-лейтенант Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Выдающийся русский военачальник и администратор, герой Отечественной войны 1812 года, член Государственного совета (1831).
7. Женщина-партизан, героиня Отечественной войны 1812 года. Назовите ее.
Ответ: Василиса Кожина, крестьянка, старостиха хутора Горшкова Cычевского уезда Смоленской губернии.
8. Где находится усыпальница М.И. Кутузова?
Ответ: В Казанском Соборе Санкт-Петербурга (на Невском проспекте).
«Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой
Всё спит кругом,
Одни лампады
Во мраке храма золотят».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Рождественский бал "Гусар, ты весел и беспечен..."
Музыкальный спектакль с участием старшеклассников, посвящен героям Отечественной войны 1812 года....
Викторина по немецкому языку "Здравствуй, школа!", 6 класс
Первый урок немецкого языка в 6 классе. Данный урок направлен на повторение пройденного материла в 5 классе и введение учащихся в языковую атмосферу в форме викторины....
Игра-викторина "Здравствуй, зимушка-зима"
ВОСПИТАТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЗИМЕ В ВИДЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ....
Страноведческая викторина "Здравствуй, Шотландия!" для 8 класса
Страноведческий материал о Шотландии для учащихся 8 класса...
Викторина "Здравствуй, ОСЕНЬ!"
Викторина "Здравствуй, ОСЕНЬ!"...
Викторина "Да здравствует спорт"
Викторина о спорте для школьников....
Сценарий викторины для учащихся начальных классов в конце учебного года "Здравствуй Лето!"
Сценарий викторины, проводимой дефектологом для учащихся начальных классов в конце учебного года "Здравствуй Лето!"Викторина состоит из нескольких конкурсов: танец и движения...