Классный час в 6 кл "Человек отражается в поступках"
классный час (6 класс) по теме

Старикова Татьяна Викторовна

Цель кл. часа: содействовать формированию положительного психологического климата в классном коллективе;

воспитывать у  детей положительные качества, умение общаться и бережно относиться друг к другу; дать уч-ся возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_chelovek_otrazhaetsya_v_postupkakh.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Человек отражается в своих поступках"

Цель:

  • содействовать формированию положительного психологического климата в классном коллективе;
  • воспитывать у  детей положительные качества, умение общаться и бережно относиться друг к другу;
  • раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»; 
  • способствовать развитию у детей чувства самооценки, толерантности, умения правильно оценивать свои поступки.
  • повышение уровня самосознания и психологической культуры у учащихся, коррекция межличностных отношений и формирование морально-нравственных ценностей.
  • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны

1. Вступительное слово кл. руководителя

Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

Вопросы для обсуждения:

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, через ситуативные примеры взглянем на себя со стороны, попробуем скорректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях.

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли?

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова немецкого поэта И.Гете. Как вы их понимаете?

 В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

     С раннего возраста каждый из вас слышит слова из стихотворения Вл. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
     Никто не станет отрицать, что это так должно быть, и что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. 

- Часто, когда человек заставляет себя сделать нужную работу, например, не хочет учить уроки, но учит и т.д., говорят, что у него есть характер. А когда наоборот: надо учить уроки, а он играет - говорят, что он бесхарактерный.

- У каждого человека есть свой характер и проявляется он в поступках человека.

- Нужно ли человеку знать, какой у него характер? Зачем? Человеку необходимо знать, какой  у  него  характер, для того, чтобы научиться управлять собой, своими поступками.

- Что такое 
поступок человека? (Это действие, которое совершает человек с определенной целью, намерениями и последствиями). (слайд)

- Кто и что влияет на поведение и поступки людей? (воспитание, родители, сверстники, СМИ.)

- Сейчас вы услышите притчу о влиянии солнца и ветра на человека. В конце, вы должны определить смысл притчи?

Притча «Кто сильнее – Ветер или Солнце?»

Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее, и чтобы узнать это, решили посмотреть, кому быстрее удастся снять с прохожего пальто. Ветер начал дуть изо всех сил, пытаясь сорвать с человека пальто, но тот в ответ лишь сильней кутался. Ветер ушел ни с чем. Тогда Солнце согрело человека своими лучами, и тот снял пальто сам.

 - Какое влияние оказали  Ветер и Солнце на человека? (отрицат. и положит.)

-  Почему человек сам снял пальто? Солнце согрело человека своими лучами.

- Вывод: В чем смысл притчи? (Добро победило зло).

- Какой вывод можно сделать?

- Как надо относиться к человеку, чтобы он услышал ваш совет, принял    

  правильное решение? (С теплом, добром, сердечно).

– Представьте себя волшебником. Что бы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.

– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек и что его меняло  в фильме «Безумный день» из сериала «Ералаш»?

Просмотр видео «Безумный день» из сериала «Ералаш»

Совесть - очень хорошее качество. Иногда она самое верное средство для того, чтобы даже самый безумный день превратить в обычные будни. Герой данного сюжета убедился в этом на собственном опыте. Все началось с того, что он сбил другого мальчишку с кучей учебников в руках, потом съязвил при виде одноклассницы, а в конце присвоил себе чужой кошелек. Но едва он хотел покинуть здание школы с чужим имуществом, как все повторилось: мальчик с учебниками, одноклассница, чужой кошелек. В третий раз переживая один и тот же день заново, мальчик вернул кошелек владелице и замкнутый круг прервался, выпустив парнишку на свободу.

– Почему он изменился, что его заставило.

– А чего не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита,  отдать кошелек и сказать пожалуйста.)

Учитель: Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на окружающих людях. Делайте всё так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.

Ученица: Как дом, так сердце каждодневно 
Необходимо выметать. 
Оберегать от всякой скверны, 
Не помнить зла, не оскорблять. 
Любить без выгод и расчетов, 
Соблазна ближним не давать, 
Быть терпеливым к недочетам, 
Великодушно все прощать. 
Дружить с добром, 
Душой болеть – ведь это  значит 
Себя для ближних не жалеть.

Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  3. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, ты …
  4. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  5. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  6. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла телефон. Что ты сделаешь?
  7. Несколько человек в классе агитируют  уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
  8. Учитель поставил тебе оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

 Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства.

Послушайте притчу «Карта мира» (ученица)

Одним воскресным утром проповедник пытался в трудных условиях подготовиться к проповеди. Жена его ушла за покупками. День был дождливый, и маленькому сыну проповедника было скучно, потому что нечем было заняться. И он капризничал, мешая отцу сосредоточиться. 

Наконец отец в отчаянии схватил старый журнал, полистал его и нашел большую ярко раскрашенную страницу. Это была карта мира. Проповедник вырвал карту из журнала, разорвал на клочки и бросил их на пол со словами: 
— Джонни, если сумеешь собрать карту, я тебе дам тебе денег на мороженое. 

Он решил, что дал Джонни занятие на все утро. Однако не прошло и десяти минут, как в дверь его кабинета постучали. Это был сын с собранной картой. Отец удивился такому быстрому завершению, увидев, что все кусочки точно расставлены по местам. 

— Сынок, как ты сумел это сделать так быстро? — спросил проповедник. 
— О, — ответил Джонни, — это было легко. На другой стороне рисунок человека. Я просто перевернул клочки, собрал портрет человека, положил его на лист бумаги и снова перевернул. Я решил, что если человек правильный, то и мир будет правильный. 

Отец улыбнулся и протянул сыну деньги на мороженое. 
— «Если человек правильный, то и мир будет правильный»,- размышлял отец, понимая, что теперь название доклада у него определённо есть. 

В этой истории заключен ценный урок. Если вам не нравится ваш мир и вы хотите изменить его, начните с себя самого. Если вы в порядке, ваш мир тоже будет в порядке.

- Как вы думаете: моральный и добрый поступок - это одно и то же? А что значит «аморальный поступок»? Из приводимых мною примеров выберите аморальные поступки.

  • Когда старушка соседка попросила мальчика вскопать ей огород, он согласился, но заявил, что его работа будет стоить 200 рублей.
  • Молодой человек сорвал цветы в клумбе, чтоб подарить  их своей девушке.
  • Вася помог бабушке донести до дома тяжелую сумку,  т.к. ему стало ее жалко.
  • Мальчик разгласил чужой секрет, чтобы завоевать авторитет в классе;
  • Маша навела порядок в комнате, так как хотела. Чтобы мама ее похвалила.
  • Девочка обманула маму,  так как   получила двойку по  математике;

«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения». (Иммануил Кант) (слайд)

- Ребята, а давайте посмотрим, какие качества необходимы для совершения добрых, нравственных поступков. Прочитайте следующие слова. Попробуйте объяснить их  значение.

Человеколюбие - это любовь к людям, всему человечеству

Взаимоуважение -  это уважение другого человека, его чести, достоинства.

Взаимопонимание - понимание, умение выслушать и помочь другому человеку.

Бескорыстие - это совершение доброго поступка «без корысти», то есть без выгоды для себя.

Коммуникативное    упражнение   «Огонек общения»

На парту каждого ученика  учитель кладет три кружочка   разных цветов.

- Желтый цветочек вы дарите самому 
доброму в общении; зеленый -самому уступчивому, покладистому; фиолетовый - самому скромному, с вашей точки зрения.

- Посмотрим, у кого самый большой букет получился.  Как вы думаете, почему?

- Быть по – настоящему добрым – это легко? Ребята, научиться быть добрым действительно трудно. И у каждого человека свой путь к доброте.

Давайте вспомним песню « Дорога добра» (дети исполняют песню)

 - Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Ответы детей.)

- А сейчас посмотрите сценку по рассказу В.Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь! 

- Кого из мальчиков можно назвать добрым? Почему?

- Наполняйте жизнь добрыми делами и словами. Ведь жизнь дана на добрые дела.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря. (слайд)

Какими словами можно объединить следующие слова?

  • Страдание
  • Злость
  • Война
  • Жестокость
  • Разрушение (ЗЛО)

  • Радость
  • Нежность
  • Мир
  • Любовь
  • Созидание (ДОБРО) (слайды)

(Работа в группах). Каждой группе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек - назовем его «Кодекс добра». 

Каждая группа зачитывает свои правила.

  • Согласны ли вы соблюдать их?
  • Что может помешать не соблюдать этих правил?
  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека? (Заслушиваются ответы ребят).

В пословицах хранится многовековая мудрость народа.

Существует множество пословиц и поговорок о поступках людей. Подберите к каждой пословице  окончание. Какие ещё пословицы и поговорки о  добрых поступках, вы знаете?

  • Делай другим добро — будешь сам без беды.
  • Плохо тому, кто добра не творит никому.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Добро не лихо — ходит тихо.
  • Доброе дело человеку, что дождь в засуху.
  • Доброму человеку весь мир — свой дом, а злому и своя хата — чужая.
  • Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть.
  • Злой плачет от зависти, а добрый — от радости. (слайд)

Видеоролик  «БУМЕРАНГ ДОБРОТЫ».

    Сделай доброе дело, помоги человеку, который рядом и тогда тебе тоже кто-то рядом сделает доброе и приятное! Я предлагаю вам после просмотра этого ролика не ждать, пока у вас будет хорошее настроение  или пока вам кто-то другой не сделает доброе дело, а начать самому запускать бумеранги добрых дел, комплиментов, улыбок: “Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется!”

Поступайте  так, как вы хотите, чтобы с вами поступали. (слайд)

C:\Users\Ольга\Downloads\открытый кл час\getImage.jpg

Кл. руководитель.
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.

 «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский) (слайд)

Подведение итогов. Рефлексия.

Закончите высказывание.

Ключевое слово нашего кл. часа … (поступок)

Основная цель кл. часа… (понять, что каждый может повлиять на поступок другого человека)

Открытие нашей встречи … (доброта – главный помощник в делах, поступках, мыслях).

Наша встреча дала вам настрой на … (на добрые дела и нравственные поступки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл. час в 6 кл. "Человек отражается в поступках"

Цели: содействовать формированию положительного психологического климата в классном коллективе;·       воспитывать у  детей положительные качества, умение...

Классный час - я отвечаю за свои поступки

Классный час - я отвечаю за свои поступки...

Презентация классного часа. "Человек отражается в поступках".

quot; Поведение человека –это зеркало, в котором  каждый показывает свой истинный облик".  И.Гете . Нравственный классный час...

Классный час "Я отвечаю за свои поступки"

Цели:способствовать развитию умения принимать решение;развитие у учащихся умение отвечать за свои поступки;диагностика уровня ответственности за совершённые поступки....

Классный час "Я отвечаю за свои поступки"

Все мы  совершаем определенные поступки, которые имеют свои последствия. Каждый должен уметь принимать эти последствия и брать на себя обязательства за те или ины решения.  Человек, сделав в...

Классный час" Я отвечаю за свои поступки"

Мы должны быть в ответе за свои поступки....